+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для родителей "Речевые игры для развития связной речи дошкольников в семье

Автор: Сапунова Анна Владимировна

        Консультация для родителей

«Развитие связной речи в семье»

 

    Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние детей, побуждает у детей фантазию, воображение, поэтому развивать связную речь ребенка мы предлагаем вам играя.

Игры по дороге в детский сад.

     Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ ещё больше хнычут…Утро испорчено, причем и для родителей и для детей. Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми. Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы. Когда ребёнок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребёнка восприятие размера.

        Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке. 

Игры в ванной комнате.

     В пластмассовое ведёрко налейте воду и предложите ребёнку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много - мало», «полное - пустое», «половина», «на донышке», «через край».

     В тазик с водой опустите несколько лёгких резиновых шариков, такое же количество шариков у ребёнка в руках. Отойдя на расстояние 0,5 - 1м, ребёнок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды; если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда  в тазу не останется ни одного шарика.

Игры между делом.

       Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребёнка к интересным событиям и явлениям. «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…». С этими словами взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за верёвочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки»), а ещё можно играть в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и т. д.

         Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребёнок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы).Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтичный вид.

             Самый простой способ смастерить куклу - это набить газетой бумажный пакет, перекрутить его посередине и стянуть резинкой.

Игры на кухне.

        Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня - отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребёнка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите ещё один шанс приятно и с пользой провести время.

        Скорлупа от варёных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите её на кусочки, которые ребёнок может легко брать пальцами.

Нанесите на картон тонкий слой пластелина - это фон, а затем предложите ребёнку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

       Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а солёное (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2стакана муки, 1стакан соли, 1стакан воды (её можно подкрасить), 2столовые ложки растительного масла - всё смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите всё что захочется!

        Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т. д. Предложите ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

        Вместе с ребёнком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «с».  Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребёнку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник), звук «л» (ложки, вилки, салатник) и т. д.

         Покажите ребёнку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар – р – р - тофель или капусту?

Ар – р – р - буз или дыню? Пер – р - рсики или бананы? Лук или огур – р - рцы? Помидор – р - ры или баклажаны?».

         Замени первый звук в моих словах звуком «щ» и назови новое получившееся слово. Был кит, а стал…щит; была тучка, получилась…щучка; река…щека; венок…щенок;

мель…щель.

        Давай искать слова на кухне. А вот и корзина (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? винегрета? кухонного шкафа? плиты?

            Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «солёные», «горькие» слова.

             Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка). Режет овощи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)

        Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишнёвый), моркови, лимонов, апельсинов и т. д.? И наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

         Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

        Поставьте перед ребёнком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

          На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать…Можно вместе посмотреть и послушать, как льётся или капает вода из крана, как по - разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребёнка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.

        Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза - открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!

         Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать пироги», но готовым слоёным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что - нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда - нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?

         Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса - вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.

          У малышей самый любимый предмет на кухне - венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребёнку фартук, закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.

       Разложите на кухне несколько предметов (кубик, батарейку, катушку и т.д.). Дайте ребёнку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

      Ваш ребёнок может испытать свои творческие способности на картофельном пюре или какой - нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора,

зелени, морковки, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.

       Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Положив четыре или пять разных продуктов в пакет, попросите ребёнка осторожно ощупать его и определить каждый из них. Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.

        Рисунки, которые малыш создаёт на кухне, можно украсить солью, насыпав её на отдельные участки картинок, смазанные клеем.

          Бумажные стаканчики - прекрасный строительный материал. Пусть ребёнок попробует поставить их один на другой, так чтобы они не упали.

           Прислушайтесь с ребёнком к гулу стиральной машины, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и т.д.

            Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

            Если ребёнок знает сказку «Три медведя», можно предложить ему выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Иваныча, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки. Если малыш уже различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол, например, только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру «Найди всё круглое».

          Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребёнка расположить их на дверце холодильника в определённом порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только жёлтые и т.д.