+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Песни народов России на уроках музыки в школе-интернат

Автор: Харченко Наталья Ивановна

       Объём  музыкальной информация необычайно вырос. Ребёнок ежедневно получает её в школе на уроках, в различных творческих кружках, театре, кино, интернете. Несомненно, что этот поток музыкальной информации оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. И музыкальная педагогика не может игнорировать столь серьёзное  социальное явление.

        Вдали от шумных улиц города Таганрога, в тихом уголке находится санаторная школа – интернат. Она утопает в зелени деревьев, кустарников и цветов. Несколько  тысяч детей поправили своё здоровье, отдохнули, не прерывая обучения в школе. Основана школа-интернат г.Таганрога в январе 1963 года как туберкулёзная школа – интернат. Период пребывания ребёнка в интернате зависит от медицинских показаний.

       Длительное лечение специфическими препаратами, пропуски занятий по болезни, большие пробелы в знаниях, отсутствие интереса к учёбе, слабое здоровье, быстрая утомляемость – всё это создаёт трудности в обучении и воспитании ребят. Адаптация к новым условиям жизни проходит длительно и болезненно. Поэтому перед педагогическим коллективом стоят задачи по  созданию доброжелательного микроклимата, оказанию помощи воспитанникам в получении знаний, в повышении интереса к учёбе, развитию творческих способностей, привитию любви к труду, выбору профессии.

        Проходит время,  спокойнее и увереннее чувствуют себя ребята. Они – у себя дома. Где всегда поймут, посочувствуют взрослые. Друзья и товарищи – их надёжный тыл. Для достижения благоприятного психологического климата  ученики разделены на классы только во время уроков. Всё остальное время  - это отряды, где старшие заботятся о младших,  помогают решить многие жизненные вопросы. Хорошо продуман и проверен на практике режим дня. Но самое интересное  начинается  после обеда и тихого часа. Ребят ждут многочисленные кружки.

       Ребята занимаются в хоровом, вокальном, танцевальном, театральном. У интерната есть своя специализация: народные художественные промыслы, прикладное искусство. Даже стены  школы дышат творчеством -  входишь и погружаешься в мир сказки  детской фантазии. В учебном корпусе работают мастерские и учебные классы, из  них не хочется уходить, так много здесь произведений созданных руками детей и преподавателей.

        Большое внимание уделяется развитию музыкальных способностей учащихся в различных творческих кружках, театральной студии. Большую роль в формировании музыкального вкуса играет фольклор, ведь чтобы защитить ребёнка от многих вредных влияний стихийного музыкального потока, необходимо с самого раннего возраста заложить в нём прочный фундамент хорошего вкуса, основанный  на лучших образцах народного творчества. В этом случае ребёнок сможет интуитивно точно оценивать самые различные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие образцы.

       Мною была создана экспериментальная программа «Фольклор в общеобразовательной школе (для учащихся 5 – х классов).

       Цель этой программы – расширение  у школьников музыкально – эстетического образования  средствами народно – песенного искусства, познание  исторических корней музыкальной культуры Донского края, знакомство учащихся с многообразием и красотой и жанров русской народной песни. Духовное развитие личности ученика.

        Задачи реализации курса:

  - формировать у учащихся национальное самосознание, чувство осознания  своей принадлежности к родному народу;

  -  обучать родному музыкальному языку, пению народных песен.

       Для большей наглядности занятий  используются  коллективные посещения выставок художественных народных промыслов, народного костюма, посещение этнографического отдела музея градостроительства и быта. Обязательно проводятся встречи с исполнителями народных  песен. Русские народные песни учат основам вокально – хоровой профессиональной школы пения, для которой характерна широта дыхания, вокально – интонационная устойчивость, яркая и выразительная подача слов, задушевность, богатство нюансов вокальной речи.

       Новое произведение демонстрируется   целиком в эталонном исполнением профессиональных певцов, так как ребёнок должен знать, к чему надо стремиться при разучивании и исполнении песни. Перед началом разучивания любого произведения всегда проставляются в партитуре все требования к исполнению: дыхание, снятие, динамика, фразировка. Заранее продумываются все сложности в исполнении произведения, которые могут возникнуть у учащихся. Так как народное песнопение предполагает многоголосие,  к нему начинаем готовиться с первых уроков. Это работа длительная  систематическая, поэтапная.

       Этапы многоголосного пения:

1.  Умение слышать несколько  мелодических линий, тембров;

2.  Умение слышать количество звуков в созвучии, аккорде;

3.  Умение слышать консонанс и диссонанс;

4.  Ритмическое  двухголосие;

5.  Пение песен, где  аккомпанемент не дублирует мелодию;

6.  Умение выделить слухом нижний звук из двух звучащих;

7.  Пение упражнений с выдержанным звуком в одном голосе и движением в другом;

8.  Пение упражнений с противоположным, самостоятельным движением голосов.

