Из опыта работы творческого объединения "Мастерская сотворчества" в практике профессионального образовательного учреждения
Автор: Сорокина Валентина Александровна
Сорокина В. А.
Из опыта работы творческого объединения «Мастерская сотворчества» в практике профессионального образовательного учреждения
Масштабные задачи, решаемые сегодня в сфере отечественного образования, в том числе и среднего профессионального образования, требуют постоянного обновления форм деятельности. Одним из результатов поиска новых форм образовательного взаимодействия студентов и преподавателей в нашем колледже стала организация творческого объединения, которое получило название «Мастерская сотворчества».
«Мастерская сотворчества» существует на протяжении уже нескольких лет. Её появление в образовательном учреждении эстетического профиля, каким является колледж культуры и искусств, вполне закономерно: с искусством, с музыкой мы общаемся в своей ежедневной практике, художественных впечатлений много – поэтому у многих студентов появляется понятное желание попробовать написать собственную музыку, сочинить стихи, сделать свою аранжировку, инструментовку, подобрать соответствующий видеоряд к авторскому произведению, разработать и создать музыкальный ролик и т.д. Всё это и стало содержанием деятельности «Мастерской».
Главная цель данного объединения – создать условия для максимальной реализации интеллектуального, творческого потенциала студентов и преподавателей колледжа; предоставить возможность для реализации их здоровых творческих амбиций.
Следует отметить, что студенты работают в «Мастерской» с разной степенью самостоятельности: некоторые авторские сочинения ребят вполне самодостаточны и закончены, другие - требуют доработки, редактирования со стороны преподавателя. Нередко в процессе художественного созидания усилия студентов и преподавателей объединяются, и в этом случае они выступают как полноправные соавторы. Такая форма как сотворчество студента и преподавателя или даже целой группы студентов и преподавателей представляется нам наиболее приемлемой и плодотворной. Отсюда и название - «Мастерская сотворчества». Например, в создании хорового произведения «Музыка вокруг» принимала участие целая творческая команда, в которую вошли: автор стихов, автор музыки, создатель аранжировки для смешанного хора, а также исполнители - хоровой коллектив колледжа, солистка, руководитель хора и концертмейстер. При этом каждый участник этой творческой группы был ответственным за конечный результат и успех данного проекта.
На этапе разработки самой концепции «Мастерской», её руководители ориентировались на мнение крупнейшего учёного в области музыкознания, академика музыки Бориса Асафьева, который писал: «Каждый, кто в каком-либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет чувствовать, понимать и любить это искусства глубже и органичнее». В этом небольшом, но очень важном высказывании музыканта – суть идеологии нашего творческого объединения.
Авторские сочинения студентов и преподавателей колледжа сегодня звучат в рамках самых разных мероприятий: на открытых уроках, в программах экзаменов и Государственной итоговой аттестации, на областных конкурсах, в ходе научно-практических конференций федерального и международного уровня; они исполняются на сцене Областной филармонии и других концертных площадках города. Несколько авторских произведений вошли в Областной проект «Композиторы моего города».
Отдельно следует подчеркнуть, что деятельность «Мастерской сотворчества» органично вписывается в контекст требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, в котором самим объектом стандартизации стали конкретные практические умения, в том числе – умение импровизировать, подбирать музыку по слуху, аранжировать её, делать всевозможные переложения для разных исполнительских составов, слажено работать в команде и т.д. Сегодня не только широкий набор специальных академических знаний, но и творческая мобильность и собственный художественный опыт определяют уровень современного профессионала в области эстетического воспитания.