+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Дидактические игры и упражнения по профориентации в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Автор: Петрова Татьяна Владимировна

Профессиональная ориентация дошкольников  является широким полем деятельности для педагогов.

Выбирать свою будущую профессию ребенку должны помочь как семья, так и дошкольная образовательная организация. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром уже происходит в дошкольном возрасте. Дети через сказки, телевидение, общение со сверстниками и взрослыми, узнают о разных профессиях. В зависимости от воспитания ребенка, привития ему ценности труда способностей, а также психологических особенностей темперамента и характера, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Целью профориентации в дошкольном возрасте является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Уже в дошкольный период ребенок должен знать, кем работают его родители и кем работали бабушки и дедушки. Ребенка надо знакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда станет взрослым. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Поэтому, чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. В дошкольном возрасте подготовка ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать по мнению родителей (так как, например, многие в роду работают в этой сфере). Подготовка заключается в том, чтобы действительно познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. У ребенка необходимо развивать веру в свои силы путем поддержки его начинаний (например, в творчестве, спорте, технике  и т.д.). Чем больше разных умений и навыков ребенок приобретет в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Ознакомив детей с ТНР различными видами профессий, дети в итоге будут:

- понимать, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважать тех, кто трудится и ценить плоды их труда;

- ознакомлены с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учиться труду, овладевая необходимыми навыками, трудиться, принося пользу людям, и развивать свои трудовые способности.

Знакомством детей с трудом взрослых является не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для педагогического воздействия. Дети учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школьном возрасте.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Задачи работы по профориентации с детьми 5-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

-систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов.

Основной сложностью работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому наша деятельность (педагогических работников) по реализации задач профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно. Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций).

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к очень важным задачам дошкольного образования; и успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода. Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.