+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста

Автор: Данилова Галина Алексеевна

 Конспект урока русского языка в 10 классе.

Тема урока: «Комплексный анализ текста»

Цели урока:

 Обучающая цель: формировать навыки работы  над художественным текстом; развивать умения работать над сочинением - рассуждением по прочитанному тексту;

Развивающая цель: совершенствовать связную монологическую устную и письменную речь; развивать творческие способности обучающихся;

Воспитательная цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей при выборе жизненного пути.

Оборудование: компьютерная презентация, текст  для анализа, карточки – опоры для работы в группах.  

Форма урока: урок-практикум.

Тип урока: совершенствование умений и навыков.

Ход урока:

I.Организационный момент

1.Психологические настрой на урок:

- Здравствуйте, друзья! Я рада вас видеть и чувствовать ваше плечо в этот ответственный момент. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. ( слайд 1)

- Откройте тетради, запишите число.

Классная работа.

Пропустите  одну строку для темы урока, которую мы сформулируем позднее.

Итак, начнём с лингвистической разминки:

1.Орфоэпическая разминка 

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку.

Запишите эти слова и правильно расставьте в них ударение, не забывайте выделять ударную гласную зелёной пастой. (слайд2)

Задание :

аэропорты,  гражданство, эксперт,  средствами, принудить, документ, красивее, обзвонит, углубить, намерение, опломбировать, избалованный, завидно, ободрить, осведомиться.

Проверяем: (Самопроверка) (слайд 4)

аэропОрты,  граждАнство, экспЕрт, срЕдствами, принУдить, докумЕнт, красИвее, обзвонИт, углубИть, намЕрение, опломбировАть, избалОванный, завИдно, ободрИть, освЕдомиться.

 - Произнесите вслух эти слова ( работа проводится по цепочке)

2.Работа «Корректор» ( слайд 5)

Задание: найдите ошибки в рассуждениях

1.В слове стриженые под машинку волосы пишется одна буква н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь.

2.Фасованые продукты пишется с одной буквой  н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от  глагола фасовать несов. вида.

3.В словах деревянный  дом и серебряная ложка  пишутся  две буквы нн, т.к. это исключения.

4.Загруженная машина пишется с н, т.к. нет зависимого слова.

Фронтальная проверка.

1.В слове стриженые под машинку волосы пишется одна буква н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь.  (В этом суждении верно то, что слово образовано от глагола несов. вида стричь, но так как это  причастие с зависимым словом под машинку мы пишем две н)

2.Фасованые продукты пишется с одной буквой  н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от  глагола фасовать несов. вида.

 (Прилагательные глагольного происхождения на ованный , ёванный  пишутся с 2 нн)

3.В словах деревянный  дом и серебряная ложка  пишутся  две буквы нн, т.к. это исключения. (Слово деревянный исключение, пишу 2 нн, а прилагательное  серебряный  образовалось от существительного серебро. Суффиксы ан, ян,  ин с одной н.

4.Загруженная машина пишется с н, т.к. нет зависимого слова. (Зависимого слова нет. Но это причастие имеет приставку за, следовательно пишем суффикс енн с 2 нн).

Задание 3 ( слайд 5)

Соотнесите лингвистические термины, связанные с понятием «текст», с их толкованием, определением

1. Тема текста

А) Построение, последовательное расположение микротем

2. Признаки текста

Б) Книжный: публицистический, официально-деловой, научный, художественный;

Разговорный

3. Проблема текста

В) то, что хотел сказать автор, истолкование, которое он даёт наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни

4. Идея текста

Г) сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования

5. Композиция текста

Д) предмет повествования, изображения

6. Стили речи

Е) Повествование,

описание, рассуждение

7. Типы речи

Ж) Связность, единство, целостность, завершенность

 Проверяем: ( Слайд 6)

Ответы: 1Д, 2Ж, 3Г, 4В, 5А, 6Б, 7Е

 

II. Мотивация деятельности.

Продолжить наш урок мне хочется  с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Но чтобы ее понять, вам следует настроиться на ее прочтение. ( слайд 7) 

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

 

- Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.

