Публикации
Дисфагия актуальность проблемы
Автор: Судоргина Наталья Александровна
"Дисфагия - актуальность проблемы"
Дисфагия - это нарушение процесса глотания.Этой актуальной проблемой во всем мире занимаются логопеды. В России в функциональные обязанности логопеда входила диагностика речевых нарушений и коррекционная работа с пациентами,имеющими речевые нарушения.С 2002 года логопеды занимаются восстановлением процесса глотания,они должны уметь проводить скрининговое тестирование функции глотания, владеть тактикой ведения пациентов с дисфагией,а также обучать персонал. На данный момент обучение логопедов проходит в высших педагогических вузах,однако для того, чтобы качественно оказывать помощь пациентам с дисфагией,необходимы знания в таких областях,как анатомия,нейрофизиология,неврология. Поэтому логопеды должны постоянно повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием,безусловно важны и практические навыки. Логопед является одним из специалистов мультидисциплинарной бригады (МДБ), целью которой является комплексный подход к лечению и реабилитации пациентов. В МДБ входят: Невролог Логопед Врач ЛФК Эрготерапевт Терапевт Нейропсихолог Диетолог Средний медицинский персонал. Для оценки функции глотания логопеду необходимо провести скрининговое тестирование.При этом важным фактором является соблюдение определенных условий: 1.Пациент находится в стабильно-удовлетворительном состоянии. 2.Реагирует на обращенную речь. 3.Может быть вертикализирован или принять положение сидя, под углом 90°. Если все условия соблюдены,то можно приступать к стандартизированному скрининговому тестированию. Пациенту дают первую чайную ложку воды, если глоток "уверенный" , дают вторую чайную ложку воды, если глоток "уверенный",дают третью чайную ложку воды,а при отсутствии патологической симптоматики дают 100 миллилитров воды. По результатам тестирования, логопед может оценить: 1.Орально - подготовительную фазу. 2.Орально - трансферную фазу. 3.Фарингеальную фазу глотка. (примечание автора:4.Фаза - эзофагальная) Конечно,это будет субъективная оценка.однако именно по её результатам логопед определяет: возможность кормления естественным путем, консистенцию еды и жидкости, объем и кратность приема пищи в течение дня. При наличии дисфагии, логопед принимает решение о необходимости альтернативных путей введение еды и жидкости (назогастральный зонд,парентеральное введение,гастростома). Методы исследования,которые могут помочь логопеду установить нарушение глотания и избежать потенциальных последствий дисфагии. 1.Пальцевой метод. 2.Видеофлюроскопия. 3.Фиброоктическое эндоскопическое исследование глотания. 4.Цервикальная аускультация. 5.Пульсовая оксиметрия. 6.Электромиография. 7.Ультразвуковое исследование. 8.Манометрия. Своевременная диагностика,правильная тактика ведения пациентов с дисфагией,мультидисциплинарный подход позволяют нам эффективно работать и достигать положительных результатов.