Обязательно проводятся беседы об  основных жанрах народной песни:  былинах, исторических песнях, трудовых, обрядовых. Но истинно золотые песни – лирические. Лирическая протяжная песня - это вершина русской народно – песенной культуры.  На уроках проходит закрепление навыков кантиленного пения и цепного дыхания, исполнения народных песен различных жанров с учётом соотношения в них слова – напева – движения, также используются народные инструменты.

       Самый лучший возраст для обучения народному песнопению 7 -9 лет.  В нашу школу дети приходят уже в одиннадцатилетнем возрасте. Певческий звук в этот период нежный, лёгкий, имеет ярко выраженный фальцетный характер. Важная ступень в музыкальном развитии - работа над формированием вокально – хоровых  навыков: работа над певческим дыханием, дикцией, артикуляцией, строем, ансамблем. Большая работа проводится над дыханием. Вдох при пении должен быть спокойным, не перегруженным воздухом, без поднятия плеч, бесшумным и ровным без рывков. Формируется «цепное дыхание». Учитывая, что этот навык необходим при исполнении народных песен (не дышать всем одновременно, нет вдоха на стыке музыкальных фраз и т.д.).

      Звукообразование в народном пении отличается от академического. При народном пении – рот открыт в полуулыбке, положение гортани должно быть свободным, создаётся положение лёгкого, близкого зевка.    Также в народном пении встречается йотирование гласных:  я–йа, е – йэ, ё–йо, ю – йу.  И исполнительский приём – озвучивание согласной буквы. Между согласными появляются «скользящие» вставные гласные.  При пении эту гласную не следует выделять:  об (ы) – манула;  реч (и) – ка;  под (ы) – водит.

       Каждая область России обладает отличительными особенностями песнопения. На Дону - наличие запева (куплета) и дишканта (высокого солирующего голоса).  Дишкант - обычно высокий мужской голос или женский  - альт. Основным жанром песенного фольклора на Дону является протяжная лирическая песня. Но распевность, медленный темп требуют большой силы звука, крепкого дыхания. Они трудны для детского исполнения. Диапазон у детей невелик, да и прочувствовать такую песню детям порой трудно. Мой опыт подтверждает, что психика у детей больше расположена к подвижной, живой музыке. Им больше подходят игровые, хороводные, величальные, строевые песни. («Ой, со вечора, да с полуночи», «Пчёлочка златая», «Ой, вы, ветры, ветерочки», «Эх, Донские казаки!», «Веселитеся, донцы!»).

       При исполнении этих песен разрабатываются игровые моменты. Учащиеся располагаются полукругом, так как нет дирижёра, а они должны видеть друг друга и запевалу.  Игровые формы занятий требуют создания  специальных условий: чистого, проветренного, свободного от парт помещения, где можно «разыграть» и «плясать» песни, составлять композиции из разных песен. Обязательно дать детям возможность импровизировать: даётся один тон,  кто – нибудь варьирует свой напев, возвращаясь к этому звуку.

       Данная программа даёт возможность использовать разнообразные формы уроков: уроки путешествия, уроки ознакомления, музыкальные конкурсы, викторины, уроки – концерты. Специфичность программы заключается в том, что она связывает все виды народного  искусства в единство, представляя собой  синтез фольклора, поэтического, музыкального, изобразительного искусства, танца. Единство различных видов искусств позволяет осуществлять комплексное художественное воспитание. Работая по реализации данной программы учитывая возрастные, психологические, умственные особенности детей, их глубокий, искренний интерес к истории и  к музыкальной культуре Донского края.

        Обучаясь по данной программе, школьники знакомятся с русскими народными песнями самых разных жанров (былины, исторические песни, трудовые, обрядовые, лирические), использованием  русских народных песен в творчестве композиторов (П.И.Чайковский – 4-я симфония, Н.Римский-Корсаков - «Проводы масленицы), с историей и музыкой Донских казаков («Грянул внезапно гром над Москвою», «А как мы в Турцию ходили»). Расширяется и кругозор учащихся, развиваются навыки аналитического мышления, речи, музыкального слуха, вокально – хоровые навыки, образное восприятие, эстетический вкус.

         Сегодня в учебном процессе активно используются новые технологии обучения: информационные,  мультимедийные, медийные. Использование таких технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса. Работа над созданием презентаций или сайта по предметной тематике выполняется с желанием, большой заинтересованностью и способствует актуализации знаний: ученик учится формулировать цель и намечать пути её осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве. Компьютер, используемый учителем помогает в реализации активно – творческих методов, вытекающих из природы самого искусства. Главное на уроке – общение учителя и учеников через произведения искусства при большой поддержке ИКТ.

        Важными показателями успешности освоения программы является развитие интереса детей к народному творчеству, их  активное  участие в мероприятиях,  сохранение интереса к фольклору во внеучебной жизни (посещение фольклорных, фестивалей и концертов, этнографических выставок и др.).

            .