+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Вспомогательные технологии профессионально-трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Сафарчёва Ольга Александровна

 

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

 

учитель технологии

Сафарчёва Ольга Александровна

 

Вспомогательные технологии

профессионально - трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Социализация личности –это процесс усвоения индивидуумом образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст от 7 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.

Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации  имеет  трудовое  обучение  и  воспитание,  привитие  учащимся положительного  отношения  к  труду.

Вшколе№3 для обучающихся по адаптированным образовательным программам в решении данных задач особое место занимают уроки трудового обучения. Трудовое обучение в данной школе для  обучающихся  по  адаптированным образовательным программам представляет собой систему, которую я, как учитель технологии  выстроила по реализации данных задач, звенья которой тесно связаны и дополняют друг друга.

Для достижения   результата, применяю различные виды учебной деятельности на уроке (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы исследовательские и практические работы т.д.), а также включаю виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического  и критического мышления.

Особое внимание уделяю проектному методу обучения.

Особое внимание уделяю выполнению с детьми реальных проектов необходимых в той или иной области производства , знакомясь при этом с профессиями людей занятыми в этой сфере, и пробуя себя в качестве:

Профориентация:

ü  Свит дизайнер: выполняем букеты цветов  из гофрированной бумаги с конфетами. к дню учителя проект - «Сладкий букет любимому учителю», или 8 марта проект - «Корзина тюльпанов из гофрированной бумаги с конфетами»  в технике «Свит дизайн»

ü  Профессии штукатур моляр: Ремонт кабинета- очень сложный проект  учимся штукатурить и шпаклевать стены,  Работа со шпаклевкой, наждачной бумагой, помогают  мальчики, всем   интересно учиться замешивать раствор цемента или шпаклёвки, шпаклевать и цементировать стены.

ü  Дизайнер интерьера- превратили окно в пейзаж на стекле,  утеплив при этом окно- вставив между рамами утеплитель, а на стекло наклеили фото обои, получилось интересное окно с видом на пруд.

ü  Швея мотористка: Сшили шторы в кабинет

ü  Повар- кондитер: проект « Меню для школьной столовой»

 

 В честь 75-летия победы провели большую работу над интегрированным проектом  по теме: «Вооруженные силы России». На  уроках истории дети собирали материал о вооруженных силах России, затем на уроке  технология решали из какого материала и как будет реализовываться проект. Выбрав соленое тесто, для объёмных картин , через ИКТ (телефоны, ноутбук) нашли  технологию работы в этой технике , и начали работать. Под руководством основного учителя - предметника Паламарь Людмилы Михайловны и меня - учителя технологии – Сафарчёвой Ольги Александровны, с детьми разработали эскизы военной техники и родов войск России, для каждого учащегося или группы ребят  своя  работа-картина.  Результатом работы стала   выставка «Вооруженные силы России», по которой сами ребята рассказывали учащимся начальной школы о военных силах нашей Родины.  . Хотелось бы отметить, что над проектом работали с большим желанием как маленькие пятиклассники, так и 9 класс.

 Выполняем творческие проекты:

ü  новогодняя елка, новогодняя игрушка, оформление фойе школы к новому году.

ü  оформление разделочных досок в технике декопаж.

 

 Еще одним средством социализации детей с овз стало участие в праздниках, выставках, конкурсах, на уровне школы, города.  Тесное сотрудничество с педагогом предметником дает обучающимся возможность показать себя не хуже, а иногда и лучше остальных учащихся, это ярко показал конкурс «Мисс» и «миссис осень»- костюмы, осенний букет и блюдо осени готовили на технологии , а танец, стихи с учителем Людмилой Михайловной.

 

Коммуникативные способности очень хорошо проявляются  на  совместных уроках или уроках - перевертышах. Очень интересно наблюдать как дети меняются в совместной трудовой деятельности. Это в основном уроки кулинарии, свит дизайне, где они также знакомятся с такими профессиями, кухонный работник, посудомойщица. Здесь очень помогает таблица распределения обязанностей по профессиям:

профессия

ФИ учащегося

Шеф повар

 

Повар

 

Официант

 

Кухонный работник

 

Посудомойщица

 

 

Учащимся нравится меняться мастерскими , мальчики шьют, девочки пилят, потом обмениваются мнениями где также происходит социализация , что способствует развитию коммуникативных способностей.

 Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ стали информационно-коммуникационные технологии. Обучение  с  помощью  ИКТ приводит  к  повышению  эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Использование презентаций  на  уроках  трудового  обучения    позволяет стимулировать  интерес  учащихся  к  предмету,  способствует  лучшему запоминанию  учебного  материала,  формированию  и  коррекции  образного представления об изучаемых изделиях.

Большую помощь на уроке может сыграть телефон, -  теоретические сведения, ответы на вопросы, рецепты, мастер классы, фото, свои фотографии в процессе работы для проекта , т.д.   Я заметила, что после таких уроков у обучающихся  повышается самооценка и мотивация к действию.

Применяя на уроках здоровье сберегающие технологии,  я стремлюсь обучить каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, а так же формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью. Физ. минутки провожу на начальном этапе утомления, обеспечивая позитивный настрой, на разные группы мышц,  работу головного мозга, мелкой моторики рук Несколько таких, на мой взгляд интересных .упражнений я хотела бы вам продемонстрировать. Тем более физ. минутка нам не повредит.

ü   «Дотянись до солнышка»

ü  Алфавит

ü   Загадки на внимание

ü  «Умные пальчики»

 

 Профессионально-трудовое обучение    в нашей школе осуществляется     с 5по 9кл. по следующим профилям: столярное дело, швейное дело, кулинария (кухонные работники , повара), штукатур- маляр.

Особое значение в процессе обучения имеют диагностика и контроль за ходом развития профессиональных и личностных качеств учащихся показатели которых лежат  в основе  стратегии и  тактики  обучения, организации индивидуального и дифференцированного подхода, прогнозирования возможного  продвижения конкретного ученика в той или иной сфере деятельности. В интернете разработаны  и предлагаются к  использованию   карты наблюдения за динамикой и качеством формирования профессиональных знаний и умений, личностных качеств

учащихся в процессе трудового обучения, я  веду такие карты. Показатели  развития  компонентов профессиональной деятельности и успехи каждой учащейся  видны начиная  с  пятого  класса, и фиксируются у меня в рабочей тетради по каждому ребенку.

Данный способ наблюдения и контроля позволяет проводить более четкий анализ трудностей, которые испытывает учащийся при овладении знаниями и практическими умениями, и на этой основе разрабатывать индивидуальные  программы  развития  профессиональных  умений  и  качеств личности,  организовывать  индивидуальный  и  дифференцированный  подход  в обучении профессии.

По окончании школы наши выпускники продолжают обучение  в Усть – Кутском училище, осваивая профессии: швея, повар,  плотник –столяр.