Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Автор: Трифонова Антонина Анатольевна
Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Класс: 2
Предмет: русский язык
Учитель: Трифонова Антонина Анатольевна
Тип урока: урок изучения нового материала.
Педагогические технологии: технология деятельностного подхода
Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.
Задачи:
Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;
Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э
- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;
Техническое оборудование:
компьютер, проектор, экран
Оборудование: доска, цветные карандаши, раздаточный материал
Ресурсы:
Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2019 г.;
Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.
I. Орг. Момент.
- Мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.
II. Актуализация знаний.
1.Чистописание. Письмо по памяти.
Запишем в тетради число и классная работа (помним о правильной посадке)
Обратите внимание на доску.
Найдите закономерность в написании сочетаний букв ( На доске запись:
Сс Сс Сс се со са ус…)
- Пишем упражнение с заглавной и строчной буквами «эс».
Сс Сс Сс се со са ус
- Прочитайте предложение про себя, вслух.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Чем оно интересно? ( В словах повторяется буква С. Это скороговорка).
- Прочитаем скороговорку медленно. Потом еще три раза, ускоряя темп.
- Кто хочет прочитать скороговорку быстро и правильно? (Отвечают 3—4 человека.) - Какие орфограммы встретились в скороговорке? (Имена собственные: Сеня, Саня. Безударные гласные в корне слова: в сетях – сети).
- Прочитайте скороговорку, чётко проговаривая записанные буквы – орфографически. - Запишите по памяти. - Сверьте с образцом на доске. Самооценка.
2. Актуализация знаний. - Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв.) - Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? ( В звук.) - Какие буквы не обозначают звука? - Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их. - А сколько гласных букв? (10) Назовите их. Запишите гласные буквы в таком порядке, как они записаны на доске.
а о э у ы
я ё е ю и
- Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда? (Обозначают мягкость согласных). Приведите примеры.
- Что мы знаем о гласных буквах верхнего ряда? (Обозначают твердость согласных). Приведите примеры.
III. Самоопределение к деятельности.
На доске парами написаны слова:
Мыл – мил
мал - мял
нос – нёс
лук – люк
– Прочитайте слова парами.
– Спишите. Подчеркните буквы, которыми различаются слова
Дети называют гласные парами. Учитель вписывает буквы в таблицу.
и – ы, я – а, ё – о, ю – у
– Какой пары гласных не хватает?
е – э
– Вы, наверное, догадались, чему мы будем сегодня учиться на занятии? (Учиться обозначать твердые и мягкие согласные звуки буквами.)
– Что мы должны уметь, чтобы не допускать ошибок. (Уметь различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Хорошо помнить пары гласных букв. Знать, когда для обозначения мягкости согласного нужен специальный знак.)
- Давайте сформулируем тему урока?
- Правильно тема нашего сегодняшнего урока: твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
- Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке?
Используйте опорные слова.
РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ (учится) ……. различать мягкие и твердые согласные звуки и обозначать их на письме с помощью гласных букв...
- Для чего нам нужны эти умения? (Чтобы быть грамотными.)
IV. Усвоение новых знаний
1. Работа по учебнику
— Откройте учебники на с. 120 и прочитайте тему урока.
Упр. 192 (с. 120). (Устное выполнение.)