+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Активизация кинестетического восприятия обучающихся

Автор: Жекотов Юрий Викторович,

                                            «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту,

                                   и  глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально

                                   и педагогически, чем медицински и биологически».

                                                                                                                   Л.С. Выготский      

                      

             Активизация кинестетического восприятия обучающихся

          

 

    Е.В. Егункова,  

    Ю.В. Жекотов,  

    О.В. Мощинецкая,  

     

 

  Статья посвящена проблеме направленного включения кинестетического восприятия учащихся в учебный процесс в условиях специальной  коррекционной школы. Авторы считают, что внедрение в педагогическую практику приёмов и методов по активизации кинестетического восприятия приводит к росту мотивационных процессов обучающихся, развитию у них объёма памяти, способствует повышению качества получаемых знаний.

 

  Коэффициент интеллекта IQ рядом исследователей определяется на основании тестирования разнообразных  свойств и качеств личности: логики, памяти, внимания, сенсорики, координации и др.    и является некоторым средним показателем тестовых данных. Причём авторами тестов Д. Векслером, Дж. Равеном, Р. Амтхауэром допускается, что по одному или нескольким показателям ребёнок с более низким общим коэффициентом интеллекта IQ   может превосходить ребёнка с более высокими умственными способностями.

   Аналогичный вывод делают отечественные дефектологи. В частности Б.П.Пузанов указывает на «…наличие у каждого умственно отсталого ребёнка большого резерва здоровых, ненарушенных задатков, неравномерное (с точки зрения глубины) распространения дефективности на разные стороны психической деятельности…» [1].

 

  Определение сохранных качеств личности и использование их в коррекции и компенсации недостатков и дефектов развития учащихся специальной (коррекционной)     важнейшая задача  образовательного учреждения.

  Так на начальном этапе обучения в мастерских учителя трудового обучения отмечают, что во время выполнения практических заданий ряд учащихся превосходит других учеников класса. Они увереннее ориентируются в задании, точнее планируют ход работы, им нужно меньше времени на усвоения того или иного двигательного приёма. Причём нередко  в этой группе оказывается ученики, ранее относимые по уровню усвоения знаний к слабой части класса. Сообщения учителей трудового обучения на школьных диагностических педсоветах и конференциях по преемственности обучения( традиционно проводится по окончанию 1 четверти, обсуждаются условия адаптации учащихся 4-5 классов и вновь поступивших в школу детей) о том, что такие ученики успешны  на уроках трудового обучения, бывает, вызывает удивление у учителей начальных классов, где ранее эти ученики не выделялись в каких-либо видах учебной деятельности.

  С.Я.Рубинштейн  приводя один из примеров психолого-педагогических экспериментов В.Г.Петровой, которая «убедительно показала, что, если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами, но и производят с этими предметами различные действия, повышается качество их представлений, знаний и суждений о свойствах этих предметов» делает вывод, что «…немаловажная роль в трудовом обучении, а также в общем умственном  развитии учащихся принадлежит и иным видам восприятий, например кинестетическим [2]».[3]. 

  Важные идеи по индивидуальному подходу к учащимся в трудовом обучении предложил С.Л. Мирский, разделив учащихся на типы в зависимости от сохранности у них целевой, исполнительной и энергетической сторон деятельности. Отдельные составляющие кинестетического восприятия можно в в классификации С.Л. Мирского обнаружить в характеристиках исполнительной и энергетической сторонах деятельности учащихся.      

  Не отрицает участия двигательных компонентов в мышлении человека американский учёный Артур Ребер. Определяя природу мышления, Артур Ребер даёт ему характеристику  как «…скрытому или имплицитному процессу, который недоступен непосредственному наблюдению. Обычно считается, что мышление включает манипуляцию некоторыми, теоретически выделяемыми элементами… различными теоретиками такими элементами считались слова, образы, идеи, а также мышечные компоненты…» [4].

