+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Взаимодействие участников образовательного процесса в рамках инклюзивного обучения.

Автор: Ремнева Ольга Алексеевна

В России активно развивается инклюзивное образование. Оно реализуется путем непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав массовой группы. Опыт показывает, что инклюзивное образование приносит хорошие результаты,  как у детей с особыми потребностями, так и у здоровых детей.

   В последнее время увеличивается число детей  с проблемами в развитии. Своевременная коррекционная помощь является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию проблемного ребенка. Научные исследования подтверждают, что недостатки в развитии ребенка корректируются в большей степени именно в период  дошкольного детства  так как в этот момент психика наиболее уязвима.

   Трудности построения образовательной программы и педагогического процесса в детском саду для детей с особенностями в развитии обусловлены необходимостью соединения общих и специфических направлений.

   При инклюзивном образовании просто  необходимо тесное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения и родителей. Совместными усилиями вокруг ребенка создаются комфортные условия его пребывания в детском саду. В работе всех педагогов не должно быть противоречий, вся их деятельность направлена на поддержку ребенка, организацию предметно-развивающей среды, обучение родителей новым формам общения с ребенком.

   Работа с ребенком строится с учетом основных направлений развития ребенка: речевого, художественно-эстетического, познавательного, физического, социально-коммуникативного.

Для детей с особыми потребностями большую роль играют индивидуальные и подгрупповые занятия, так как эффективность фронтальных занятий для них низка.  Расписание строится так, чтобы каждый ребенок  с особыми потребностями ежедневно мог посещать индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

   Учитель-дефектолог является координатором коррекционной работы. Воспитатель проводит фронтальные занятия, опираясь на рекомендации учителя-дефектолога, а специалисты на индивидуальных занятиях закрепляют приобретенные знания, доводят умения и навыки до автоматизма.

  При инклюзивном образовании  все педагоги должны работать как единое целое, должна быть система. Она включает в себя комплексное решение проблем ребенка, анализ познавательного развития ребенка, квалифицированная помощь разными специалистами, составление программ общего и коррекционного развития.

     При инклюзивном образовании распространены следующие формы взаимодействия: консилиумы, службы сопровождения образовательного учреждения. Они оказывают многопрофильную помощь детям и их родителям при адаптации, обучении, воспитании, развитии и социализации.

Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов была выработана следующая система деятельности.   

          Воспитатели наблюдают за ребенком в режимных моментах, на  занятиях, отмечают его особенности и сообщают об этом учителю-дефектологу и психологу. Узкие специалисты обследуют ребенка индивидуально. Результаты всех обследований обсуждаются на консилиуме, ребенок при необходимости направляется на ПМПК, где получает заключение.

 Опираясь на это заключение, все педагогические работники намечают пути коррекции. Совместно разрабатывается программа для данного ребенка, составляется перспективный план работы.

Совместно идет подготовка к культурно-досуговой деятельности, проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

       Данные мероприятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать все специалисты детского сада и воспитатели.

    Серьезная работа ведется и с родителями. Им рассказывают, чем ребенок занимался в детском саду, дается домашнее задание с рекомендациями по отработке приобретенных навыков в бытовой деятельности.

       Обмен информацией о ребенке является основой для сотрудничества между родителями (законными представителями) и воспитателями Взаимодействие с семьей в духе партнерства является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Взаимопонимание и взаимопомощь обеих сторон означает совместную ответственность за воспитание детей.

          Особенно важно сотрудничество обеих сторон в том случае, если ребенок испытывает трудности в поведении или развитии. Только совместный анализ поведения, выяснение причин проблемы поможет найти наиболее подходящие пути решения. В совместной беседе проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей мер, которые могут быть предприняты со стороны МБДОУ и семьи.

          Воспитатели всегда поддерживают  семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов.

          Таким образом, МБДОУ занимается профилактикой и борется с возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях развития.      Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога. 

       Диалог с родителями (законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт.

    МБДОУ может предложить родителям (законным представителям) активно участвовать в коррекционно-развивающей работе и в отдельных занятиях. Родители (законные представители) могут привнести в жизнь МБДОУ свои особые умения и возможности.

   Помощь семье в рамках работы с ребенком с ОВЗ:

Совместно с родителями построение образовательного маршрута, т.е. выбор школы адекватной возможностям ребёнка (познавательному и речевому развитию).

- Консультирование по вопросам получения педагогической помощи.

- Подготовка родителей и детей к прохождению территориальной ПМПК, рассказ о правах родителей и детей с ОВЗ (информационно-юридическое сопровождение).

   Родители также принимают участие в организации развивающей среды. Она выстраивается с учетом зоны ближайшего развития ребенка. Организуются также детско-родительские занятия-игры. Осуществляется информационная поддержка родителей. Их обучают понимать и принимать детей с особыми потребностями. Родители могут задать специалистам волнующие их вопросы, обсудить насущные проблемы.

   Для улучшения качества инклюзивного образования все его участники должны работать в сотрудничестве друг с другом, прислушиваться к советам и замечаниям.