+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Благодатное влияние музыки на детей с особыми возможностями здоровья

Автор: Дикалова Ольга Юрьевна

«Благодатное влияние музыки на детей с особыми возможностями здоровья»

 

Каждый из нас, учителей-музыкантов, уверен, что занимается самым важным делом – приобщением к искусству. А познать искусство необходимо каждому человеку с самого раннего детства. Музыка – один из видов искусства, без которого не мыслима жизнь. «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать; но она наполнит гармониею мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни», так о влиянии музыки на детей высказывался В. Г. Белинский.

   О музыкальном воспитании детей с особыми возможностями здоровья   в школе можно говорить много. Первые впечатления дети начинают получать уже в раннем детстве, когда ребенок посещает дошкольные учреждения. Русский психолог П. П. Блонский писал: «Нормальная схема музыкального воспитания – образования склонности к музыке посредством прививки к ней в дошкольном возрасте (музыкальная среда, ритмическая гимнастика и пение с хороводами) и обучение техники игры в школьном возрасте (лучше всего в начале этого возраста по причине гибкости органов ребенка)». На музыкальных занятиях у детей с особыми возможностями здоровья в детском саду, как и в школе, формируются музыкальные способности, такие как  мелодический слух, чувство ритма, певческий голос. И чем старше дети, чем больше они соприкасаются с музыкой, тем больше они проявляют интерес к ней.

Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. На уроках и кружках, а также внеклассных мероприятиях, где уделяется большое внимание формированию интереса к музыке, школьники-подростки с особыми возможностями здоровья переживают самые различные чувства, так как удивление, восторг, радость самостоятельного открытия, сомнение в правильности музыкальной оценки.

Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и, конечно же, не сухое вдалбливание песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний. Используя словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания, при прослушивании музыкальных произведений школьники учатся высказываться о характере музыкальных произведений, обогащая свой словарный запас. Любопытство к урокам музыки проявляют большинство учащихся. Ученики перед уроками с большим интересом спрашивают, какую песню я наметила сегодня разучить с ними, какое музыкальное произведение прослушать. Стадия любознательности наступает в процессе музыкального обучения. Она характеризуется стремлением учащихся самостоятельно узнать о заинтересовавшем его музыкальном явлении: песне, произведении определенного композитора, жанре.

Роль педагогов и заключается в том, чтобы развить познавательный интерес к музыке, который должен сочетаться с эмоциональным интересом к ней и характеризоваться вниманием к основным закономерностям музыкального искусства: явлениям стиля в музыке, исполнительским средством выразительности. Наблюдая за интересом школьников к уроку музыки, хочется отметить, что интерес к этому предмету у детей возрастает с каждым днем. Они восхищаются музыкой осознанно, высказывая свое мнение и проявляя интерес и желание к углубленному изучению этого предмета. Школьниками используются имеющиеся знания и умения на практике в самостоятельных занятиях музыкой: в домашнем музицировании, в собирании фонотеки и видеотеки, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке и музыкантах, а в конечном итоге – в музыкальном самообразовании.

Австрийский пианист и педагог Артур Шнабель говорил: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика».