+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Автор: Трифонова Антонина Анатольевна

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель: Трифонова Антонина Анатольевна

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педагогические технологии: технология деятельностного подхода

Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков  и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

 Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

-   обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

 - обозначать  мягкость  согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран

Оборудование: доска, цветные карандаши, раздаточный материал

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2019 г.;

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.

 

I. Орг. Момент.

- Мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.

II.   Актуализация знаний.

 

1.Чистописание. Письмо по памяти.

Запишем в тетради число и классная работа (помним о правильной посадке)

Обратите внимание на доску.  

Найдите закономерность в написании сочетаний букв ( На доске запись:

 Сс Сс Сс се со са ус…)

 

- Пишем упражнение с заглавной и строчной буквами «эс».

Сс Сс Сс се со са ус

- Прочитайте предложение про себя, вслух.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

- Чем оно интересно?  ( В словах повторяется буква С. Это скороговорка).

- Прочитаем скороговорку медленно. Потом еще три раза, ускоряя темп.

- Кто хочет прочитать скороговорку быстро и правильно? (Отвечают 3—4 человека.)                                                                                                                           - Какие орфограммы встретились в скороговорке? (Имена собственные: Сеня, Саня. Безударные гласные в корне слова: в сетях – сети).                                                 

    - Прочитайте скороговорку, чётко проговаривая записанные буквы – орфографически.                                                                                                                                          - Запишите по памяти.                                                                                                                                          - Сверьте с образцом на доске. Самооценка.

2. Актуализация знаний.                                                                                                           - Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв.)                                                            -  Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать?             ( В звук.)                                                                                                                                                                           - Какие буквы не обозначают звука?                                                                                                         - Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их.                                                                  - А сколько гласных букв? (10) Назовите их. Запишите гласные буквы в таком порядке, как они записаны на доске.

а            о             э              у           ы

я            ё             е              ю          и

- Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда? (Обозначают мягкость согласных). Приведите примеры.

- Что мы знаем о гласных буквах верхнего ряда? (Обозначают твердость согласных). Приведите примеры.

 

III. Самоопределение к деятельности.

На доске парами написаны слова:

    Мыл – мил

     мал - мял

      нос – нёс

      лук – люк                                                                                                                                 

– Прочитайте слова парами.

– Спишите. Подчеркните буквы, которыми различаются слова

Дети называют гласные парами. Учитель вписывает буквы в таблицу.

и – ы, я – а, ё – о, ю – у

– Какой пары гласных не хватает?

е – э

– Вы, наверное, догадались, чему мы будем сегодня учиться на занятии? (Учиться обозначать твердые и мягкие согласные звуки буквами.)

– Что мы должны уметь, чтобы не допускать ошибок. (Уметь различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Хорошо помнить пары гласных букв. Знать, когда для обозначения мягкости согласного нужен специальный знак.)

- Давайте сформулируем тему урока?

- Правильно тема нашего сегодняшнего урока: твердые и мягкие  согласные звуки и буквы для их обозначения.

- Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке?

Используйте опорные слова.

РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ (учится) ……. различать мягкие и твердые согласные звуки и обозначать их на письме с помощью гласных букв... 

- Для чего нам нужны эти умения? (Чтобы быть грамотными.)             

IV. Усвоение новых знаний

       1. Работа по учебнику

— Откройте учебники на с. 120 и прочитайте тему урока.    

Упр. 192 (с. 120). (Устное выполнение.)