+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Классный час "Кто мы? Какие мы? Толерантность" (5-6 класс)

Автор: Гнездина Алла Николаевна

Классный час «Кто мы? Какие мы? Толерантность»

(5-6 класс)

-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас приветствовать!

Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь лишь о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать.

Мы с вами  поразмышляем, выполним задания  и будем активно высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу.

Предлагаю послушать песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, —
тем более что жизнь короткая такая.


Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…        

Вот я думаю и вы готовы с хорошим настроением  к нашему сотрудничеству.

Вы все ученики одной школы, одного класса. Как вы считаете, класс это маленькая семья или нет? (ответы детей)

Мы школьная, классная семья, но мы с вами такие разные…

- А какие мы сами?

- Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей)

-Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить.

Упражнение «Моя индивидуальность»

-Каждому из вас предлагаю подумать и написать три признака, ко­торые отличают вас от других. Это может быть признание своих досто­инств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна но­сить позитивный характер) (ответы детей)

Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Совместно, они могут  найти нестандартное решение проблемы, учиться друг у друга.

Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга.

И хотелось бы, чтобы в нашей школе, классе царил мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей)

              Упражнение «Камушек в ботинке»
Я предлагаю вам проиграть ситуацию: положите в обувь «камешек» (можно использовать ластик, камушек, любой мелкий безопасный предмет). Попробуйте пройти с ним красиво.

- Скажите, а что вам мешает красиво пройти? ( Камешек, предмет).

- Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. Это может быть  гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть.

 Запишите на листочках….
-Сверните листок и выбросьте в корзину для мусора.

-Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.

Притча «Ладная семья»

Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге:    

Любовь.   Прощение.  Терпение.

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка «И всё?».

 «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни и мира на земле».

- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

- Ребята, как вы думаете, что же необходимо для сплочения дружной классной семьи? (ответы детей)

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время. Не являются исключением и школы.

Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Мы все разные. Но нужно быть терпимыми друг к другу. 

Терпимость, принятие человека таким какой он есть, уважение к его интересам – какое одно слово  объединяет  эти качества?      (ответы детей)   

Толерантность - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Но толерантность означает терпимость ко всему? Разве можно терпеть, если кто-то затевает драку, оскорбляет других? Именно здесь и существует предел.

Мы имеем много прав, но не имеем права нарушать права других.

Американский философ Ф. Эмерсон сказал:

«Моя свобода размахивать руками заканчивается там,

где начинается нос моего соседа».

Предлагаю вам, ребята, составить правила толерантного общения. (ответы детей)   

Предлагаю вашему вниманию мой вариант правил толерантного общения:

·          Уважай собеседника.

·          Старайся понять то, о чем говорят другие.

·          Отстаивай свое мнение тактично.

·           Ищи лучшие аргументы.

·          Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

·          Стремись учитывать интересы других.

 Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.

В цивилизованном обществе люди должны быть терпимыми. Согласны ли вы с мнением, что каждый из вас имеет право на уважение и терпимость со стороны окружающих? (ответы детей)   

- Подумайте, ребята,  все ли мы обладаем такими  качествами: миролюбие, бессердечность,  прощение, уважение, милосердие,  вспыльчивость, раздражение, сердечность,   великодушие, поддержка,  миролюбие, сотрудничество, сострадание, скупость?

- Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? (ответы детей).

- Да, я согласна с вами, не все имеют эти качества, не умеют корректно разрешать конфликтные ситуации и поэтому возникают различные ситуации непонимания друг друга, обиды на сверстников, взрослых. Что же делать? К кому обратиться за помощью в разрешении трудных жизненных ситуаций? В этот момент важно быть услышанным! (ответы детей).

Можно обратиться к верному и надёжному другу, к родителям, к учителям, к школьному педагогу-психологу, к социальному педагогу, а можно позвонить по Телефону доверия.

Телефон доверия – это служба, куда можно анонимно, бесплатно и конфиденциально обратиться, чтобы обсудить отношения с друзьями и близкими, школьные и семейные отношения. При звонке на номер 8 – 800 – 2000 – 122 в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами.

ПЕСНЯ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Главная задача всех детских Телефонов доверия в мире – работать на благо детей, нуждающихся во внимании и защите. Деятельность таких служб направлена на оказание поддержки, позволяет детям обсудить свои проблемы, повышая уровень их безопасности.

На Телефоне доверия вас обязательно поймут, успокоят и подскажут, как поступить в данной ситуации. Важно не бояться звонить на Телефон доверия.

- Если вы видите, что кому-то очень плохо, дайте ему номер Телефона доверия или позвоните сами и вам посоветуют, что делать в этой ситуации. 

Вопросы, по которым можно обращаться на Телефон доверия.

·        Когда не знаешь, как поступить в той или иной ситуации;

·        В школе проблема с учителем или сверстниками;

·        Произошел конфликт с кем-то из старших или друзей в школе или во дворе;

·        Когда не хочется больше никого видеть и ни с кем общаться;

·        Как избавиться от табачной, алкогольной, игровой или наркотической зависимости.

Помните! Выход есть всегда! В любой ситуации можно разобраться. Самое главное – не делайте поспешных выводов!