+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Дисфагия актуальность проблемы

Автор: Судоргина Наталья Александровна

"Дисфагия - актуальность проблемы"

Дисфагия - это нарушение процесса глотания.Этой актуальной проблемой во всем мире занимаются логопеды. В России в функциональные обязанности логопеда входила диагностика речевых нарушений и коррекционная работа с пациентами,имеющими речевые нарушения.С 2002 года логопеды занимаются восстановлением процесса глотания,они должны уметь проводить скрининговое тестирование функции глотания, владеть тактикой ведения пациентов с дисфагией,а также обучать персонал.
На данный момент обучение логопедов проходит в высших педагогических вузах,однако для того, чтобы качественно оказывать помощь пациентам с дисфагией,необходимы знания в таких областях,как анатомия,нейрофизиология,неврология. Поэтому логопеды должны постоянно повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием,безусловно важны и практические навыки.
Логопед является одним из специалистов  мультидисциплинарной бригады (МДБ), целью которой является комплексный подход к лечению и реабилитации пациентов.
В МДБ входят:
Невролог
Логопед
Врач ЛФК
Эрготерапевт
Терапевт
Нейропсихолог
Диетолог
Средний медицинский персонал.
Для оценки функции глотания логопеду необходимо провести скрининговое тестирование.При этом важным фактором является соблюдение определенных условий:
1.Пациент находится в стабильно-удовлетворительном состоянии.
2.Реагирует на обращенную речь.
3.Может быть вертикализирован или принять положение сидя, под углом 90°.
Если все условия соблюдены,то можно приступать к стандартизированному скрининговому тестированию. Пациенту дают первую чайную ложку воды, если глоток "уверенный" , дают вторую чайную ложку воды, если глоток "уверенный",дают третью чайную ложку воды,а при отсутствии патологической симптоматики дают 100 миллилитров воды. По результатам тестирования, логопед может оценить:
1.Орально - подготовительную фазу.
2.Орально - трансферную фазу.
3.Фарингеальную фазу глотка.
(примечание автора:4.Фаза - эзофагальная) 
Конечно,это будет субъективная оценка.однако именно по её результатам логопед определяет: 
возможность кормления естественным путем, консистенцию еды и жидкости, объем и кратность приема пищи в течение дня. При наличии дисфагии, логопед принимает решение о необходимости альтернативных путей введение еды и жидкости (назогастральный зонд,парентеральное введение,гастростома).
Методы исследования,которые могут помочь логопеду установить нарушение глотания и избежать потенциальных последствий дисфагии.
1.Пальцевой метод.
2.Видеофлюроскопия.
3.Фиброоктическое эндоскопическое исследование глотания.
4.Цервикальная аускультация.
5.Пульсовая оксиметрия.
6.Электромиография.
7.Ультразвуковое исследование.
8.Манометрия.
Своевременная диагностика,правильная тактика ведения пациентов с дисфагией,мультидисциплинарный подход  позволяют нам эффективно работать и достигать положительных результатов.