+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Логоритмика для дошкольников

Автор: Потапова Ирина Сергеевна

    В комбинированных  группах обучаются дети со стертой дизартрией. У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.

    У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

        Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой.

    Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

    Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

   Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, это движение, музыка и речь.

    В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

   Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений.

Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

   Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

 

Игры и упражнения

             

    Развитие дыхания (физиологическое дыхание)

    Поиграем животиками

    Цель: формирование диафрагмального дыхания.

    Описание упражнения                                

    В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают-  при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.

Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как  будто она качается на качелях.

  

   Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3  или

музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох)  от трех до семи раз подряд.

Речевое дыхание

Назови по порядку

 Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.

Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

 Описание упражнения

 Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

 

  Ах, как пахнет!

 Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Описание упражнения

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:                     

                            Ах!

                            Ах, пахнет!

                            Ах, как пахнет!

                            Ах, как приятно пахнет!

                            Ах, как цветок приятно пахнет!

 Мимика. Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

      «Плакса» - зажмуривание глаз;

      «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

      «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;

      «Тигренок» - оскаливание зубов;

      «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.

      Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

 

   Подарок

   Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.

   Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.

   Описание игровой ситуации

   Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

 

   Раздумье

   Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.

  Описание игровой ситуации

  Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?

  Этюд разыгрывается под музыку. 

 

      Кукла заболела

  Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.

  Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы платочек.

  Описание игровой ситуации

  У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка расстроена, ей жалко  больную куклу.

  Во время этюда звучит музыка.

 

Артикуляция. Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:

     «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;

     «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;

     «Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;

     «Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.

     Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

 

Развитие голоса

Далеко и близко

 Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

 Описание упражнения

 Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

  Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,

ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

  Задача других детей отгадать, далеко или  близко находится животное или звенит звонок.

  Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

 

      Тишина

  Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

  Описание упражнения

   Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

              Была                                                   (произносится голосом обычной силы)

             тишина,  тишина, тишина.             (произносится тихим голосом)

             Вдруг                                                  (сила голоса начинает постепенно нарастать)

             грохотом                                           (громче)

             грома                                                  (еще громче)

              сменилась она.                                (громко)

              И вот уже дождик                           (произносится голосом обычной силы)

               тихонько                                          (произносится очень тихо)

              Ты слышишь?                                 (произносится тихим голосом)

            Закапал, закапал,                             (произносится голосом обычной силы)

            Закапал по крыше…

 

     

  Успокой куклу

  Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.

  Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.

  Описание упражнения

  Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.

  Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.

  Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.

  Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

 

Темп речи

 Большие ноги шли по дороге

  Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

  Описание упражнения

  Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,

и медленно говорят: « ТОП – ТОП».      

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

 

  Карусели

  Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

  Описание упражнения

  Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:

             Еле, еле, еле, еле

             Завертелись

             Карусели

(говорить в медленном темпе)

             А потом, потом, потом 

(темп постепенно нарастает)

            Все бегом, бегом, бегом.

(говорить в быстром темпе)

            Тише, дети, не спешите

(темп постепенно замедляется)

            Карусель остановите

(говорить в медленном темпе)

            Раз, два, раз, два –

(хлопать в ладоши и медленно говорить).

           Вот и кончилась игра.

  Упражнение можно выполнять под музыку.

 

Развитие ритма речи

Выдели слово

  Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.

  Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.

  Описание упражнения

  Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».

  Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:

«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.

   Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».

   Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».

То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.

  И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.

«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.