+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций

Автор: Василейкина Нина Кирилловна

Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.
 Цели и задачи урока:

 

  1. Образовательные - познакомить учащихся с учением Конфуция, сформировать представление о китайском обществе.
  2. Воспитательные – продолжать воспитывать морально-нравственные качества личности.
  3. Развивающие – продолжать формировать умение работы с исторической картой, с историческими изречениями, объяснять собственную позицию, развивать творческое мышление.


- Знать: положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; факты из биографии Конфуция, географическое положение и крупные реки Китая.
- Уметь: работать с текстом, исторической картой, анализировать и делать выводы.
 - Развивать мышление, пространственные представления, творческие способности.

-  Воспитывать уважение к старшим, родителям.

Тип урока: изучения нового материала

Методы обучения: словесные, наглядные.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Звучит музыка «Танец Дракона»

 

Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.

Психолого - эмоциональный настрой на урок

2. Актуализация знаний

Тема нашего урока «Чему учил китайский мудрец Конфуций». Мы сегодня познакомимся с учением китайского философа Конфуция, жившего, за пять веков до нашей эры. (Фото на слайде)

В ходе урока мы должны решить проблему:  Почему мудрость Конфуция была очень значимой в истории? Можно ли в современном мире жить по учению Конфуция?

Учащиеся включаются в процесс целеполагания.

3.Изучение нового материала А) Самостоятельная работа с текстами.

Учитель дает инструктаж по работе с заданиями.

Задание для первой группы. Биография Конфуция.

Вопросы: 
1. Из какой семьи на самом деле происходил Конфуций? 

2. К чему стремился в юности Конфуций? 

3. Во сколько лет и что начал преподавать Конфуций? 

4. В каком возрасте Конфуций начал свою политическую деятельность, по каким причинам он ее прекратил? 

5. Чем занимался Конфуций после 13-ти летнего путешествия по Китаю? 
Группа№2 Внимательно прочитайте все задания от первого до пятого!

1. «Высшая добродетель – уважение к старшим»

2. Вставьте вместо пропусков. В семье дети должны оказывать знаки уважения ………….. . Младшие братья должны оказывать знаки …….. старшим. Старшим следует относиться к младшим с ……… вниманием и………. . Лучшей похвалой было сравнение человека с …….. ……… . Конфуций утверждал, что высшая добродетель - это уважение к …….. .

……… .

Мудрость - в знании старинных книг.  Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения и песни. Ученики Конфуция помнили множество книг наизусть и сочиняли стихи, подражая творениям древних поэтов. А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках 'из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов. Так же как в египетской письменно сти, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение. Образованными людьми в Китае считали тех, кто писал не только грамотно, но и красиво.

 

1. Прочитайте пункт 3 «Мудрость в знании

 

Признаки

 

1.Способ изучения книг

 

2. Знаки письма

 

3.Материал для письма

 

4.Форма книги

 

5.Степень трудности овладения грамотой

 

 

4. Подготовьте отвечающего.

 



 

 «Как должны вести себя учтивые китайцы» 

2. Обсудите в группе, как должен вести себя воспитанный житель Китая.

3. Продолжите  перечень.  Правила поведения воспитанного китайца.

 Воспитанный китаец 

а) входя в дом, снимает туфли;

б)………………………………………… ;

в) …………………;

г) …………………..  .

 

 

А) учащиеся в группах самостоятельно по алгоритму выполняют задания на рабочем листе. Взаимоотношения  «ученик – ученик».

Б) Выступления групп

Учитель комментирует выступления учащихся, задает вопросы, делает акцент на главном.

От каждой группы по очереди выступают подготовленные учащиеся

4.Первичное закрепление изученного

«Двухчастный дневник»

Учитель предлагает учащимся по группам выбрать основные положения учения Конфуция и записать в «Двухчастный дневник»

Из предложенного списка выберите те, высказывания Конфуция, которые характеризуют: 1 группа - отношения в семье,

2 группа – отношения к людям,

3 группа - поведение воспитанного китайца,

4 группа - обучение в Китае.

5. группа – отношение к завистникам,

6 группа – как избавиться от дурных поступков.

 

Учащиеся в группах отвечают на задания.

5.Контроль полученных знаний

 Тестовые задания

 

А) Учащиеся выполняют тестовые задания

Б) контроль знаний

 

Б) Самоконтроль, коррекция полученных знаний

6.Домашнее задание

 

. Домашнее задание

  1. Параграф … читать, пересказывать.
  2. Заполнить до конца маршрутный лист.
  3. На основе дополнительной литературы подготовьте рассказ об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, фэн-шуй, китайские собаки, китайский календарь, китайская медицина).