  А вместе с тем ещё в начале 20 века,  обобщая исследования различных авторов, Выготский Л.С. отмечает, что у ребёнка наряду со зрительной и слуховой нужно выделять двигательную память. «Наконец третий тип – заучивание не с глаза и не с уха, а через собственные движения при помощи возникающих при этом мускульных и кинестетических ощущений».

  Говоря о смешанном характере различных типов памяти у каждого отдельно взятого ребёнка Л.С.Выготский рекомендует «… учителю полезно узнавать индивидуальный тип памяти у ученика и прибегать чаще всего именно к этому типу.» [5].

  Действительно, учитель трудового обучения, организуя практическую работу, знает, что двигательный аппарат и мышцы ребенка сигнализируют о правильности выполнения задания, позволяют ему соотносить последовательность разнообразных движений с желаемым результатом, участвуют в механизме анализа сопротивления материала относительно прикладываемого усилия. Способности учеников направлять усилие,  изменять тонус, силу, напряжения мышц,  менять скорость и траекторию движения инструмента в зависимости от свойств материала и сложности задания,   будут влиять на результаты работы.

  Очевидно, что при различных видах практических работ, как, например, строгании заготовки по размеру или выпиливании криволинейной кромки и др. результаты   выполнения практического задания будут зависеть от вербального мышления, функционирования зрительного анализатора, сформированности других психических функций учащегося, но и в значительной степени от способности ученика дифференцировать собственные мышечные ощущения и воспринимать своё тело в пространстве.  Потому не случайно при выполнении  практического задания на начальном этапе обучения в мастерской, могут оказаться успешнее учащиеся, ранее не превосходившие одноклассников не по каким учебным показателям.  Но тогда следует сделать умозаключение: раньше кинестетическое восприятия, значительно сохранное в общей «картине» дефекта данной группы учащихся не было востребовано. Учитель строил свою работу, опираясь на зрительный и слуховой анализатор ребёнка, кинестетическое восприятие им же пока мало замечалось и если служило ученику в познании законов и свойств окружающего мира, то случайно, не организовано, помимо участия педагога.

  Чтобы понять возможные направления по активизации кинестетического восприятия учащихся в учебной деятельности  и  связать этот тип восприятия с другими психическими функциями необходимо в очередной раз обратится к  Л.С.Выготскому.  Анализируя вопросы  связи мышления с определёнными движениями и в целом мышления с двигательным аппаратом человека, Л.С.Выготский в частности пишет:

  «Всякая мысль, связанная с движением, вызывает сама по себе некоторое предварительное напряжение соответствующей мускулатуры, выражая тенденцию реализоваться в движении, и если и остаётся только мыслью, то в силу того, что движение не доведено до конца, не обнаружено вполне и прибывает в скрытой, хотя в совершенно ощутимой и действенной форме…[6].

  Даже самые отвлечённые и трудно переводимые на язык движения мысли отношения, как какие-нибудь математические формулы, философемы или отвлеченные логические законы, даже они оказываются связанными в конечном счёте с теми или иными остатками бывших движений, воспроизводимых теперь вновь»[7].

  С целью более полного включения сохранных возможностей кинестетического восприятия в учебную деятельность, авторами статьи разработались и регулярно на уроках русского языка и математики предлагались упражнения и задачи. Условия этих заданий были составлены таким образом, чтобы включить в них имеющийся практический опыт, приобретённый учащимися на уроках труда (разбудить мышечные ощущения и связать в памяти с новыми изучаемыми понятиями).   Не меняя сложности устных и письменных заданий, упражнений, задач по русскому языку и математике, часть условий менялась так, чтобы были знакомы материалы и инструменты со свойствами и устройством которых учащиеся познакомились на занятиях в трудовой мастерской. Также в условия заданий вводились действия и операционные работы, осваиваемые  учащимися  на уроках труда.

