Психолого- педагогический консилиум образовательной организации как инструмент выстраивания индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с ОВЗ и инвалидностью
Автор: Бускина Елена Петровна
«Психолого-педагогический консилиум образовательной организации как инструмент выстраивания индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с ОВЗ и инвалидностью»
Одним из основных механизмов в работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами является оптимально выстроенное взаимодействие разных специалистов образовательного учреждения, выстраивающее индивидуальный образовательный маршрут и обеспечивающее системное сопровождение детей. Одной из форм, такого взаимодействия специалистов, является психолого-педагогический консилиум (ППК).
В целях оказания помощи детям и родителям, в воспитании детей с особыми потребностями развития, повышения их педагогической и информационной компетентности, а также в целях создания единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье, в нашем учреждении организована работа психолого- педагогического консилиума.
Психолого-педагогический консилиум (ППК) — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими усилиями коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения ребенка в ДОУ.
В своей работе ППК ДОУ руководствуется:
Ø Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
Ø Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901–6 «О психолого — медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»;
Ø «Положением об организации деятельности ПМПК»;
Ø Договором между родителями (законными представителями) и ДОУ;
Ø Договором между ДОУ и ТПМПК.
Цель консилиума — определение форм, методов, психолого-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из:
– Реальных возможностей ДОО,
– Возрастных и индивидуальных особенностей детей,
– Состояния соматического и психического здоровья,
– Индивидуального маршрута.
Таким образом, формы и методы реализации сопровождения каждого ребенка различны.
Задачи ППК:
Ø Выявление и комплексное обследование детей, имеющих особенности развития;
Ø Профилактика перегрузок и срывов у детей;
Ø Определение резервных возможностей организма и зоны ближайшего развития;
Ø Организация коррекционно-развивающей работы;
Ø Взаимодействие между педагогами, специалистами и семьей, участвующими в деятельности ППК.
Этапы деятельности ППК ДОУ по сопровождению ребенка с ОВЗ:
1) В первые две недели пребывания в детском саду осуществляется первичное обследование ребенка с ОВЗ основными специалистам ППК (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед), что является первым этапом сопровождения ребенка консилиумом детского сада.
2) После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов, которое можно рассматривать в качестве второго этапа деятельности консилиума. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет конкретизировать и уточнить представления о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятный прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определить необходимые на данном этапе специальные коррекционные и развивающие программы, форму (индивидуальная или групповая) и частоту их проведения. Организованная подобным образом работа способствует максимальной адаптации ребенка в среде сверстников и его реальному включению в эту среду. Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного маршрута.
3) Третьим этапом работы ППК является организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния психофизического развития ребенка с ОВЗ (3 раза в год) для корректировки индивидуального образовательного маршрута.
Состав консилиума детского сада варьируется в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и др.) — меняются. По результатам консилиума делаются общие выводы по каждому ребенку и составляются рекомендации по организации индивидуального маршрута с детьми группы «риска».
Работая с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.
Это ставит перед нами - специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают АОО программа, и реальные возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Универсального алгоритма создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
-возрастом ребенка;
-состоянием здоровья;
-уровнем готовности к освоению образовательной программы;
-особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;
-профессионализмом специалистов образовательных учреждений.
Основная цель ИОМ: создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования).
При разработке и составлении ИОМ для детей с ОВЗ и детей инвалидов в нашем учреждении используют следующий алгоритм:
1. Сбор первичной информации: изучение данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей;
2. Соглашение родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДО (без согласования с родителями работа не проводится);
3. Данные мониторинга на ребенка: выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития;
4. Разработка индивидуального образовательного маршрута: по данным заключений в результате углубленной диагностики специалистами ДО на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем;
5. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута: индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДО;
6. Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка.
Таким образом, благодаря работе психолого-педагогического консилиума и выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов развития детей с особыми образовательными потребностями, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.