 

7. Подведение итогов

- Чему же учил китайский философ Конфуций?

- Можно ли сегодня использовать положения учения Конфуция? Приведите примеры.

Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

8. Рефлексия

Почему мудрость Конфуция была очень значимой в истории? Можно ли в современном мире жить по учению Конфуция?

 

 

 

Итоговое испытание (рефлексия).

А сейчас мы проведем игру- соревнование: На  парту каждой группе  я даю лист бумаги. Вы должны написать на нем слова или выражения, названия предметов, которые ассоциируются у них со словом «Китай».

Написав, передаёте на парту вперед. Выигрывает тот ряд, который первым закончил выполнение задания и написал больше разнообразных слов и выражений.

Я узнал(а)__________________________

 

 

 

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

 

 Группа№1

1.Биография Конфуция (5минут)Конфуций (Кун Цю) (551 - 479 гг. до н.э.) 
Конфуций родился в городе Лу в благородной, но обедневшей семье, аристократов, чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишеньями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.

Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение. Но какое - то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого он путешествовал в течение 13 лет по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц.Последние годы Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречения было собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфуция». Несколько изречений, например: « Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе», «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». 
Вопросы: 
1. Из какой семьи на самом деле происходил Конфуций? 

2. К чему стремился в юности Конфуций? 

3. Во сколько лет и что начал преподавать Конфуций? 
4. В каком возрасте Конфуций начал свою политическую деятельность, по каким причинам он ее прекратил? 

5. Чем занимался Конфуций после 13-ти летнего путешествия по Китаю? 
6.Как вы понимаете изречение Конфуция: «Не забывай прошлого, оноучитель будущего». Объясните его значение? 

(Подготовьте отвечающего).

 

Группа№2

 

Высшая добродетель - уважение к старшим. 

 Порядки, которые установлены с давних времен, каждый должен соблюдать.

 Старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой, а младшие должны с уважением относиться к взрослым.

В Китае, когда глава семьи становился дряхлым стариком, домашние вели себя с ним почтительно. Каждое утро к нему приходили все сыновья со своими женами и спрашивали, хорошо ли он спал, как он себя чувствует, тепло ли ему. Старика вели умываться, причем старший сын нес кувшин с водой, а младший - тазик и полотенце. Дети вежливо спрашивали родителей, не нужно ли им чего-нибудь еще. Долголетие китайцы считали большим счастьем, полагая, что с годами Покойных родителей и более отдаленных предков китайцы почитали как могучих и добрых Покойных родителей и более отдаленных предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения.

Покойных родителей и более отдаленных предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения.

Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти. Как и другие народы, верили они в сверхъестественные силы - в богов, духов, драконов, обитающих в реках или в горах. Но самым высшим существом для них было Небо. Небо они считали предком правителя, поэтому царя в Китае называли "Сын Неба", а подчиненные ему земли-"Поднебесной". Конфуций был знатоком календаря, по движению небесных светил и приметам он старался угадать волю Неба.

 Задание.

Внимательно прочитайте все задания от первого до пятого!

 

1. «Высшая добродетель – уважение к старшим»

2. Вставьте вместо пропусков. В семье дети должны оказывать знаки уважения ………….. . Младшие братья должны оказывать знаки …….. старшим. Старшим следует относиться к младшим с ……… вниманием и………. . Лучшей похвалой было сравнение человека с …….. ……… . Конфуций утверждал, что высшая добродетель - это уважение к …….. .

 

( Подготовьте отвечающего).

Группа№3

Задание для третьей группы. Внимательно прочитайте все задания от первого до четвертого!

 

Что такое мудрость? Человек, который не читает, не может быть мудрым. Мудрость - в знании старинных книг.  Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения и песни. Ученики Конфуция помнили множество книг наизусть и сочиняли стихи, подражая творениям древних поэтов. А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках 'из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Так же как в Египте, ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов. В Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение. Люди, которые умели писать считались образованными, и их все уважали.

1. Прочитайте , запишите ответ

 

 

1.Какой был способ изучения книг?

 

2. Назовите знаки письма.

 

3.Материал для письма

 

4.Какая была форма книги?

 

5.Степень трудности овладения грамотой

 

 

Подготовьте отвечающего.

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа№4

 Как вели себя учтивые китайцы. 

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его манерам. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

По внешнему виду и манерам можно было сразу  выделить - знатный это человек или незнатный, занимает ли он какую-нибудь должность. Конфуций учил, что не только в семье, но и в государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место - со старшими почтительно, а с младшими благосклонно.