+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Статья "Предметная неделя как средство формирования УУД в математическом образовании

Автор: Сапрыкина Оксана Валентиновна

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.

 

   Одна из наиболее важных задач  современной школы – создание благоприятных условий для развития творческих способностей школьника, самостоятельности мышления, формирование совокупности универсальных учебных действий. В связи с этим каждый учитель находится в постоянном поиске новых форм и средств обучения.

    В рамках ФГОС современные дети  должны не только ориентироваться в полученной ими  информации, но и находить различные  способы её использования и применения на практике. В современной школе педагогами используются различные технологии и методы улучшения уровня знаний детей. Одним из них является предметная неделя.

   Данный метод позволяет детям осознать роль теоретических знаний в практической деятельности. Этот метод высокоэффективен. Он способствует повышению мотивации процесса обучения, значительному снижению перезагрузки детей, развитию творческого потенциала учащихся, даёт возможность детям с различным уровнем знаний проявить себя и получить удовлетворение от проделанной работы. В процессе проведения предметной недели педагог не просто источник знаний, а организатор совместной деятельности детей. Школьник, в свою очередь – активный субъект этой деятельности. У детей развивается взаимопонимание, способность добывать информацию, происходит непринуждённый обмен знаниями между ними, то есть развиваются коммуникативные УУД. Участие в предметной недели предполагает развитие умения анализировать, делать выводы и умозаключения. Дети работают со справочниками и дополнительной литературой, что способствует развитию речи, памяти, наблюдательности и умению обрабатывать  полученную информацию. Всё это ведёт к развитию познавательных УУД.

Регулятивные УУД развиваются у детей при выборе путей достижения поставленной цели, определении алгоритма своей деятельности, формирование умения планировать время работы, умение анализировать причины неудач. Развитие личностных УУД прослеживается в умении грамотно выражать свои  мысли в письменной и устной речи, проявлять активность в течение всего процесса. Таким образом, данный вид внеурочной деятельности является очень эффективным способом развития системы УУД. Он позволяет раскрывать творческие способности учащихся с различным уровнем математических знаний, повышает уровень мотивации к изучению математики.

   Организация предметной недели требует от учителя тщательной подготовки, в ходе которой он должен уделять особое внимание интересам детей, их возрастной категории. Подбирать такие задания, которые были бы по силам его детям и способствовали их развитию. Главной движущей силой при проведении недели математики должен быть интерес. Мероприятия должны быть спланированы на всю неделю с учётом основных правил организации:

массовость мероприятия;

доступность для каждого желающего;

заинтересованность каждого участника;

желание быть лучшими (соревновательность).

   Каждый год неделя математики должна проводиться по-разному, темы и задания не должны повторяться. Это даст ученикам, переходящим из класса в класс, возможность расширить своё мировоззрение и прививать больший интерес к предмету. В рамках предметной недели могут быть проведены различные конкурсы и мероприятия:  КВН, викторины, выпуск стенгазет и журналов, интеллектуальные марафоны, математические игры и фокусы, творческие конкурсы, защита проектов, конференции, вечера,  интерактивные игры и др. Сделать полное описание всех видов мероприятий, которые можно проводить в рамках предметной недели в одной статье, просто невозможно. Поэтому я хочу подробно остановиться лишь на некоторых из них. В качестве образца могу предложить несколько примеров плана проведения предметной недели по математике в 5-9 классах.

                                                             План проведения №1.

День 1.  Торжественное открытие недели. Оформление стенда.

День 2. « Математическая лотерея».

День 3.  Игра по станциям « Математический базар».

День 4. Творческая мастерская « Конкурс математических ребусов и кроссвордов».

День 5. Защита проекта « Математика в жизни школьника». Подведение итогов.

                                                             План проведения №2.

День 1. .  Торжественное открытие недели. Конференция « Учёные математики». Оформление стенда.

День 2. Интеллектуальный марафон « Математические сказки».

День 3. Игра « Следопыт».

День 4. Конкурс поговорок и пословиц с числами.

День 5. Математический вечер « Математика – царица наук».

                                                                План проведения №3.

День 1. Торжественное открытие недели. Оформление стенда. Математические задачи в стихах с подвохом.

День 2. Игра « Что? Где? Когда?».

День3. Конкурс «Рисуем цифрами и формулами».

День 4. Круглый стол « Математика в жизни наших родителей».

День 5. Мероприятие « Математик – бизнесмен».

                                                             План проведения №4.

День 1. Торжественное открытие недели. Оформление стенда. Конкурс математических сказок.

День 2. Игры разума. Математические фокусы.

День 3. Конкурс « Самый умный в школе».

День 4. Интерактивные математические игры.

День 5. Математический блиц - турнир. 

    Хочу привести несколько примеров заданий формирующих УУД.

Личностные УУД.

   Сколько  всего существует флагов из трех цветов – белого, красного, синего, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? (Белый, Синий, Красный.)

Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.

Регулятивные УУД.

  Мальчик и девочка решали уравнение 3(х+2)=21 так:

Мальчик                                  Девочка

3(х+2)=21                                3(х+2)=21

х+2=21-3                                 3х+6=21

х+2=18                                    3х=21-6

х=18-2                                     3х=15

х=16                                         х=15: 3

х=5

   Сделай проверку и найди правильное решение.

   Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

Познавательные УУД.

   Васелиса может дать Елисею волшебной воды, если он справится с её заданием: «В графине, стакане, кувшине и моходке находятся молоко, квас, волшебная вода и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в графине, сосуд с квасом стоит между кувшином и сосудом с волшебной водой, в моходке – не квас и не мертвая вода. Стакан стоит около моходки и сосуда с молоком. Отгадай и волшебное зелье твоё». Давайте поможем Елисею узнать, где что.

   Ответ: молоко – в кувшине; квас – в графине; волшебная вода – в моходке; мертвая вода – в стакане.

   Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

   Общеучебные действия: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД.

   Детей делят  на группы и дают  задание - составить ребусы или кроссворд по любой математической теме. Потом группы обмениваются работами и решают, кто из них  интереснее отразил понятия данной темы.

   Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

      При подборе заданий нужно обязательно обращать внимание на их прикладной характер. Дети должны убедиться, что математика нужна не только для решения задач из школьного учебника. Я хочу привести примеры  заданий, вызывающих особый интерес у школьников.

1.Угадаю день рождения.

    - Я  могу угадать  ваш день рождения. А вы мне только немного помогите.

 Напишите, какого числа вы родились. Затем удвойте написанное число. Результат надо  умножить на 10 и прибавить  73. Полученную сумму умножьте на 5. К результату  прибавьте порядковый номер месяца рождения. Теперь сообщите мне результат, а я назову каждому число и месяц его рождения.

Пояснение:

    Для того чтобы узнать день рождения, надо из полученного результата вычесть365. Первые одна (в трехзначном числе) или две (в четырехзначном числе) цифры покажут число, а две последние – порядковый номер месяца рождения.

2.Веревка.

    - Когда вы отдыхаете на природе, то очень часто  приходится проявить смекалку и находчивость. Допустим, у вас  в руках веревка длинной 120 см. Вам нужно отрезать от нее кусок длиной 30 см, не используя линейку? Как это сделать? А, если  вам необходимо отрезать кусок длиной 45 см?

Пояснение: 1) 30 см составляют четверть от 120 см. Следовательно, веревку необходимо сложить пополам, затем еще раз пополам и отрезать один из четырех получившихся кусков.

 2) Для этого надо отрезать четвертую часть веревки, останется кусок длиной 90 см. Потом отрезать от оставшейся части  половину – останется 45 см.

3.Накормим животных.

    Корова съедает один центнер зерна за месяц, осёл центнер за полтора месяца, а коза центнер за три месяца. Сколько центнеров зерна корова, осёл и коза съедают за один месяц вместе?

 Ответ: 2 воза.

4.Полезно знать.

    В современном мире на всех товарах нанесён  штрих-код. Это совокупность черных и белых полосок,  крайние полосы всегда черные. Особенность состоит в том, что черных полосок обычно 30, А белых на 10 больше. Чёрные полоски двух видов - узкие и широкие. Назовите количество широких черных полос в  штрих-коде? Ответ: 11 широких черных полос.

5.Экспертиза.

Известно, что из четырех монет одна фальшивая, а вот отличается она по весу от настоящей монеты или нет не известно. Нам нужно определить эту монету используя наименьшее количество взвешиваний.

 Ответ: за два взвешивания.

   Такие задания позволяют получить большой эмоциональный заряд, надолго остаются в памяти детей, способствуют улучшению успеваемости по математике, вызывают стремление ещё и ещё проявить себя.

    Важной особенностью предметной недели является то, что она позволяет совместно работать детям разных возрастных групп, разного уровня знаний по предмету. А самое главное предметная неделя воспитывает у слабоуспевающих детей веру в свои силы и возможности, помогает обрести  новых друзей, убедиться в том, что математика увлекательна и необходима в жизни каждого человека.

   В течение всей недели важно фиксировать данные о работе каждого ученика и регулярно вывешивать данные на информационный стенд. Это поможет каждому ребёнку понять, почему он был награждён, а почему нет.

   Предметная неделя- это один из способов для учителя не стоять на месте, а двигаться вперед в своём педагогическом мастерстве. Ведь в процессе подготовки и проведении « недели» педагог приобретает определённо новый опыт, который он использует в своей повседневной работе.

 

 

 

Учитель математики филиала МБОУ СОШ с. Красное в с. Гудаловка Сапрыкина О.В.