+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Психологическое сопровождение первоклассников

Автор: Мухаметьярова Лилия Рашитовна

1.      Пояснительная записка.

 

Актуальность программы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

·         систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

·         формировать у учащихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

·         создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Объект: учащиеся первых классов

·         программа рассчитана на работу в группе из 10-15 человек.

·         Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши.

·         Продолжительность занятия 30 – 40 минут.

·         Оптимальная периодичность встреч – 1 раз в неделю.

·         Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.

Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.

Формы и психолого-педагогические методы:

1. Ролевые игры для младших школьников

2. Рисуночные методы.

3. Метафорические истории и притчи

4. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

5. Работа с заданиями в парах (развитие навыка сотрудничества)

6. Диагностические методы

7. Упражнения на развитие основных компетенций

Структура работы психолога с участниками образовательного процесса.

I этап  – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов.

II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по декабрь) предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование  родителей по результатам диагностики.

3. Проведение  просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

4. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1.Организация групповой коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

2. Просвещение и консультирование педагогов и родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

3. Семинарские занятия с учителями начальных классов.

4. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

 

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

     установление контакта с учащимися, с учителем;

     формирование адекватного поведения;

     овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

Проявление школьной дезадаптации у младших школьников.

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

 

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»  

Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога - групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей

 

2.      Условия реализации программы.

Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников в  гимназии

№ п/п

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

I

1. Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей.

2.Занятия по программе сопровождения адаптации. 3.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности           

4.Проведение рефлексивных уроков.

Консультации по результатам диагностики.

Консультации педагогов

 

Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти (по результатам диагностической работы)

Родительский клуб:

“Адаптация детей к школе”

“Хорошо ли вашему ребенку в школе?”

«Влияние психологического климата в семье на ребенка»

Анкета для родителей

II

1.Занятия по программе сопровождения адаптации. 2.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности            (на уроках, на переменах)

3. Проведение рефлексивных уроков.

Консультации в режиме динамического наблюдения.

Родительский клуб:

Формирование у детей положительных эмоций.

Консультации по протеканию адаптации, рекомендации.

III

1.Занятия по программе сопровождения адаптации. 2.Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой.

Консультации педагогов

 

Родительский клуб:

Детская агрессивность

Что и как мы говорим нашим детям

Консультации по протеканию адаптации, рекомендации, консультации.

 

Тематическое содержание проведенных занятий в рамках программы

 «Я - гимназист»

Название занятия

Содержание

Занятие 1.

Знакомство. Первичная диагностика.

В процессе занятия ребята знакомятся со своими одноклассниками, учатся общаться и взаимодействовать друг с другом.

Проводится диагностика.

Занятие 2.

Правила гимназической жизни

Учащиеся в игровой форме знакомятся с основными правилами гимназической жизни; осознают, чем гимназист отличается от ребенка дошкольного возраста. Обсуждаются трудности с которыми учащиеся столкнулись в гимназии, находим пути их преодоления.

Занятие 3

Зачем мне нужно ходить в гимназию.

В процессе занятия учащиеся задумываются над такими вопросами: «для чего я хожу в гимназию?», «Какой урок важнее?», «Что значит стать всем полезным?», что способствует повышению учебной мотивации. 

Занятие 4

Какие ребята в моем классе

Занятие способствует формированию у ребят чувства «Мы», гордости за принадлежность к своему такому замечательному классу; учит конструктивным формам межличностного взаимодействия внутри класса.

Занятие 5

Мои успехи в школе

В процессе занятия ребята осознают свои сильные и слабые стороны в учебной деятельности, научаются преодолевать трудности. Осознают, кто из взрослых помогает им в учебном процессе.

Занятие 6.

Моя «учебная сила»

Вторичная диагностика

На занятии учащиеся осознают свои сильные качества, которые позволяют им быть успешными в учебе. А также учатся видеть сильные стороны в других. Знакомятся с такими важными понятиями, как трудолюбие, терпение, желание, любознательность и др.

 

Предполагаемый результат программы:

  1. Развитие позиции гимназиста
  2. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта)
  3. Повышение самооценки детей.
  4. Повышение уровня развития ключевых компетенций
  5. Развитие сплоченности детского коллектива
  6. Снижения уровня тревожности учащихся, связанной с процессом адаптации к обучению в гимназии

 

Занятие 1. Знакомство.

Ведущий проводит беседу. Показывает детям цветок и спрашивает у них, как вырастает этот цветок и что для этого нужно. Из ответов детей он делает вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того, чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходим дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый, здоровый взрослый, ему необходимо тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других.

 «Знакомство». Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего – имя того, кому бросают мячик.

Диагностика.

Рисуночная методика «Что мне нравиться в школе»

Детям предлагается нарисовать рисунок на тему «Что мне нравиться в школе».

Ведущие помогают детям подписать свои работы и уточняют у них где они себя нарисовали.

Рисуночная методика «Человек под дождем».

Детям предлагается нарисовать человека под дождем, так как они себе его представляют. Ведущие уточняют у учащихся,  где находиться человек и что с ним происходит.

 «Я – солнышко»

На доску прикрепляется рисунок солнышка,  вокруг которого расположено несколько планет. Детям нужно представить себя солнышком, посылающим тепло окружающим планетам – людям, и назвать тех ребят, которые сидят рядом с ним. Можно спросить детей, чьи имена были названы, чувствуют ли они тепло, исходящее от ребенка-солнышка.

Занятие 2. Правила гимназической жизни.

Разминка «1-2-3 шепчи!»

Ведущий задает им простые вопросы: какой сегодня день недели, месяц, число, время года и т.д. Но дети должны отвечать на этот вопрос, только если психолог покажет палец и скажет: «1-2-3 шепчи». Тогда дети шепотом все вместе произносят ответ на вопрос.

Правила гимназической жизни. Психолог беседует с детьми о том, какие правила существуют в гимназии (не разговаривать на уроках, не кричать на уроке с места, не подсказывать, поднять руку, если хочешь что-то спросить, работать дружно и др.) Ведущий показывает таблички со схематичным изображением правил. Можно поговорить с детьми о том какие правила им сложнее всего соблюдать и почему, и дать им задание – за неделю поработать над выполнением «трудного» правила.

Рисунок «Правила гимназии и мои права»

Дети сначала рисуют то, как они соблюдают одно из правил гимназии (на их выбор), а  потом одно из своих прав (тоже на выбор). При этом таблички с правилами и правами висят на доске.

«Гимназия моей мечты»

Ведущий делит детей на две команды, каждая команда получает лист А3, фломастеры, пластилин, ножницы и за 10 минут должны создать рисунок Гимназия мечты. Перед тем как дети начнут работу, психолог проговаривает с каждой группой, какие правила они будут соблюдать в процессе работы (работать дружно, не кричать и др.)

«Выставка»

Открывается выставка, на которой каждая команда представляет свой рисунок, рассказывает, что на нем изображено, а также констатирует, могли ли они соблюдать правила в процессе работы, говорит, как им работалось вместе, были ли сложности и т.д.

 

Занятие 3. Зачем мне нужно ходить в гимназию.

Разминка. Детям предлагается загадать и изобразить без слов какое-нибудь действие, которое совершает ученик в школе, а остальные должны догадаться, что он показывает.

Игра «Для чего ходят в гимназию»

Ведущий показывает детям персонажа из кукольного театра и говорит, что он совершенно забыл, зачем дети ходят в гимназию. Чтобы помочь ему вспомнить, поиграем: я буду называть разные версии того, зачем дети ходят в гимназию, а вы, если согласны, будете хлопать в ладоши, а если не согласны – топать ногой:

·         Дети ходят в гимназию, чтобы играть.

·         Дети ходят в гимназию, чтобы читать.

·         Дети ходят в гимназию, чтобы разговаривать с соседом по парте.

·         Дети ходят в гимназию, чтобы учиться.

·         Дети ходят, в гимназию, чтобы драться.

«Какой урок важнее?»

На роль каждого из предметов, изучаемых в гимназию, выбираются дети. Им нужно рассказать остальным, чему они учат на своем уроке, постараться доказать, что он важнее всех. Ведущий помогает каждому ребенку.

Работа со сказкой

Дети слушают и обсуждают сказку в стихах «Про Колю» (Н.Селезнева). Вопросы для обсуждения:

·         Почему Коля не хотел идти в гимназию?

·         Какой сон он увидел?

·         Почему он потом захотел учиться?

·         Что значит «стать всем полезным»?

«Один день из моей гимназической жизни»

Детям предлагается вспомнить один запомнившийся день из их гимназической жизни и нарисовать комикс на эту тему. Для этого необходимо разделить лист  на 6-8 равных частей и последовательно нарисовать события одного дня в каждом из квадратов. Чтобы дети лучше поняли задание, ведущий может показать детям пример комикса.

 

Занятие 4. Какие ребята  в моем классе.

Разминка. «Сколько в моем классе…?» Дети по одному выходят к доске, чтобы видеть класс. Каждый отвечает на один вопрос: «Сколько в нашем классе девочек?»… мальчиков?...детей со светлыми волосами?... детей с темными глазами?...в одежде которых есть белый цвет? И т.п.

«Закончи предложение» Дети завершают предложения, которые произносит ведущий: