+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Как развивать музыкальный слух?

Автор: Шепилова Римма Григорьевна

Как развить ребенку музыкальный слух.

Дошкольники очень чувствуют выразительную музыку, ее эмоциональную окрашенность, понимают  красоту. У детей необходимо развивать музыкальную память, слух и чувство ритма.

Когда говорят музыкальный слух, подразумевают звуковысотный, тембровый, ритмический, динамический, ладовый, гармонический слух, а также умение отличать форму музыкального произведения и фразировку. Все эти элементы музыкального слуха тесно связаны между собой. Когда мы развиваем один элемент развивается и другой.

Музыкальный слух – это очень индивидуальное качество. Бывает от рождения абсолютный слух. Но музыкальный слух можно и нужно развивать.

С трехлетнего возраста начинаем знакомить ребенка со звуками разной высоты и развиваем звуковысотный слух. Сначала дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берем в разных октавах – во второй и малой, затем во второй и первой, и в дальнейшем в пределах одной октавы.

Во всех произведениях существуют вступления. Для детей много пьес написано про животных: кошечек, собачек, петушков и т.д.. Когда мы знакомим  детей с новой песней, и сначала играем ее так, как написано. Затем мы можем играть вступление в разных октавах. А детям задать вопрос: «Как вы думаете, кто это поет маленькая собачка или большая собачка?», если песня про собачку. Так можно спрашивать про все произведения. Если звучит высокий регистр, соответственно – это поет маленькая собачка, если низкий регистр, то  большая.

С помощью игры можно активизировать детей и осознать высоту звука , образность мышления. Например, перед игрой «Птички и собачка» музыкальный руководитель играет на фортепиано в высоком или низком регистре  (как лает собака) и спрашивает, кто будет ловить птиц: большая собака или маленький щенок?

После того, как дети усвоят резко контрастные по высоте звуки: высокие и низкие  и начнут передавать их голосом без точного интонирования, в конце года  можно загадывать загадки в пределах интервала квинты.

На занятиях пением, слушанием музыки, музыкальными играми, мы знакомим детей с произведениями, написанными в мажорном и миноных ладах.

В упражнениях для развития музыкального слуха используем мажорный лад, так как он легче для пения и более устойчивый. Из мажорного лада берем отрезок из пяти ступеней. Упражнения для пения даем в тональностях, в которых удобно петь: ми –бемоль мажор, ми мажор, фа мажор. Упражнения даем в интервале квинта.

Что бы сделать упражнение интересным, можно придать ему образность. Например сказать: «Ребята сегодня мы с вами будем играть на дудочках». Сначала педагог поет мелодию: «Ду-ду-ду!». Затем дети повторяют на своих воображаемых дудочках.

После того, как дети усвоят упражнение в интервале квинта, мы усложняем упражнение. Теперь можно играть на дудочке в интервале терция. И объясняем, что это не высокий звук, он средний.

Средний звук усваивается труднее, поэтому осознание и усвоение его происходит в конце года в средней группе.

Затем можно знакомить детей  с гаммаобразным движением по ступеням лада – первая, вторая, третья, четвертая, пятая ступеньки. После того, когда мы научим детей петь звукоподражании по ступенькам верх, мы учим из петь звукоподражания по ступенькам вниз.

Во второй половине года дети исполняют упражнения, состоящие из коротких мотивов в три звука – с поступенным движением, со скачками на основные ступени. Упражнения даются в ми-бемоль мажоре, ми мажоре и фа мажоре.

В старших группах мы подводим детей к пению упражнений а капелла. Развиваем умение петь без сопровождения инструмента. Для этого сначала сопровождаем пение детей игрой мелодии на фортепиано или голосом взрослого, затем предлагаем самостоятельно спеть звук , и после на фортепиано повторяем этот звук.

Звуковысотный музыкальный слух, чистота интонации, слуховое внимание, упражнения помогают осознанно воспринимать и воспроизводить звук.