 Разработанные задания не заменяли весь комплекс материала учебников и применялись по ситуации,  варьировано. Часть таких заданий использовалось для фронтальной работы со всем классом. Для учащихся, успешно овладевающими трудовыми приёмами, но испытывающим трудности при усвоении материала по математике и русскому языку, такие задания предлагались в большем объёме.

 

ПРИМЕРЫ

                                                           РУССКИЙ ЯЗЫК

Пример 1.                 5кл.

Задание: Выбрать из данных слов существительные 1,2,3 склонения, которые используются на уроках столярного дела, указать склонение. К существительным подобрать глаголы. Со словосочетаниями составить предложения.

  Пила, игла, киянка, ложка, стамеска, дрель, салфетка, рубанок, пласть, тарелка.

 

Пример 2.                 6кл.

Задание А:

Назвать, какой частью речи является каждое слово. Что общего в словах каждой группы?

Сверло, сверлить, сверлильный

Пилить, пила, распиленный

Мастер, мастеровой, мастерить

*Списать, выделить корень в словах. Из каждой группы слов выписать прилагательные, подобрать к ним существительные, со словосочетаниями составить предложения.

Задание Б:

Прилагательные и существительные из скобок ставь в нужном падеже.

  При работе на (сверлильный станок) ученики должны соблюдать правила безопасности.

 1). Выполняют задание в (рабочий халат) и в (защитные очки).

 2). При работе надо быть очень (внимательный).

 3). Надёжно закрепляют (заготовка).

 4). Удаляют стружки (специальная щётка).

 

Пример 3.                 7кл.

Задание А.

 Определить лицо, число, спряжение глаголов каждой строчки. Выделить окончания.

Пилит, строгает, долбит.

Пилю, строгаю, долблю.

Пилишь, строгаешь, долбишь.

Пилят, строгают, долбят.

*Вставь глаголы второй строчки в словосочетания.

*Составь предложения со словосочетаниями.

  Задание Б

 Спиши стихотворение. Определи время у глаголов, укажи род. Подчеркни главные члены предложения.

Выла ножовка, рубанок жужжал.

Дедушка резал, я доску держал.

Стружка струилась как змейка.

Встала на ножки скамейка.

 

 Пример 4. 8кл.

Задание А.

От данных слов образуй глаголы неопределённой формы, определи спряжение у глаголов.

Пиление, строгание, долбление, сверление, точение, облицовывание, заготовка, обработка, склеивание, разметка, соединение, шлифование, сборка, заточка, хранение.

Задание Б.

Ответь на вопросы.

Как мы изготавливаем ящик из досок.

Для чего нужен ящик?

Какой инструмент вы выбираете для изготовления ящика?

Как вы разметите боковые стенки ящика?

Чем вы обработаете заготовки?

Как соедините боковые стенки?

Каким способом прикрепить дно ящика?

Чем обработаете ящик перед покраской?

*Проверь правописание безударных личных окончаний глаголов 1-го лица множественного числа.

 

 

                                                      МАТЕМАТИКА

  Пример 1.  5кл. Тема: «Умножение и деление двузначных и трёхзначных  чисел на однозначное число без перехода через разряд».

Задача А. В столярной мастерской один ученик выстрогал рубанком 24 бруска, а второй ученик выстрогал брусков в 2 раза меньше. На сколько больше брусков выстрогал первый ученик, чем второй?

Задача Б. За неделю ребята выпилили лучковой пилой 120 деталей, а отшлифовали в 4 раза меньше. Сколько деталей осталось отшлифовать?

 

  Пример 2.  6кл. Тема: «Нахождение нескольких частей от числа».

Задача А. В мастерской сложили на просушку 640 досок из разных пород деревьев. Доски из ели составили 3/8 от всех досок, а досок из берёзы 1/10. Сколько  досок из ели и берёзы сложили в мастерской?

