Коми - край неповторимый
Автор: Ануфриева Анастасия Геннадьевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Усть – Ижемская ООШ» Ижемского района Республики Коми
Воспитательное мероприятие
Тема: «Коми – край неповторимый»
Составитель:
Ануфриева Анастасия Геннадьевна
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования.
д.Усть – Ижма
2020 год
Воспитательное мероприятие по краеведению.
Тема: «Коми – край неповторимый» (проблемно – диалоговая технология)
Цель: систематизировать и обобщить знания школьников о культуре коми народа.
Задачи: 1.обобщить в игровой форме знания, которые дети получили при прохождении курса обучения.
2. воспитывать патриотизм, любовь и уважение к традициям своего народа.
3. развивать речь, память, мышление, воображение воспитанников.
Направление – общекультурное.
Тип занятия: Обобщение.
Формируемые УУД:
Предметные: Обобщить знания культуре коми народа.
Личностные:
- формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир.
- развитие умения высказывать свое мнение, выражать свои эмоции.
- оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно
- учиться планировать учебную деятельность на уроке, прогнозирование (выдвижение гипотез о предстоящей работе при составлении плана).
- работа по предложенному плану использовав необходимые средства.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
- поиск и выделение необходимой информации из текстов.
-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог,
-умение донести свою позицию до других,
-участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, выразительно читать и пересказывать текст,
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Место проведения занятия: актовый зал
Продолжительность занятия: 2 занятия по 40 мин.
Содержание сценария:
Цепочка маршрута включает прохождение по «станциям»:
1.«Сёян-юанiн»
2. «Пач лőсьőдысь дорын»
3. «Шондiбанőй»
4. «Олан-вылан, коми сьылан»
5. «Мывкыдлун»
6. «Дőракыанiн».
Воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся 4 класса (как итоговые занятия после 3 лет обучения по программе «Коми – край неповторимый») .
Сюжетная линия занятий основана на выполнении участниками заданий, представленных как система подсказок со стороны героев - помощников (путешественник, бабушка, печник, танцоры, певцы, старцы, ткачи).
Проблемная задача формулируется одним из героев – путешественником, который собирает книгу кулинарных рецептов. Оказавшись в затруднительном положении, он просит учащихся найти рецепты национальной кухни народа коми и угостить его этими блюдами.
Для выполнения задачи учащимся раздаются маршрутные листы. С этого момента начинается путешествие. Дети путешествуют по «станциям».
· Станция «Сёян-юанiн».
Учащихся попадают в коми деревенскую избу, там их встречает бабушка в национальном костюме (на данном этапе дети знакомятся с интерьером коми избы, коми национальным костюмом). Она не может помочь детям приготовить национальные блюда в связи с тем, что кирпичная печка, в которой она готовит, дымит. Печку может починить только печник, но у него плохое настроение и он не хочет работать, никто не может его развеселить.
· Станция «Пач лőсьőдысь дорын».
Печник горюет о том, что народ разучился веселиться: не танцует, не поёт. Чтобы порадовать героя, требуется разучить национальный танец.
· Станция «Шондiбанőй».
Танцоры не могут танцевать из-за отсутствия музыкального сопровождения. Они обращаются к детям с просьбой узнать о музыкальных инструментах, на которых играли коми, разучить коми частушки и помочь им.
· Станция «Олан-вылан, коми сьылан». Певцы огорчены отсутствием вдохновения. Они не могут сочинить новые песни, поскольку для этого нужна идея. Новые идеи содержатся в народных сказах и преданиях. Певцы просят детей раздобыть записи коми народных сказок и преданий.
· Станция «Мывкыдлун».
У ворот школьников встречают старцы. Они рады гостям и добрым вестям о том, что детям интересно познавать свои национальные традиции. Но старцы, оберегая свитки со сказками и преданиями, просят детей для их хранения принести холсты.
· Станция «Дőракыанiн».
Ткачи готовы помочь детям. Но прежде чем подарить холсты, они предлагают школьникам проверить знания по истории и культуре коми народа.
Дети выполняют здания:
– назовите народы, проживающие на территории Республики Коми;
– определите (по иллюстрациям), какому району принадлежит каждый из национальных костюмов. Объясните свой выбор;
– назовите основные цвета национальной вышивки коми. Укажите (по образцам) характерные орнаменты национальной вышивки;
– выберите названия предметов по их принадлежности к традиционной коми культуре: пестерь, матрёшка, лузан, сарафан, нодья, сос, чалма и т.д.
В качестве подарков ткачи передают детям полотенца и просят украсить их национальной вышивкой. (Дети украшают полотенца национальным орнаментом).
Станция «Мывкыдлун» (2й раз).
Дети дарят старцам полотенца. Старцы, желая проверить познания школьников в области национальной культуры, просят ребят выполнить задание (назвать героев народных сказок, преданий). Затем передают древние свитки с коми народными сказками и преданиями.
Станция «Олан-вылан, коми сьылан». (2й раз).
Певцы получают свитки и в награду предлагают детям разучить народные песни (дети разбиваются на три группы, каждая группа разучивает и исполняет коми народную песню).
Станция «Шондiбанőй». (2й раз). Танцоры благодарят детей за выполненную просьбу и разучивают с ними движения национальных коми танцев (дети работают в группах).
Станция «Пач лőсьőдысь дорын». (2й раз).
Дети исполняют разученные танцы и песни, пытаются развеселить печника. В награду он чинит печку в избе.
Станция «Сёян-юанiн». (2й раз).
Бабушка «готовит» национальные блюда (картупеля шаньга, черинянь, пувья юм и др.), знакомит детей с их рецептами. Получив рецепты и угощение, дети отправляются к путешественнику.
Рядом с ним собираются все герои-помощники. Путешественник благодарит детей за помощь, пополняет кулинарную книгу новыми рецептами, угощает участников национальными блюдами. Проводится рефлексия.
Подводится итог: коми народ, несмотря на многовековое соседство с другими национальностями, сумел сохранить самобытность своей культуры. Сохранилась красота и индивидуальность языка, неповторимые украшения, орнаменты, национальная одежда, национальная кухня и т.д. Мы должны ценить это неповторимое богатство и бережно относиться к культуре предков.
Результатом работы учащихся будет: презентация, плакат, рассказ, книга кулинарных рецептов, творческая работа (песня, рассказ, моделирование одежды и др.)
Литература:
1. Коми муӧй, няньӧй-солӧй. Хлебосольный Коми край. Hospitable Komi land
кулинарные рецепты. Сыктывкар, 2008 год.
2. Коми народная музыка. Коми книжное издательство, Сыктывкар, 1969.
3. Коми войтырлӧн шусьӧгъяс да кывйӧзъяс. Пословицы и поговорки коми народа.- Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2014.-208 с.
4. Удивительная Республика Коми/ ред.-сост. Н.В.Мельникова.- Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016.-144 с.
5. Популярная история Республики Коми/ ред. Н.В.Мельникова.- Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016.-136 с.