(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради  своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство);

 третий горд и счастлив, т.к. служит прекрасной цели.)

 III. Актуализация знаний. (слайд 8) 

                                                                Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
                                                                 Её цени, в ней черпай наслажденье.
                                                                 Как проведёшь её, так и пройдёт.
                                                                 Не забывай: она твоё творенье.   

                                                                                                                      Омар Хайям

- Прочитайте эпиграф. Это четверостишие принадлежит Омару Хайяму

 величайшему поэту среднего века, который продолжает вдохновлять людей всего мира до сих пор, кажется, знал всю мудрость жизни.

- И подумайте, о чем мы  будем говорить на уроке, попытайтесь понять тему урока.

- Сегодня мы будем вести диалог с текстом.

-Как вы думаете, с какой целью? Где это пригодиться?

-Как вы видите, тема нашего урока важна, так как на ЕГЭ вам предстоит написать сочинение - рассуждение по прочитанному тексту.

- Наш урок называется «………….»

-Запишите тему урока. В конце предложения поставьте тот знак, который определит ту задачу, какую вы лично ставите  на этом уроке.

(.) - доказать, что…

(?) – выяснить, что…

(…) – исследовать, что…

-А сейчас давайте сформулируем общую для всех цель нашего урока.

-Итак, обратимся к тексту.

2. Cначала выполним задание на проверку знаний орфографии.

( работа в листах - карточках, вставляем буквы зелёной пастой)

3.Взаимопроверка (слайды  9,10,11,12)

IV. Психологическая рефлексия  (на фоне музыки-звуки леса)  (слайд 13)

Вы все, надеюсь, собирали бруснику. Представьте себе, что вы в лесу. Ложитесь на хрустящие листочки брусники. Видите перед собой стройные стволы сосен, их иглы вонзаются в голубое бездонное прекрасное небо. По небу величественно плывут белые пушистые облака. И вы ощущаете, как из глубин Вселенной на вас изливается энергия. Вы наполняетесь этой ласковой волшебной энергией и чувствуете, как ваше тело наполняется силой, мудростью и радостью. Вы отдыхаете. На душе спокойно и хорошо.

-А теперь возвращаемся в действительность.

V. Работа  по тексту:

1 Чтение учителем притчи. (слайд 14,15,16)

 2.Эвристическая беседа с опорой на прочитанный текст.

 

-Ребята, ни один автор не садится за письменный стол для того, чтобы просто записать фабулу (сюжет), он всегда хочет донести до читателя свои мысли и чувства, свое отношение к миру (слайд17)

«Прежде чем начать писать, - говорил Горький, - я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». С этими тремя вопросами сталкивается не только любой автор, но и каждый читатель.

-Итак, обратимся к тексту. Работать предлагаю  в группах ( три или четыре группы, учащиеся сами решают с кем  они хотят работать)

Задание:

1.Докажите, что это текст

2. Определите тему

3.Определите  стиль речи  текста, жанр

4.Определите тип речи.

5. Какова идея текста?

6. Выделите главную проблему текста.

-Почему местоимение Вы в начале текста сменяется на ТЫ в конце?

 

Анализ текста (с примерными ответами)

Задание:

1.Докажите, что это текст

 (Это текст. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически, последовательно и интонационно)

2. Определите тему (Смысл жизни человека, истинные и ложные ценности)

3.Определите  стиль речи  текста, жанр (художественный стиль, жанр – притча)

4. Определите тип речи ( рассуждение)

5. Какова идея текста? (для чего?) ( если человек будет искать лёгкие пути решения, то он не сможет состояться как личность)

6. Выделите  главную проблему текста.

-Почему местоимение Вы в начале текста сменяется на ТЫ в конце?

( устанавливается диалог с читателем)

VI.  РефлЕксия (10  мин.) (по клише)

Подведем итоги аналитической работы. Для этого, воспользовавшись клише, создайте собственный текст на тему: «В чём состоит мудрость жизни?» Каждая группа будет работать над отдельной частью текста, затем из кусков мы соберём полный текст.

      1 группа пишет  вступление,

      2 группа пишет  основную часть,

      3 группа пишет  заключение.

Группы представляют свои работы.

VII.