Мастер-класс по использованию логоритмических упражнений в режиме школьной жизни
Автор: Кустова Елена Александровна
Мастер-класс по использованию логоритмических упражнений в режиме школьной жизни
Цель: Пропаганда включения логоритмических упражнений в режим школьной жизни.
Задачи:
1. Рассказать о значимости применения логоритмики для развития младших школьников.
2. Показать приемы и упражнения, которые можно использовать на уроках и в перемены.
Ритмично бьется сердце, дыхание ритмично
И в нашей доброй школе звонки звенят циклично.
Уроки – перемены, усилье - передышки.
Учителя - ребята, девчонки и мальчишки!
Звучит фрагмент песни из кинофильма «Приключения Электроника» «Мы маленькие дети…»
- Здравствуйте, уважаемые гости! Действительно, вся наша жизнь – постоянное движение вперед. А для наших маленьких учеников - жизнь без движения просто невозможна. Движение – это способ познания мира.
А мы сажаем их за школьные парты и на 40 минут лишаем этой радости. Да, проводим физкультминутки, делаем динамические паузы, но этого мало. Я спохватилась, когда один из моих учеников ответил так, на мой вопрос: «Что нужно изменить в школьной жизни?» следующим текстом:
- Удлинить перемены, на каждом уроке – обязательно игры и физкультминутки, чаще ходить в спортзал и на улицу…Чтобы было весело! И тогда…
Я недавно, чтоб ребятам легче знания дались –
Логоритмику включила в нашу школу, в нашу жизнь.
Чтобы четче говорили, чтоб развить особый слух,
Для того, чтобы учились, а не ртом ловили мух!
Само слово «ритм» говорит о том, что это не просто движение, а ритмичное, как биение сердца, как вся наша жизнь. Ведь ничего страшного не случиться, если ребенок часть урока будет усваивать материал в движении.
Что же такое логоритмика? Есть формула этого понятия:
Движение+речь+музыка
Занятия эти очень полезны для физического, психического, социально-коммуникативного, речевого и эмоционального развития ребенка. Тренируются и укрепляются мышцы, развивается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться под музыку в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Как мы обычно начинаем занятия? Встали-сели. Игра в «Ваньку- встаньку» быстро надоедает. Вариантов много.
Встали в круг.
Игра «Позитивный колокольчик». Передаем по кругу колокольчик, «прозванивая» какой сегодня день (веселый, счастливый…)
Эта игра не только формирует слоговую структуру, развивает чувство ритма, но еще и показывает – кому из ребят сегодня нужно особое внимание, кому плохо.
- Важное умения школьника – держать ручку. Но, увы, почерки оставляют желать лучшего. Значит: сначала учим держать карандаш, а потом уже писать.
Игра «Веселый карандаш»
Под музыку выполняем упражнения с карандашом:
- катаем в ладошках;
-перебираем одной, ведущей рукой, затем другой;
- перебираем двумя руками.
Это кинезиологиическое упражнение. Мы не только развиваем мелкую моторику, но и «действуем думая».
Дети уже в 1 классе способны сами озвучить тему урока. Можно сделать это весело, после энергичного танца. Попробуем?
Комммуникативный танец «Вперед 4 шага…»
- Итак, чему мы сегодня научимся на уроке?
Согласитесь, танцевать вам понравилось больше, чем сидеть? Поверьте, детям тоже! А считать можно и хлопки, и прыжки и другие действия.
Движение, ритм… Дыхание тоже должно быть ритмичным! Казалось бы, этим искусством даже ребенок владеет.
Но правильным и наиболее полезным для здоровья считается дыхание, в котором задействована диафрагма, то есть дыхание животом. Но очень часто наше дыхание поверхностно. А это ведет к ряду заболеваний.
Упражнение «Задуй свечу»
- Положили ладонь на живот, носиком вдохнули, плавно выдохнули через рот.
Дышать мы научились, а теперь споем. Петь – это очень полезно. Есть 5 общедоказанных фактов.
1. Во время пения организм человека обогащается кислородом, а это способствует улучшению кровообращения и повышению тонуса мышц
2. Обогащенный кислородом мозг лучше усваивает информацию, развивается память, а это так необходимо для успевающего ребенка
3. Пение снимает эмоциональную нагрузку и стресс, а в некоторых случаях позволяет избавиться от заикания и даже лишних килограммов. Чем не повод заняться пением вместе с ребенком?
4. Пение позволяет получить мощный прилив энергии за счет раскрытия эмоции. Не даром говорят - спеть, значит вылить душу
5. Пение помогает избавиться от эффекта "зажатой челюсти" - то есть улучшить дикцию, развить речь и освободить от внутренних зажимов
Упражнение на пропевание гласных.
С этого упражнения можно начать тему «Гласные буквы и звуки», дети сами ее назовут.
- А теперь высший пилотаж – скороговорки. Предлагаемый вид деятельности учит ребят работать в паре, развивает фонематический слух и восприятие.
- Прошу «разбиться» на пары, стать лицом к лицу и приготовить свои ладошки. Чтобы быстрее выучить скороговорку, мы будем прохлопывать ее ритм.
Задание для первой пары: положите ладони так, чтобы каждый из вас мог хлопнуть по ладони товарища. Вы по очереди проговариваете скороговорку, делая хлопок на каждое слово.
Задание для второй пары: один из участников хлопает, задавая ритм, а другой проговаривает скороговорку. Задание можно усложнить после того, как вы выучите скороговорку, то есть, можно увеличивать или замедлять темп хлопков.
Задание для третей пары: один из участников хлопает под чтение скороговорки другим участником.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
- Наш мастер-класс мы завершим любимым упражнением многих моих учеников. Все – и дети, и взрослые любят массаж. Встанем в круг и сделаем его под красивую музыку, название которой «Мелодия рая».
Массаж в кругу
Каждый звук, любое слово
В этом мире смысл имеет.
И успешным будет каждый,
Кто системой овладеет.
- Желаю вам здоровья, бодрости, оптимизма. Пусть ритмы этого мира будут созвучны с ритмами вашей жизни!