Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Автор: Горбунова Светлана Васильевна
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Горбунова С.В.
преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО
«Энгельсский механико-технологический техникум»
Работа по методу проектной деятельности является достаточно сложной. Если большинство методов обучения требуют наличия традиционных компонентов взаимодействия во время учебного процесса по схеме «учитель — ученик», то в момент работы над проектом предполагается постоянное сотрудничество учащихся. Наиболее значимым принципом метода проекта является восприятие мира с учетом психики подростка. Преподаватель задает направление развития учащегося, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.
Целью проектной деятельности является
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков,
приобретенных при изучении различных предметов (на
интеграционной основе);
- повышение мотивации учащихся при выполнении заданий;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и
учащимися.
При реализации проектного метода необходимо наличие значимой
проблемы. Дальнейшая работа над проектом — это решение данной
проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по
разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта данного
проекта. В основе такой работы лежит исследовательская деятельность
самихучащихся. Таким образом, отличительная черта проектной технологии
— поиск информации, которая затем будет разработана, осмыслена,
представлена участниками проектной группы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в
отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких
недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется
практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при
привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в техникуме наук.
Учебный проект
Проблема проекта |
Почему? |
Мотивация |
Цель проекта |
Зачем? |
Целеполагание |
Задачи проекта |
Что? |
Постановка задач |
Методы и способы |
Как? |
Выбор способов и методов,планирование |
Результат |
Что получится? |
Ожидаемый результат |
В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения проектный метод принадлежит к числу наиболее эффективных.
Но первая трудность, ожидающая нас, - определение темы проекта, при выборе которой главным требованием является ее актуальность для учащихся и предполагаемая значимость результатов исследования.
Это должна быть тема, представленная односторонне в учебном курсе или дающая только общее представление о каком-либо явлении, или это может быть только один из аспектов темы, то есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение которых невозможно найти в учебнике.
Что же может стать содержанием исследования по литературе?
Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, поиски в области формы, инсценирование, сочинение и прочее.
Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.
Сложнее обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень медленно и у обучающихся складывается представление о нем как явлении застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват.
Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.
Но при сегодняшней загруженности современного студента реальным становится создание одного группового проекта, максимум двух в течение учебного года. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву учебного занятия, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.
Конечно, подобное решение требует от педагога особо тщательной подготовки при организации проектной деятельности. Тема, которая выносится на проектирование, в данной ситуации должна быть посильной, и ее исследование не должно требовать слишком объемной работы, что связано с краткими сроками выполнения. Но проект от этого не проигрывает, так как первостепенное значение имеет не совершенное студентами открытие «мирового масштаба», самым главным будет овладение ими навыками исследовательской работы, предусматривающей определенную последовательность действий, умение ориентироваться в огромном мире информации, действовать в команде и самостоятельно, вырабатывать собственное мнение, представлять результаты своего труда.
Из основных видов проектов обучения языку и литературе можно взять следующие:
1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы".
2. Мини-исследование.
3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей учащегося теме" и подходящий для индивидуальной работы.
Считаю, что последний тип - проект на основе работы с литературой – является самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д.
Чаще всего на занятиях я использую мини-проекты и краткосрочные проекты из-за ограничений во времени. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение - миниатюры и др.
Главными достоинствамтакого обучения я считаю следующие:
· актуальность. В центре технологии — студент, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
· создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель—студент, студент- студентстановится фактором развития и самоопределения личности;
· дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;
· использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
· формирование исследовательских умений.
Мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одногруппниками — всё это повышает мотивацию обучения.
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:
1. Подготовка к работе над проектом:
- определение темы и целей проекта;
- формирование групп для работы над проектом;
- планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
- планирование работы;
- исследование;
- оформление выводов и результатов.
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
- самооценка;
- оценка других групп;
- оценка учителя;
- оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
- Что мы делали?
- Как мы делали?
- Каковы результаты?
- Каков мой личный вклад в решение проблемы?
Работу над проектом начинаем на занятиях, учащиеся продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, значит, цель достигнута.
На первом этапе — погружение в проект — преподаватель должен пробудить у студентов интерес к теме проекта. В результате работы над проблемой я вместе с учащимися определяю цель и задачи проекта — поиск способов решения проблемы проекта.
На втором этапе организуюстудентов в группы, определяя цели и задачи
каждой из них. При этом необходимо учитывать характер задания, используя
индивидуальный подход. В этом проявляется личностно- ориентированный аспект проектной деятельности.
Третий этап — осуществление деятельности. Именно на этом этапе
студенты проявляют наибольшую самостоятельность в поиске информации
по теме. Учитель постоянно контролирует ход самостоятельной работы
учащихся, так как при подготовке проекта важен не только результат работы,
но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.
Четвертый этап — презентация проекта — одна из целей проектной
деятельности - обязателен, потому что именно на заключительном этапе
проекта появляется ощущение завершенности.
Продуктом проектной деятельности студентов стали доклады, статьи
рефератного характера, анализы стихотворных и прозаических текстов, сочинения, исследовательские работы. Конечным продуктом также может быть мультимедийная презентация, которая успешно используетсяна уроках русского языка и литературы
Особая роль отводится внеурочной форме организации проектной деятельности. Примерами проектов по русскому языку и литературе, использующимися как форма внеурочной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, литературных гостиных, турниров, линеек и т.п.
Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от учащегося. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а,возможно, и совсем сойдет на нет.
Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возмож-ностьиспользовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит студентов анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Но это хороший способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества студентов.
В заключение можно сделать следующий вывод: проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков.