+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Бинарный урок как одна из эффективных форм учебного процесса

Автор: Осипова Наталья Валерьевна

Н.В. Осипова

Бинарный урок как одна из эффективных форм учебного процесса

 

Аннотация статьи: В статье рассказано об опыте работы преподавателя математики по использованию эффективных форм обучения в образовательном процессе. Любой вид занятий, создающий условия для познавательной активности учащихся,  связан с применением различных инновационных  методов и форм. Одной из таких форм являются бинарные уроки.

Ключевые слова: бинарный урок, эффективные методы овладения знаниями, мотивация.

 

                                                                                 Рано или поздно всякая правильная                           

                                                                      математическая идея находит

                                                                      применение в том или ином деле.

                                                                                                                                   А.Н. Крылов

   Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов.

  Изучение математики должно способствовать приобретению умений и навыков, необходимых в жизни и в будущей профессиональной деятельности. Поэтому главной целью становится формирование понимания практической значимости математики. Одним из средств достижения этой цели, на мой взгляд, являются бинарные уроки.

 Бинарные уроки являются одним из вариантов проведения нетрадиционных уроков и часто используются  в инновационной работе и направлены на совмещение смежных предметов в рамках одного урока, например математики и биологии, математики и физики, математики и химии, химии и биологии и т.д.

Бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке.

Его особенности – как изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области. Бинарный урок обычно проводят два учителя. Бинарный урок отличается от интегрированного урока тем, что на интегрированном уроке обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов), а бинарный урок показывает, как можно использовать знания одной предметной области в другой.

Основой целью бинарных уроков является развитие сотрудничества педагогов и формирования у учащихся убеждения в связности предметов. Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.

Можно отметить один важный момент, необходимый для создания и проведения бинарных уроков: это согласованность, совместимость педагогов, проводящих урок. Подобные уроки требуют тщательной предварительной подготовки,  выверености этапов урока и совместного действия учителей, которые невозможны при психологической несовместимости учителей.

Исходя из выше изложенного, я регулярно проводила бинарные уроки, которые позволяли проследить межпредметные связи.

Были  проведены бинарные уроки  физика-информатика, математика-биология, математика-физика.

Изучение математики и других дисциплин происходит параллельно. Однако наиболее переплетаются из них два предмета: физика и математика. В основном математика используется физиками в качестве вычислительного аппарата. Поэтому в процессе обучения необходимо более широко показывать её применение на богатом физическом материале.

Мной совместно с учителем физики Cолодовой Л.Ю. был разработан  бинарный урок по теме «Использование производной в физических процессах». Его цели состояли: в раскрытии направлений применения математики к различным физическим процессам; в выявлении связей, существующих между математикой и физикой; в формировании умения применять производную к решению физических задач.

Известно, что высшей формой усвоения учащимися математических понятий является активное и глубокое осознание их применения при решении прикладных задач. Поэтому в основу проектирования были положены следующие позиции:

-систематизация и углубление теоретических знаний по физике и математике;

-организация управляемой целенаправленной деятельности учащихся ориентированной на обнаружение и изучение многообразных связей между физическими и математическими понятиями.

В процессе эксперимента учащимся показывают не только использование математики как средства вычисления, но и каким образом производная упрощает решение физических задач. Для многих учеников это было настоящим открытием

Известно, что высшей формой усвоения учащимися математических понятий является активное и глубокое осознание их применения при решении прикладных задач. Поэтому в основу проектирования были положены следующие цели.

1.     Образовательные:

-         формировать умения учащихся применять методы мат. анализа при решении физических задач;

-         закрепить навыки вычисления производной для нахождения физических величин

-систематизация и углубление теоретических знаний по физике и математике;

2.     Развивающие:

-   организация управляемой целенаправленной деятельности учащихся ориентированной на обнаружение и изучение многообразных связей между физическими и математическими понятиями.

-         способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления, речи.

3.     Воспитательные:

-         содействовать воспитанию интереса к математике и физике, активности, мобильности, общей культуры.

 -    мотивировать к практическому применению универсальных учебных действий УУД дать ученикам возможность увидеть результаты своего труда получить от него радость и удовлетворение.

Тип урока: урок комплексного применения знаний умений и навыков.

Методы обучения: частично-поисковый, работа по опорным  схемам, решение познавательных задач, системные обобщения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая.

                     

На уроке были созданы условия для реализации креативных возможностей обучающихся. Высокий уровень подготовки позволил охватить большой объем учебного материала и полностью реализовать цели урока, продемонстрировать собранность, дисциплинированность, тактичность, демократичность преподавателей. Образцом была четкая, грамотная речь учителей, красота записей на доске, красота эксперимента.

Присутствовавшие на уроке учителя получили положительный эмоциональный заряд от общения с коллегами и оценили его на «отлично».

Опыт проведения уроков выявил затруднения учащихся, возникающие при изучении одних и тех же понятий в различных дисциплинах с одной стороны, а с другой стороны наметил перспективы дальнейшей работы проведения бинарных уроков. Примерами других разработанных уроков являются: «Векторы в физике и геометрии», «Применение производной в физических процессах», «Применение интеграла в физике и геометрии», «Гармонические колебания».

Эффективность бинарных уроков исключительна.

Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.

Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость класса). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий. Повышение мотивации к изучению учебных предметов.

В-третьих усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.

В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

Заключение

За время работы я поняла, что традиционная форма обучения себя не оправдывает. Подростки ждут от нас чего-то совершенно нового, необычного. В течение ряда лет я работаю над темой «Повышение мотивации учащихся посредством применения инновационных методов обучения». Нетрадиционная форма обучения это ключ к решению учебно-комплексных задач в изучении материала с различных позиций, путь в профессионализм через профессионально важные качества.

 

Библиографический список

1.       Богоявленская, А.Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов [Текст]:монография/А.Е.Богоявленская.- Тверь, 2004. – 160с.

2.       Гребенюк Т.Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании: сб. науч. тр. / под ред. Т.Б. Гребенюк. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 7– 17.

3.        Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование. 2001 – 496 с.

4.        Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира [текст]/ М.И. Балагурова. – М.: Просвещение, 2006. – 3с.  

5.       4. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика, №4, 1997. 5. Кол ож ва р и И . , С еч е н и ко ва Л . Ка к о р г а н и з о ват ь интегрированный урок? //Народное образование 1996, № 1. 6. Кропотова , Л.А. Проектирование и анализ современного урока

 

 

Сведения об авторе:

1.    ФИО полностью: Осипова Наталья Валерьевна

2.    Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа № 68» г. Ярославля

3.    Должность: учитель

4.    Ученая степень: нет

5.    Ученое звание: нет