+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Современные технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Автор: Мустафина Гульсина Шамилевна

       Современные технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС                                                                         Мустафина Г.Ш.(учитель английского языка)

 

В современном обществе на первый план выходит проблема  успешного усвоения школьных дисциплин. Это заставляет учителя искать пути, позволяющие сделать изучение  предметов интересным и более доступным. На сегодняшний день в общеобразовательной школе учащихся второго звена можно наблюдать следующие тенденции:

-  отсутствие положительной мотивации, падение интереса к учёбе;

-  пассивность учащихся на уроке;

-  снижение количества учеников, обучающих на «4» и «5;

-  разный уровень подготовленности детей одного класса.

В связи с этим, каждого учителя волнуют вопросы:

-  как заинтересовать каждого ученика?

-  как научить его самостоятельно добывать необходимые знания?

           - как создать условия, при которых каждый ученик будет работать на уровне своих возможностей, стремясь к более высоким результатам?

На многие из этих вопросов отвечает система педагогического сотрудничества, предполагающая участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда - даже принуждать. Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя  - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Одной из форм осуществления идеи педагогического сотрудничества является система индивидуализированного обучения (ТИО).

     В ТИО  основной формой работы является системная самостоятельная работа ученика. Причём, не самостоятельная работа   в традиционном понимании, которая проводится на всех уроках после объяснения учителем нового материала, а именно самостоятельная работа по изучению  нового незнакомого материала учениками без объяснения учителя. Таково понимание современного системно-деятельностного подхода в образовании, который является главной идеей стандартов. Это деятельностный подход в отношении ученика, а не учителя. Разработчики новых стандартов утверждают, что мы - педагоги, своими прекрасными объяснениями, наглядностью, презентациями  убиваем в детях главное - стремление к деятельности. Результат налицо: резкое падение количества учеников, обучающихся на «4» и «5» по мере их взросления. ТИО не выступает  против объяснения нового учебного материала учителем. Она за это  объяснение, но не всему классу, а отдельному ученику или группе учеников, и по конкретному вопросу, в котором ученик не может разобраться сам.

При такой организации работы неизбежно следует, что на уроке каждый ученик работает в своем темпе и на своем уровне трудности. И этот темп работы, и уровень трудности не может быть определен учителем. Все это каждый ученик выбирает себе сам. А задача учителя – организовать урок так, чтобы каждый ученик работал в наивысшем для него темпе при наибольшей трудности.

         На уроках индивидуализированного обучения роль учителя изменяется. Он не является  носителем  и толкователем новой информации. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя - сделать так, чтобы работа каждого ученика была успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодолённой им трудности. Каждый ученик на уроке должен знать, сколько заданий он должен выполнить на «5», «4», «3»и рассчитать свои силы. В каждый момент ученик должен знать, как он выглядит по сравнению с другими  учениками. Никто не хочет выглядеть хуже других. Учитель тоже должен видеть, кому нужна помощь, как обстоят дела. Ученики непрерывно двигаются, подходят к учителю во время проверки задания, подходят к доске, чтобы отметить на карте успешности выполненное задание. Карта успешности - это список класса и несколько колонок по количеству заданий, которые заполняются учениками по мере выполнения заданий. С каждого  урока с применением ТИО ученик уходит с оценкой! Причём эта оценка не зависит от учителя. Сколько ученик сделал, столько и получил. Как правило, в начале урока ученики, зная, сколько им предстоит заданий для получения той или иной оценки, ставят себе цель, а в конце урока выясняют, достигли ли они цели. Так формируется адекватная самооценка личности.

Особую роль играют задания, которые выдаются ученикам. Это разноуровневые дидактические материалы, составленные по вполне определенным дидактическим принципам с учетом специфики преподаваемого предмета. Материалы создаются трех уровней:

            уровень А на оценку «3»– стандарты,

уровень В на оценку «4»– более сложный уровень,

уровень С на оценку «5» – задания повышенной сложности,  включающие элементы творчества.

Учитывая специфику предмета английский язык, мы используем лишь элементы технологии индивидуализированного обучения.     Они  используются при изучении лексики и грамматики. Технология также успешно применяется при выполнении контрольных работ по темам. Учащиеся выполняют тесты на компьютерах, после чего появляется их результат, и каждый ученик тут же видит и анализирует свои ошибки. Обучающие и контролирующие компьютерные программы разных модификаций  создаются учителем или применяются уже имеющиеся.

Например, при изучении грамматической темы, учащиеся знакомятся с основными правилами, данными в грамматическом справочнике учебника, и начинают выполнять упражнения. Каждый ученик выбирает тот уровень, который он считает посильным для себя. Задания составлены следующим образом:

Уровень А   - простые  упражнения, выполняемые по определенному шаблону (выбери правильный вариант, образуй нужную форму по образцу и т.д.).

Уровень В - упражнения репродуктивного характера (раскрой скобки, перефразируй, трансформируй, выбери правильный вариант и т.д.); Иногда задания этой группы  даются на уровне трудности, превышающем возможности ученика, так как  развитие ученика происходит только при полном напряжении всех его сил

Уровень С  - упражнения повышенной сложности не только из учебника, но и различных грамматических пособий для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Обучающиеся, поставившие задач выполнить все уровни, могут закончить работу раньше и перейти к следующей теме раздела или выполнять дополнительные задания олимпиадного уровня. При использование ТИО активное включение в работу компьютерных технологий освобождает учителя от проверки работ уровней А и Б, дает возможность каждому ученику идти в своем темпе на своем уровне. Использование технологии индивидуализированного обучения дает возможность дифференцировать работу внутри одной темы, раздела и целого курса обучения.