Вспомогательные технологии профессионально-трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Сафарчёва Ольга Александровна
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
учитель технологии
Сафарчёва Ольга Александровна
Вспомогательные технологии
профессионально - трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социализация личности –это процесс усвоения индивидуумом образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст от 7 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.
Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду.
Вшколе№3 для обучающихся по адаптированным образовательным программам в решении данных задач особое место занимают уроки трудового обучения. Трудовое обучение в данной школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам представляет собой систему, которую я, как учитель технологии выстроила по реализации данных задач, звенья которой тесно связаны и дополняют друг друга.
Для достижения результата, применяю различные виды учебной деятельности на уроке (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы исследовательские и практические работы т.д.), а также включаю виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.
Особое внимание уделяю проектному методу обучения.
Особое внимание уделяю выполнению с детьми реальных проектов необходимых в той или иной области производства , знакомясь при этом с профессиями людей занятыми в этой сфере, и пробуя себя в качестве:
Профориентация:
ü Свит дизайнер: выполняем букеты цветов из гофрированной бумаги с конфетами. к дню учителя проект - «Сладкий букет любимому учителю», или 8 марта проект - «Корзина тюльпанов из гофрированной бумаги с конфетами» в технике «Свит дизайн»
ü Профессии штукатур моляр: Ремонт кабинета- очень сложный проект учимся штукатурить и шпаклевать стены, Работа со шпаклевкой, наждачной бумагой, помогают мальчики, всем интересно учиться замешивать раствор цемента или шпаклёвки, шпаклевать и цементировать стены.
ü Дизайнер интерьера- превратили окно в пейзаж на стекле, утеплив при этом окно- вставив между рамами утеплитель, а на стекло наклеили фото обои, получилось интересное окно с видом на пруд.
ü Швея мотористка: Сшили шторы в кабинет
ü Повар- кондитер: проект « Меню для школьной столовой»
В честь 75-летия победы провели большую работу над интегрированным проектом по теме: «Вооруженные силы России». На уроках истории дети собирали материал о вооруженных силах России, затем на уроке технология решали из какого материала и как будет реализовываться проект. Выбрав соленое тесто, для объёмных картин , через ИКТ (телефоны, ноутбук) нашли технологию работы в этой технике , и начали работать. Под руководством основного учителя - предметника Паламарь Людмилы Михайловны и меня - учителя технологии – Сафарчёвой Ольги Александровны, с детьми разработали эскизы военной техники и родов войск России, для каждого учащегося или группы ребят своя работа-картина. Результатом работы стала выставка «Вооруженные силы России», по которой сами ребята рассказывали учащимся начальной школы о военных силах нашей Родины. . Хотелось бы отметить, что над проектом работали с большим желанием как маленькие пятиклассники, так и 9 класс.
Выполняем творческие проекты:
ü новогодняя елка, новогодняя игрушка, оформление фойе школы к новому году.
ü оформление разделочных досок в технике декопаж.
Еще одним средством социализации детей с овз стало участие в праздниках, выставках, конкурсах, на уровне школы, города. Тесное сотрудничество с педагогом предметником дает обучающимся возможность показать себя не хуже, а иногда и лучше остальных учащихся, это ярко показал конкурс «Мисс» и «миссис осень»- костюмы, осенний букет и блюдо осени готовили на технологии , а танец, стихи с учителем Людмилой Михайловной.
Коммуникативные способности очень хорошо проявляются на совместных уроках или уроках - перевертышах. Очень интересно наблюдать как дети меняются в совместной трудовой деятельности. Это в основном уроки кулинарии, свит дизайне, где они также знакомятся с такими профессиями, кухонный работник, посудомойщица. Здесь очень помогает таблица распределения обязанностей по профессиям:
профессия |
ФИ учащегося |
Шеф повар |
|
Повар |
|
Официант |
|
Кухонный работник |
|
Посудомойщица |
|
Учащимся нравится меняться мастерскими , мальчики шьют, девочки пилят, потом обмениваются мнениями где также происходит социализация , что способствует развитию коммуникативных способностей.
Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ стали информационно-коммуникационные технологии. Обучение с помощью ИКТ приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Использование презентаций на уроках трудового обучения позволяет стимулировать интерес учащихся к предмету, способствует лучшему запоминанию учебного материала, формированию и коррекции образного представления об изучаемых изделиях.
Большую помощь на уроке может сыграть телефон, - теоретические сведения, ответы на вопросы, рецепты, мастер классы, фото, свои фотографии в процессе работы для проекта , т.д. Я заметила, что после таких уроков у обучающихся повышается самооценка и мотивация к действию.
Применяя на уроках здоровье сберегающие технологии, я стремлюсь обучить каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, а так же формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью. Физ. минутки провожу на начальном этапе утомления, обеспечивая позитивный настрой, на разные группы мышц, работу головного мозга, мелкой моторики рук Несколько таких, на мой взгляд интересных .упражнений я хотела бы вам продемонстрировать. Тем более физ. минутка нам не повредит.
ü «Дотянись до солнышка»
ü Алфавит
ü Загадки на внимание
ü «Умные пальчики»
Профессионально-трудовое обучение в нашей школе осуществляется с 5по 9кл. по следующим профилям: столярное дело, швейное дело, кулинария (кухонные работники , повара), штукатур- маляр.
Особое значение в процессе обучения имеют диагностика и контроль за ходом развития профессиональных и личностных качеств учащихся показатели которых лежат в основе стратегии и тактики обучения, организации индивидуального и дифференцированного подхода, прогнозирования возможного продвижения конкретного ученика в той или иной сфере деятельности. В интернете разработаны и предлагаются к использованию карты наблюдения за динамикой и качеством формирования профессиональных знаний и умений, личностных качеств
учащихся в процессе трудового обучения, я веду такие карты. Показатели развития компонентов профессиональной деятельности и успехи каждой учащейся видны начиная с пятого класса, и фиксируются у меня в рабочей тетради по каждому ребенку.
Данный способ наблюдения и контроля позволяет проводить более четкий анализ трудностей, которые испытывает учащийся при овладении знаниями и практическими умениями, и на этой основе разрабатывать индивидуальные программы развития профессиональных умений и качеств личности, организовывать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении профессии.
По окончании школы наши выпускники продолжают обучение в Усть – Кутском училище, осваивая профессии: швея, повар, плотник –столяр.