+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Подвижные игры

Автор: Романов Александр Михайлович

Воспитание физических качеств, как правило делится на две части: общую и специальную физическую подготовку .Общая физическая подготовка применяется для развития основных физических качеств и служит базой для выработки специальных качеств, необходимых в определенном виде спорта.

Для общего физического развития применяют упражнения общеразвивающего характера - элементы различных видов спорта, оказывающие большое воздействие на все системы организма. Под влиянием физической подготовки улучшается деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной систем, вовлекаются в работу различные группы мышц туловища, рук, ног. Физические упражнения, взятые из различных видов спорта активно воздействуют на развитие всех физических качеств занимающегося, создают базу для успешной подготовки к занятиям избранным видом спорта.

В связи с тем, что в процессе физической подготовки существует некоторый перенос качеств, достигнутых человеком различными способами, можно повышать уровень развития нужных физических качеств значительно быстрее и с меньшей затратой сил и времени.

Для развития выносливости, например, широко применяются различные виды бега по пересеченной местности, упражнения с различными отягощающими предметами, используемыми преимущественно для развития силы. Выполняя определенные физические упражнения из других видов спорта, занимающийся развивает необходимые ему качества в избранном виде спорта гораздо быстрее и полноценнее, чем если бы он занимался только одним своим любимым спортом.

Важно с первых занятий создать хорошую базу разносторонней физической подготовки, которая в дальнейшем будет основной причиной стабильных и высоких результатов спортсмена. Все физические качества совершенствуются в процессе определенной деятельности человека, которая должна быть при этом, характеризоваться многократностью повторений, постоянным повышением нагрузок с правильным чередованием отдыхом.

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ

К основным физическим качествам относятся: быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость.

Развитие силы. Ни одно физическое упражнение не может быть выполнено без проявления силы мышц. Сила- это способность спортсмена в процессе занятий преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Сила мышц зависит от состояния и деятельности центральной нервной системы, физиологического поперечника мышц, биохимических процессов, происходящих в них ,степени работоспособности мышц .Развитие силы мышц происходит в первую очередь благодаря приобретению умения владеть мышцами, сокращать и напрягать их с большей силой. Важную роль в этом играет воспитание умения проявлять большие болевые усилия. Кроме того, сила мышц прямо пропорциональна их физиологическому поперечнику. Известно, что под влиянием физических упражнений мышечная масса возрастает. При этом в мышцах усиливается кровообращение, улучшаются процессы обмена, увеличиваются запасы энергетических веществ. Развитие силы происходит в процессе занятий различными физическими упражнениями. Но для преимущественного развития мышечной силы используются особые средства и методы.

Сейчас в практике существуют три основных метода: «максимальные усилия», « до отказа», «изометрические усилия».Метод «максимальные усилия» применяется для развития мышечной силы за счет усовершенствования нервных процессов и проявления воли. Этот метод заключается в повторном выполнении упражнений, при помощи которых хотят выработать возможно большую силу. Например, поднятие максимального веса. Метод «до отказа» применяется преимущественно с целью увеличения мышечной массы, заключается в непрерывном выполнении упражнений со средним весом или средним усилием до тех пор, пока из-за усталости мышц не начнет нарушаться правильность движений. Силовая нагрузка при этом должна быть средней. Например спортсмен может поднимать максимальный вес 100 кг., для выработки силы методом «до отказа» он берет вес 50-60 кг. И поднимает его многократно до полного утомления.

Метод « изометрических усилий» применяется с целью развития абсолютной и специальной силы и рекомендуется для таких групп мышц, которые выполняют длительную статическую нагрузку, например, мышцы спины, рук, шеи. К примеру, конькобежцы для выработки правильной посадки использует упражнения заключающиеся в принятии посадки на 5-7 минут. Упражнения ,развивающие преимущественную силу, могут быть самыми разнообразными- от элементарных движений до сложного спортивного упражнения, но наибольшее значение для развития силы имеют упражнения с отягощением и упражнения в преодолении собственного веса и сопротивления партнера.

Развитие выносливости. Выносливость- важнейшее физическое качество, необходимое любому спортсмену. Она определяется продолжительностью работоспособности всех органов и систем организма, в течении которых человек способен осуществлять данную работу без снижения ее интенсивности. Выносливость бывает общая и специальная. Общая выносливость - составная часть всестороннего физического развития любого спортсмена. Общая выносливость приобретается посредством выполнения большинства физических упражнений, включаемых в круглогодичную тренировку. Наилучшим средством для приобретения общей выносливости служит длительная с относительно невысокой интенсивностью тренировка в беге, ходьбе на лыжах, гребле, плавании.

