+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Коми - край неповторимый

Автор: Ануфриева Анастасия Геннадьевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Усть – Ижемская ООШ» Ижемского района Республики Коми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательное мероприятие

Тема:  «Коми – край неповторимый»

 

                                

 

 

                          

  Составитель:

                                                             Ануфриева Анастасия Геннадьевна

                                                 учитель начальных классов,

педагог дополнительного образования.

 

 

д.Усть – Ижма

2020 год

Воспитательное мероприятие по краеведению.

Тема: «Коми – край неповторимый» (проблемно – диалоговая технология)

Цель:  систематизировать и обобщить знания школьников о культуре коми народа.    

Задачи: 1.обобщить в игровой форме знания, которые дети получили при прохождении курса обучения.

2. воспитывать патриотизм, любовь и уважение к традициям своего народа.

3. развивать речь, память, мышление, воображение воспитанников.

Направление – общекультурное.

Тип занятия: Обобщение.

Формируемые УУД:

Предметные: Обобщить знания культуре коми народа.

Личностные:

- формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир.

- развитие  умения  высказывать свое мнение, выражать  свои эмоции.

- оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные:

-определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно

- учиться планировать  учебную деятельность на уроке, прогнозирование (выдвижение гипотез о предстоящей работе при составлении плана).

- работа по предложенному плану использовав необходимые средства.

 

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания)  для решения учебной  задачи.

- поиск и выделение необходимой информации из текстов.

-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в  предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) 

 

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог,

-умение донести свою позицию до других,

-участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, выразительно читать и  пересказывать текст,

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Место проведения занятия: актовый зал

Продолжительность занятия: 2 занятия по 40 мин.

Содержание сценария:

Цепочка маршрута включает прохождение по «станциям»:

1.«Сёян-юанiн»

2. «Пач лőсьőдысь дорын»

3. «Шондiбанőй»

4. «Олан-вылан, коми сьылан»

5. «Мывкыдлун»

6.  «Дőракыанiн».

Воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся 4 класса (как итоговые занятия после 3 лет обучения по программе «Коми – край неповторимый») .

Сюжетная линия  занятий основана на выполнении участниками заданий, представленных как система подсказок со стороны героев - помощников (путешественник, бабушка, печник, танцоры, певцы, старцы, ткачи).

 

            Проблемная задача формулируется одним из героев – путешественником, который собирает книгу кулинарных рецептов. Оказавшись в затруднительном положении, он просит учащихся найти рецепты национальной кухни народа коми и угостить его этими блюдами.

Для выполнения задачи учащимся раздаются маршрутные листы. С этого момента начинается путешествие. Дети путешествуют по «станциям».

·                    Станция «Сёян-юанiн».                                     

Учащихся попадают в коми деревенскую избу, там их встречает бабушка в национальном костюме (на данном этапе дети знакомятся с интерьером коми избы, коми национальным костюмом). Она не может помочь детям приготовить национальные блюда в связи с тем, что кирпичная печка, в которой она готовит,  дымит. Печку может починить только печник, но у него плохое настроение и он не хочет работать, никто не может его развеселить.

·                    Станция «Пач лőсьőдысь дорын».

 

Печник горюет о том, что народ разучился веселиться: не танцует, не поёт. Чтобы порадовать героя, требуется разучить национальный танец.

·                    Станция «Шондiбанőй».

Танцоры не могут танцевать из-за отсутствия музыкального сопровождения. Они обращаются к детям с просьбой узнать о музыкальных инструментах, на которых играли коми, разучить коми частушки и помочь им.

·                    Станция «Олан-вылан, коми сьылан». Певцы огорчены отсутствием вдохновения. Они не могут сочинить новые песни, поскольку для этого нужна идея. Новые идеи содержатся в народных сказах и преданиях. Певцы просят  детей раздобыть записи коми народных сказок и преданий.

·                    Станция «Мывкыдлун».                     

У ворот школьников встречают старцы. Они рады гостям и добрым вестям  о том, что детям интересно познавать свои национальные традиции. Но старцы, оберегая свитки со сказками и преданиями, просят детей для их хранения принести холсты.

·                    Станция «Дőракыанiн».

Ткачи готовы помочь детям. Но прежде чем подарить холсты, они предлагают школьникам проверить знания по истории и культуре коми народа.

Дети выполняют здания:

– назовите народы, проживающие на территории Республики Коми;

– определите (по иллюстрациям), какому району принадлежит каждый из национальных костюмов. Объясните свой выбор;

– назовите основные цвета национальной вышивки коми. Укажите (по образцам) характерные орнаменты национальной вышивки;

– выберите названия предметов по их принадлежности к традиционной коми культуре: пестерь, матрёшка, лузан,  сарафан, нодья, сос, чалма и т.д.

В качестве подарков ткачи передают детям полотенца и просят украсить их национальной вышивкой. (Дети украшают полотенца национальным орнаментом).

Станция «Мывкыдлун» (2й раз).

Дети дарят старцам полотенца. Старцы, желая проверить познания школьников в области национальной культуры, просят ребят выполнить задание (назвать героев народных сказок, преданий). Затем передают древние свитки с коми народными сказками и преданиями.

 Станция «Олан-вылан, коми сьылан». (2й раз).

Певцы получают свитки и в награду предлагают детям разучить народные песни (дети разбиваются на три группы, каждая группа разучивает и исполняет коми народную песню).

 Станция «Шондiбанőй». (2й раз). Танцоры благодарят детей за выполненную просьбу и разучивают  с ними движения национальных коми танцев (дети работают в группах).

Станция «Пач лőсьőдысь дорын». (2й раз).

 Дети исполняют разученные танцы и песни, пытаются развеселить печника. В награду он чинит печку в избе.

 Станция «Сёян-юанiн». (2й раз).                                        

Бабушка «готовит» национальные блюда (картупеля шаньга, черинянь, пувья юм и др.), знакомит детей с их рецептами.  Получив рецепты и угощение, дети отправляются к путешественнику.

Рядом с ним собираются все герои-помощники. Путешественник благодарит детей за помощь, пополняет кулинарную книгу новыми рецептами, угощает участников национальными блюдами. Проводится рефлексия.

Подводится итог: коми народ, несмотря на многовековое соседство с другими национальностями, сумел сохранить самобытность своей культуры. Сохранилась красота и индивидуальность языка, неповторимые украшения, орнаменты, национальная одежда, национальная кухня и т.д. Мы должны ценить это неповторимое богатство и бережно относиться к культуре предков.

Результатом работы учащихся будет: презентация, плакат, рассказ, книга кулинарных рецептов, творческая работа (песня, рассказ, моделирование одежды и др.)

 

Литература:

1.                  Коми муӧй, няньӧй-солӧй. Хлебосольный Коми край. Hospitable Komi land
кулинарные рецепты. Сыктывкар, 2008 год.

2.                  Коми народная музыка. Коми книжное издательство, Сыктывкар, 1969.

3.                  Коми войтырлӧн шусьӧгъяс да кывйӧзъяс. Пословицы и поговорки коми народа.- Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2014.-208 с.

4.                  Удивительная Республика Коми/ ред.-сост. Н.В.Мельникова.- Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016.-144 с.

5.                  Популярная история Республики Коми/ ред. Н.В.Мельникова.- Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016.-136 с.