+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Основные подходы психолого- педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях образовательной организации

Автор: Бабайлова Людмила Григорьевна

В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих проблемы, связанные как с физическим, так  и с психическим здоровьем, все чаще дети приходят в школу неподготовленными,  с неврологическими диагнозами,  задержкой психического развития. Синдром  дефицита внимания  и гиперактивности (СДВГ) является наиболее актуальной проблемой, с которой   обращаются к психологам родители   детей младшего школьного возраста. Первые симптомы проявляются  гораздо раньше, когда малыш начинает посещать детский сад,  а  в первом  классе становятся более заметны, поскольку у ребенка появляются  трудности, связанные с обучением.      

       Основные дефиниции данного понятия: «гипер...» — (от греч. нyper — над, сверху) — составная часть  слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «a tivus» и означает «действенный, деятельный». СДВГ— психоневролгическое  расстройство поведения в детском возрасте [3,с.13]. Многими исследователями СДВГ считается одним из основных вариантов минимальной мозговой дисфунции (ММД)-   общий диагностический термин, охватывающий различные поведенческие когнитивные и аффективные отклонения [1, с.17]. По данным отечественных и зарубежных исследований частота встречаемости этих расстройств  среди детей дошкольного и младшего школьного возраста достигает 5-23%  [3, с 8].    

       Изучение теоретических основ проблемы позволяет определить симптоматику и этиологию синдрома, которая до сих пор изучена недостаточно. Предполагается, что  возникновение СДВГ связано с дисфункцией ЦНС, которая  может быть вызвана генетическими факторами,   неблагоприятным течением антенатального   периода,родовыми осложнениями, а также    заболеваниями в первые годы жизни ребенка. 

       Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность, к вторичным нарушениям  относятся нарушения в развитии функций, провоцирующие  слабую успеваемость в школе, но по мнению В.Б Никишиной, «имеющие обратимые изменения» (6, с.11).   А.Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей: беспокойные движения в кистях и стопах, неумение сидеть на одном месте, легкая отвлекаемость на посторонние раздражители, нетерпеливость,  неумение доводить начатое до конца, очень быстрая переключаемость, частая потеря вещей, неумение  разговаривать тихо,   неумение прогнозировать последствия своих поступков, спонтанность и необдуманность действий, невыполнение правил,  нарушения сна [2].

      Несмотря на то, что синдром часто не сопровождается отставанием в психическом развитии и  отклонения    укладываются в рамки физиологических колебаний, при увеличившихся нагрузках на центральную нервную систему  у ребенка начинают проявляться такие качества, как упрямство, негативизм, непослушание. Начинаются проблемы с речью, возможно заикание. Ребенок не хочет учиться, не в состоянии запоминать то, что говорит учитель, у него очень плохая каллиграфия. В зависимости от особенностей течения расстройства один ребенок может испытывать сложности в письме, другому тяжело дается чтение, третьему – счет и т.д. Длительные проявления импульсивности и гиперактивности могут привести к  формированию девиантных форм поведения, а впоследствии,   во взрослом возрасте проявляются неудачами в личной и профессиональной карьере [2].

        На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается задача создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития.  Эта задача регламентируется изменениями в ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», направленными на инклюзивный подход к их обучению.

       Вместе с тем, проблемное поле заключается в отсутствии разработанной   психолого-педагогической базы для помощи детям, включающей поэтапное их сопровождение,  практически не существует программ развития и коррекции, не определен диагностический инструментарий, наиболее полно выявляющий проявления СДВГ у детей разного возраста. Именно поэтому   практическим психологам следует  организовывать комплексное психолого-педагогического сопровождение младших школьников, в том числе через раннее выявление синдрома.        

      Методы исследования делятся: на организационные методы –изучение научной литературы по проблеме исследования, подбор диагностического инструментария; эмпирические методы – (психодиагностическое тестирование);  методы математической статистики. Для выявления синдрома  могут использоваться методики: «Тест Тулуз-Пьерона», методика  «Прогрессивные матрицы Дж. Равена», методика  «Зрительно-моторный гештальт-тест» (автор – Л.Бендер),  методика «Кольца Ландольта», метод визуального наблюдения, диагностическое задание «Поза Ромберга» [3, с.58]. Диагностический  подход  позволяет не только выявить  СДВГ, но и организовать мониторинг, выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать дальнейшее развитие ребенка.

      В разных странах    подходы  к лечению и коррекции СДВГ  могут      отличаться.Однако,невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффек-тивным комплексное решение проблемы, а   в   качестве основного  подхода -   психологический.  В рамках данного подхода   с успехом  используются нейропсихологические способы преодоления СДВГ: тренировка психомоторной коррекции онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка (упражнение-тест «Таблица», направленное на синхронизацию работы полушарий головного мозга, «Горизонтальная восьмерка» и др.) [1,с.14].  

       Одним из составляющих элементов коррекции является кинезиология- наука о развитии  умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать  новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие.  Развивающая кинезиологическая программа  способствует развитию межполушарной специализации, синхронизации работы полушарий, развитию мелкой моторики, устранение дислексии (упражнения  с релаксационным мячом, «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», Оладушки», «Клювики» и др.). [5,с.114].     

        Психолого-педагогическое сопровождение   определяет направленность на развитие несформированных функций произвольной регуляции деятельности, процессов самоконтроля и планирования собственной деятельности ребенка (синдромальный подход). Поэтому психологическая работа также  включает: снятие мышечного напряжения   с использованием метода прогрессирующей мышечной   релаксации (по Э. Джейкобсону) [3,с.23], метод визуализации, психогимнастика М.Чистяковой (этюды, пантомимы, игры), дыхательные  методики.                     

        Поскольку  необходимо добиться  качественных изменений в познавательной сфере, а именно изменение зрительно-моторной координации, памяти, мышления,  свойств внимания, в  работе с детьми с СДВГ  используется комплекс развивающих игр, позволяющих изолированно воздействовать на отдельные элементы синдрома. К этим  упражнениям относятся «Что изменилось?», «Замри», «Холодно-горячо», «Барабанщик» и др.

       Развивать  дефицитные  функции в системе синдрома  помогает  формирование и отработка желаемых моделей поведения в рамках бихевиорального (поведенческого) подхода. Для изменения  поведения детей используются методы  оперантного обусловливания, согласно  которым поведение контролируется его результатом и последствиями, а модификация поведения осуществляется за счет влияния на них. Главным принципом такой терапии является применение вознаграждения (материального подкрепления) ребенка за требуемое поведение и наказания за неправильное.  Данные     методы не могут   применяться  только  после  нейропсихологической  коррекции   созревания структур мозга, в противном случае  поведенческая терапия неэффективна. 

    Значимость поведенческой психокоррекции   подчеркивается     использованием различных видов индивидуальной и групповой психотерапии, направленной на разрешение внешних и внутренних психогенных конфликтов семьи, устранение семейных эмоциональных расстройств в [4,с.122]. Отработанные принципы формирования поведенческих шаблонов переносятся психологом в сферу семейного взаимодействия. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу.Создание позитивной модели отношения к  гиперактивному ребеку в семье возможно  через выполнение родителями рекомендаций: создание системы поощрений, выполнение приемов  «Договор», «Компромисс», организация совместной с ребенком деятельности:  рисование, выкладывание пазлов, вышивание и др.  

      Психологический подход  может с успехом сочетаться с фармокоррекцией, поскольку психолог   выстраивает систему  психолого-педагогического сопровождения с учетом   рекомендаций  врачей. При использовании фармакологического или медицинского подхода  проблемой  занимаются   врачи разных медицинских специальностей: неврологи, психоневрологи, педиатры, остеопаты.  Под  руководством невролога проводится коррекция имеющихся нарушений, особенно во время адаптации  младшего школьника в   школе, а также в критические периоды роста. Для коррекции нарушений поведения и устранения неврозоподобных реакций  применяют седативные, ноотропные препараты, мозговые метаболики, например, препараты, улучшающие питание и обменные процессы мозга:   пирацетам, цереборлизин, фенибут, энцефабол, инстенон и др., витамины, укрепляющие средства, вазоактивные препараты, а также массаж, физиотерапию [1,с.4].  В особых случаях необходимо обеспечить консультацию психиатра.      Однако следует признать, что ни один из применяемых сегодня видов лечения не решает в полной мере проблем ребенка, поскольку не учитывает все особенности  его психического развития.  

      Педагогический подход предусматривает создание для ребенка ситуации успеха при выполнении заданий, исключение чрезмерной перегрузки, ограничение времени пребывания у  телевизора, компьютера, снижение шумового фона,  выполнение режима дня и др.  Обобщенная система работы может включать следующие аспекты: физическая реабилитация, включающая комплексную оздоровительную работу, использование  методов и приемов, направленных на  формирование праксиса и мелкой моторики,   развитие усидчивости («Фасоль-горох», «Собери корзинку», пальчиковая гимнастика).

      У детей с СДВГ страдает артикуляция речи, слухоречевая память и восприятие, им сложно строить длинные предложения, их речь бедна, они с трудом рассказывают и пересказывают текст, плохо пишут сочинения. Для решения  речевых проблем ребенку  оказывается  помощь  логопеда.

      Таким образом,  система  психолого- педагогического сопровождения гиперактивных детей  предполагает   использование разных подходов, реализующихся через взаимодействие с педагогами, медицинскими работниками, родителями.  Комплексное их использование   поможет  психологам  вовремя   компенсировать имеющиеся у детей нарушения.  Об  этом, прежде всего, говорит то, что более 70 % детей с  СДВГ при правильной организации коррекционно-развивающих занятий и   медикаментозном лечении догоняют своих сверстников и учатся в  массовой школе,   такие проявления, как гиперактивность и дефицит внимания, снижаются или исчезают вовсе.

Список  литературы. 

  1. Брязгунов И.П., Знаменская Е.И.  Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал .-    СПб.: Питер, 2006. - 87 с.     

  2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.  Основы коррекционной педагогики . – М.: Академия, 2– 010. – 272 c.

  3. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г.  Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью..:УЦ«Перспектива», 2013 .-43 с. 

  4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка– 3-е изд. – СПб.: Союз, 2009. – 132 с.

  5. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С.   Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь – СПб., 2007.  

  6. Никишина В.Б., Петраш Е.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.-  СПб. - 2014. - 191 с.