Общая выносливость служит основой для развития специальной выносливости. Чем выше уровень общей выносливости, тем лучше можно развивать выносливость специальную.

Основными путями к развитию специальной выносливости является, во-первых многократное повторение специальных для данного вида спорта упражнений, во-вторых, некоторое, повышение интенсивности нагрузки во время занятий по сравнению с той, которую спортсмен способен выдержать в настоящий момент на протяжении всего времени соревнований ,и ,в -третьих, целесообразное чередование нагрузки и отдыха. Развитие специальной выносливости осуществляется в первую очередь повторным методом - повторением тренировочной работы уменьшенной продолжительности, но зато с интенсивностью превышающей интенсивность, которая потребуется в соревнованиях. При этом интервал отдыха увеличивают с тем, что бы последующие повторения работы выполнить со столь же высокой интенсивностью.

Специальная выносливость связана с «запасом скорости», с уровнем ее развития. Если спортсмен способен выполнить очень быстро интенсивную работу, например пробежать 2 км. Не за 10 мин. 40 сек, а за 9 мин ,то ему легче выдержать более продолжительную работу с меньшей интенсивностью .Поэтому особенно важно сочетать развитие выносливость с повышением уровня быстроты движений. физический качество выносливость упражнение

Развитие быстроты. Способность быстроты выполнять движения- одно из важнейших физических качеств спортсмена. Быстрота движений определяется подвижностью нервных процессов в центральной нервной системе, а также силой и эластичностью мышц, Подвижностью в суставах, совершенством спортивной техники, при продолжительной работе- выносливостью спортсмена. Быстрота движений может быть значительно повышена путем развития силы мышц и их Эластичности, так как предварительно растянутая мышца сокращается с большей силой и быстрее. Быстрота движений всегда требует концентрированных, значительных усилий. Это обеспечивается при групповом методе проведения занятий. Совместные старты в спринте, тренировочные соревнования в выполнении упражнений «кто быстрее» создают лучшие условия для проявления больших усилий ,максимально быстрых движений.

Для улучшения качества быстроты применяются специальные упражнения. Они состоят из различных, максимально быстрых движений. Для совершенствования бега на короткие дистанции нужно делать быстрые ускорения на 10-15 м ,повторяя их многократно, но каждый раз давая отдохнуть организму после очередного ускорения.

Развитие гибкости. Гибкость тела определяется степенью подвижности отдельных звеньев опорно - двигательного аппарата относительно друг друга. Гибкость зависит главным образом от строения суставов, эластичности связок, сухожилий, мышц. На гибкость влияет и тонус мышц, зависящий от состояния центральной нервной системы.

В спортивных упражнениях амплитуда движений в суставах определяется не столько формой суставных поверхностей ,сколько состоянием связок и мышц. Связки в некоторой мере ограничивают подвижность в суставе. Чем больше способны растягиваться ,тем это ограничение меньше. Путем систематических упражнений можно в некоторой степени увеличить эластичность связочного аппарата, а следовательно и подвижность в суставе.

Чем лучше мышцы растягиваются, тем меньше сопротивление они оказывают в движениях и тем легче выполнять эти движения.

Все движения выполняемые с той или иной амплитудой в многочисленных упражнениях, посредством которых осуществляется всесторонняя физическая подготовка, способствуют развитию гибкости. Однако общей гибкости недостаточно для большинства спортсменов, поэтому применяются специальные упражнения « на растягивание».

Развитие ловкости. Ловкость- это умение быстро и наиболее совершенно решать сложные двигательные задачи в соответствии с требованиями быстро меняющейся обстановки. Чтобы быть ловкими в движениях, надо быть сильным, быстрым, выносливым.

Ловкость развивается на основе занятий самыми разнообразными физическими упражнениями. В особенности нужна ловкость при неожиданно возникающей задаче, требующей быстроты ориентировки и безотлагательного выполнения, когда нет ни секунды времени на размышления. Одно из лучших упражнений для развития ловкости у спортсменов- спортивные игры: баскетбол ,волейбол, хоккей, футбол. В особенности способствует развитию ловкости выполнение привычных упражнений в непривычных условиях. Например, броски теннисного мяча в цель из трудных положений.