Задача Б. Длина бруска была 240 см. От него отпилили ножовкой 5/8 всей длины. Какой размер оставшегося бруска?

 

  Пример 3.  7кл. Тема: «Письменное умножение и деление».

Задача А. Для сборки мебели бригада столяров получила 380 шурупов. Для сборки шкафов бригада использовала 1/2 часть всех шурупов, а для сборки тумбочек 1/4 часть всех шурупов. Сколько шурупов осталось?

Задача Б. В столярную мастерскую поступило 15970 штук гвоздей, а шурупов в 5 раз меньше. Сколько в мастерскую поступило шурупов?

 

  Пример 4.     8кл. Тема: «Арифметические действия с целыми числами, полученными при измерении величин и десятичные дроби».

Задача А. На уроке ребята долбили долотом гнездо. Длина гнезда 30,8 см, ширина 5 см 8 мм. Вычислите периметр гнезда?

Задача Б. В начале недели в мастерскую поступил заказ на изготовление 60 швабр. К концу недели ученики изготовили 0,7 от всего заказа. Сколько швабр ещё нужно изготовить?

 

  Пример  5.     9кл. Тема: «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями».

Задача А. Столяр должен распилить 12 одинаковых досок. За один урок он распилил 0,5 всех досок. Сколько досок осталось распилить столяру?

Задача Б. Площадь пола в комнате 8, 15 м. Ученик окрасил 3 ¾ всей площади. Сколько м осталось окрасить?

                        

  Практическая реализация разработанных заданий в условиях учебных занятий способствовала качественно продуктивному усвоению программного материала, позволяла в более доступной форме для учащихся решать цели и задачи урока. При индивидуализации применении заданий по активизации кинестетического восприятия у учащихся возрастает уровень мотивации, интереса к занятиям.   Учащимся с сохранным кинестетическим восприятием при применении методов, где в условия учебного материала включался их двигательный опыт, удавалось запомнить и решить более сложные задания. В большинстве случаев учащиеся с сохранным кинестетическим восприятием, но отстающие по основным показателям в учебной деятельности от одноклассников в начальных классах,    к выпускному классу не уступали одноклассникам. 

 В свою очередь совместная работа учителей русского языка, математики и трудового обучения по активизации кинестетического восприятия позволила повысит уровень подготовленности учащихся по трудовому профилю «Столярное дело».  

 

  В течении  2006-10 гг. учащимся нашей школы по столярному делу удаётся занимать призовые места на ежегодном конкурсе «Лучший по профессии», проводимого Краевым Управлением Образования (Таблица 1). В конкурсе «Лучший по профессии» традиционно принимают участие до 20 коррекционных учреждений края и организаторами соревнований, наряду с практическим умениями и навыками участников, объективно оценивается уровень сформированности их теоретических знаний.

 

Таблица 1

 Результаты участия учащихся школы в краевых соревнованиях «Лучший по профессии» по профилю «Столярное дело».

 

Год

 Участник

Результат

2006

И.Х. ( Иван Храмцов) 8 кл.

3 место (очный этап)

2007

С.Х. ( Сергей Храмцов) 9 кл.

2 место (заочный этап)

2008

Е.Н. ( Евгений Неган) 9кл.

Победитель(заочный этап)

2009

А.Х. (Хрущёв Андрей) 9кл.

3 место(заочный этап)

2010

 

2010

Т.И. (Тимофей Николайченко) 9кл.

 

Г.Г. (Геннадий Гайнутдинов) 9кл.

В.Е. (Владимир Егоров) 8кл.

 

2 место(очный этап)

 

 

Победители(заочный этап)

 

  На школьном педсовете было принято решение о необходимости проведения совместной работы учителей трудового обучения всех профилей и физкультуры с учителями русского языка и математики с целью выработки единого подхода по активизации  кинестетического восприятия учащихся. На совместном м/о учителей трудового обучения и начальных классов рекомендовано  проводить раннее определение состояния кинесте