Классный час "Кто мы? Какие мы? Толерантность" (5-6 класс)
Автор: Гнездина Алла Николаевна
Классный час «Кто мы? Какие мы? Толерантность»
(5-6 класс)
-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас приветствовать!
Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь лишь о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать.
Мы с вами поразмышляем, выполним задания и будем активно высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу.
Предлагаю послушать песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, —
тем более что жизнь короткая такая.
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
Вот я думаю и вы готовы с хорошим настроением к нашему сотрудничеству.
Вы все ученики одной школы, одного класса. Как вы считаете, класс это маленькая семья или нет? (ответы детей)
Мы школьная, классная семья, но мы с вами такие разные…
- А какие мы сами?
- Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей)
-Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить.
Упражнение «Моя индивидуальность»
-Каждому из вас предлагаю подумать и написать три признака, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер) (ответы детей)
Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Совместно, они могут найти нестандартное решение проблемы, учиться друг у друга.
Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя,- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинств. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга.
И хотелось бы, чтобы в нашей школе, классе царил мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей)
Упражнение «Камушек в ботинке»
Я предлагаю вам проиграть ситуацию: положите в обувь «камешек» (можно использовать ластик, камушек, любой мелкий безопасный предмет). Попробуйте пройти с ним красиво.
- Скажите, а что вам мешает красиво пройти? ( Камешек, предмет).
- Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. Это может быть гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть.
Запишите на листочках….
-Сверните листок и выбросьте в корзину для мусора.
-Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.
Притча «Ладная семья»
Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь. Прощение. Терпение.
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка «И всё?».
«Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни и мира на земле».
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- Ребята, как вы думаете, что же необходимо для сплочения дружной классной семьи? (ответы детей)
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время. Не являются исключением и школы.
Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
Мы все разные. Но нужно быть терпимыми друг к другу.
Терпимость, принятие человека таким какой он есть, уважение к его интересам – какое одно слово объединяет эти качества? (ответы детей)
Толерантность - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Но толерантность означает терпимость ко всему? Разве можно терпеть, если кто-то затевает драку, оскорбляет других? Именно здесь и существует предел.
Мы имеем много прав, но не имеем права нарушать права других.
Американский философ Ф. Эмерсон сказал:
«Моя свобода размахивать руками заканчивается там,
где начинается нос моего соседа».
Предлагаю вам, ребята, составить правила толерантного общения. (ответы детей)
Предлагаю вашему вниманию мой вариант правил толерантного общения:
· Уважай собеседника.
· Старайся понять то, о чем говорят другие.
· Отстаивай свое мнение тактично.
· Ищи лучшие аргументы.
· Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
· Стремись учитывать интересы других.
Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.
В цивилизованном обществе люди должны быть терпимыми. Согласны ли вы с мнением, что каждый из вас имеет право на уважение и терпимость со стороны окружающих? (ответы детей)
- Подумайте, ребята, все ли мы обладаем такими качествами: миролюбие, бессердечность, прощение, уважение, милосердие, вспыльчивость, раздражение, сердечность, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, сострадание, скупость?
- Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? (ответы детей).
- Да, я согласна с вами, не все имеют эти качества, не умеют корректно разрешать конфликтные ситуации и поэтому возникают различные ситуации непонимания друг друга, обиды на сверстников, взрослых. Что же делать? К кому обратиться за помощью в разрешении трудных жизненных ситуаций? В этот момент важно быть услышанным! (ответы детей).
Можно обратиться к верному и надёжному другу, к родителям, к учителям, к школьному педагогу-психологу, к социальному педагогу, а можно позвонить по Телефону доверия.
Телефон доверия – это служба, куда можно анонимно, бесплатно и конфиденциально обратиться, чтобы обсудить отношения с друзьями и близкими, школьные и семейные отношения. При звонке на номер 8 – 800 – 2000 – 122 в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами.
ПЕСНЯ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
Главная задача всех детских Телефонов доверия в мире – работать на благо детей, нуждающихся во внимании и защите. Деятельность таких служб направлена на оказание поддержки, позволяет детям обсудить свои проблемы, повышая уровень их безопасности.
На Телефоне доверия вас обязательно поймут, успокоят и подскажут, как поступить в данной ситуации. Важно не бояться звонить на Телефон доверия.
- Если вы видите, что кому-то очень плохо, дайте ему номер Телефона доверия или позвоните сами и вам посоветуют, что делать в этой ситуации.
Вопросы, по которым можно обращаться на Телефон доверия.
· Когда не знаешь, как поступить в той или иной ситуации;
· В школе проблема с учителем или сверстниками;
· Произошел конфликт с кем-то из старших или друзей в школе или во дворе;
· Когда не хочется больше никого видеть и ни с кем общаться;
· Как избавиться от табачной, алкогольной, игровой или наркотической зависимости.
Помните! Выход есть всегда! В любой ситуации можно разобраться. Самое главное – не делайте поспешных выводов!