Для развития ловкости с успехом используются акробатические упражнения, главным образом прыжки. Эти упражнения вместе с тем развивают силу, быстроту, прыгучесть, гибкость, а также смелость. Спортивные игры, лыжный спорт, акробатика ,легкая атлетика и целенаправленные упражнения включаются в тренировку спортсменов прежде всего для всесторонней физической подготовки. Естественно, что в процессе такой подготовки приобретается и ловкость.

2. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ

В процессе развития организма прирост физических качеств происходит неравномерно. Существуют возрастные периоды ,наиболее благоприятные для развития определенных физических качеств. Эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями будет значительно выше, если вы будете учитывать эти периоды. Возраст 12-14 лет наиболее благоприятны для развития скоростно - силовых качеств, 12-13 лет - координационных.

В подростковом возрасте отличается заметное ускорение физического развития. У девочек в этом возрасте начинают проявляться первые признаки полового созревания. По росту (на 5-6 см) и весу ( на 4 кг.) они опережают мальчиков. Мышечная масса и сила в этом возрасте увеличиваются, ежегодный прирост окружности грудной клетки составляет 1-2 см. Усиливается рост костей и продолжается дальнейшее окостенение скелета. Большая эластичность и податливость скелета в 11-12 лет незавершенность его формирования при значительных физических нагрузках может привести к нарушениям осанки и деформации позвоночника. Поэтому в систему гимнастических упражнений необходимо включать упражнения, формирующие правильную осанку. Функциональные возможности сердечно- сосудистой системы организма применительно к физическим нагрузкам в это период еще далеко не совершенно. И все таки благодаря подвижности нервной системы молодой организм быстро приспосабливается и легко осваивает скоростные упражнения, но хуже переносит нагрузки статические и развивающие выносливость. Развитие физических качеств способствует любое упражнение, однако, для того чтобы наиболее активно воздействовать на то или иное качество, необходимо включать в занятия специальные упражнения. Для развития быстроты надо включать в занятия упражнения, связанные с необходимостью мгновенного реагирования на различные сигналы, за минимальное время преодолевать короткие расстояния, где можно регулировать скорость движений. К таким упражнениям относятся старты из различных положений, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку подвижные и спортивные игры.

Упражнения лучше применять в начале основной части занятий, когда организм еще не утомлен. Можно создавать и облегченные условия: например, бег под уклон, метание легких по весу снарядов.

Для наращивания силы, обычно, используют упражнения общеразвивающего характера, упражнения с предметами, сопротивлением, лазанье, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на снарядах, тренажерах.

Выносливость имеет огромное значение в жизни человека особенно для повышения работоспособности организма. Выносливость можно повысить, применяя специальные упражнения, а также увеличив плотность и интенсивность занятий .Эффективны беговые упражнения, передвижения на лыжах и коньках, плавание, кроссы, подвижные и спортивные игры. Наиболее полезен - бег с различной скоростью и продолжительностью. Начинать тренировочные занятия следует с бега в медленном, равномерном темпе, а затем целесообразно чередовать равномерный бег с повторным, переменным, интервальным.

Основными средствами развития координационных способностей являются: упражнения, в котором имеется элемент внезапности ( подвижные и спортивные игры); упражнения в которых в зависимости от создаваемой ситуации или сигнала необходимо быстро менять направление движения.

Нельзя забывать о развитии равновесия и вестибулярной устойчивости, т.к эти качества важны для овладения многими двигательными действиями в любом возрасте.

3. КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Для определения уровня физической подготовленности школьников используются тесты-упражнения, для каждой возрастной группы определены свои нормативы. Контроль за физической подготовленностью учащихся проводится три раза в учебном году: сентябре, декабре и мае. Результаты оцениваются по специальным таблицам (отдельно для девочек и мальчиков).

После сентябрьского тестирования учитель определяет уровень физической подготовленности школьников в начале учебного года в каждом двигательном умении. На основании анализа результатов учитель включает в уроки необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, подбирает подвижные игры для развития физических качеств.

Второе тестирование проводится в конце 2 четверти. Результаты сравниваются с данными в начале учебного года и по каждому показателю определяется разница в уровнях подготовленности. Учитель вновь корректирует планы работы на уроках и в системе домашних заданий.

В ходе майского тестирования по общей сумме набранных очков по таблицам определяется уровень физической подготовленности каждого учащегося за год.

Таблица оценки результатов тестирования рассчитана на детей основной медицинской группы. Ученики, отнесённые к подготовительной группе, оцениваются наравне с учениками основной группы только по тем упражнениям, которые им не противопоказаны.