+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Роль логоритмики в работе с детьми с умственной отсталостью

Автор: Рогожникова Татьяна Анатольевна

Рогожникова Татьяна Анатольевна

учитель-логопед

ГБОУ «СКОШ №3» г. Улан-Удэ

Республика Бурятия

 

«Роль логоритмики в работе с детьми с умственной отсталостью»

Дети с умственной отсталостью характеризуются сниженным развитием интеллекта в связи с недостаточным функционированием головного мозга и центральной нервной системы. Высшая психическая деятельность отстает в развитии, провоцируя социальную дезадаптацию. Признаки умственной отсталости проявляются во всех сферах — интеллектуальной, речевой, психомоторной, эмоциональной. Ярче всего выделяется снижение интеллекта и речевого развития. А ведь для любого уровня адаптации крайне важна сформированная речь.

 

При данном диагнозе не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут быть нарушения: фонематического восприятия; аграмматичная речь; дизартрия; задержка речевого развития; формирование связной речи. Также имеются нарушения двигательных, речедвигательных, психических процессов. Страдают общая и мелкая моторика, координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью. (1)

 

Именно эти параметры корректирует комплексная методика под названием «Логоритмика». Она основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей. Три кита, на которых стоит логоритмика- это движение, музыка и речь. (3)

 

Цель данной методики – это преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи. (2)

 

В процессе реализации коррекционного курса решаются следующие задачи:

- развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голоса;

-развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся в различном темпе;

- воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма;

-воспитание умения вносить коррективы в характер выполняемых движений в соответствии с заданной установкой (с характером темпа и ритма музыкального произведения);

- коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.

 

Реализация  задач  осуществляется через различные средства логопедической ритмики: ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, упражнения, регулирующие мышечный тонус, упражнения, активизирующие внимание, счетные упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения, упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра, упражнения, формирующие чувство музыкального темпа, ритмические упражнения, пение, упражнения в игре на музыкальных инструментах, самостоятельная музыкальная деятельность, упражнения для развития творческой инициативы, заключительные упражнения.

  Основные принципы использования логоритмических средств:

- построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой;

     - обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т.п. (4)

Главное содержание логоритмики является интеграция  двигательной и    познавательной деятельности, а именно связь с предметами «Логопедия», «Музыка», «Ритмика», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», «Математика».

Воздействие на детей с умственной отсталостью средствами музыки и ритмики способствует общему развитию детей и нормализации их двигательных функций, коррекции речевых нарушений. Слушание музыки является важным средством воспитания музыкального слуха, что оказывает благотворное влияние на формирование фонематического восприятия. Пение имеет большое коррекционное значение для детей с нарушением речи. Во время пения дети учатся правильно дышать и чётко произносить звуки. Танцевальные движения и танцы вырабатывают правильную осанку, выразительность и красоту движений, развивают музыкальный вкус и общую культуру, служат для активизации зрительного, слухового и речевого внимания. Рисование – развивает мелкую моторику, окружающий мир – расширяет лексический кругозор детей, словарный запас. Подвижные игры помогают детям закрепить счётные знания.

Исключительная ценность логопедической ритмики является использование игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с умственной отсталостью. В игре у детей развивается способность творческого воображения — базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Элементы логоритмики я использую на индивидуальных логопедических занятиях и в подгруппах. Они проходят в форме игр, экскурсий, прогулок, путешествий: «Путешествие в осенний лес»; «Экскурсия в зоопарк»; «Прогулка по парку»; «Зимние забавы».

 

На моих занятиях дети любят петь, играть на ударных инструментах, танцевать, играть в подвижные игры, делать друг другу массаж.  Очень детям нравятся театральные постановки, с помощью которых они развивают монологическую и диалогическую речь.

 

В результате данных занятий на основании диагностических данных, происходят    положительные изменения в развитии детей с умственной отсталостью: нормализация темпа и ритма речи, развитие речевой моторики для правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха, развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, развитие пространственной организации движений, увеличение словарного запаса.

       

        Таким образом, логоритмика, наряду с коррекцией речевых нарушений, создаёт предпосылки для успешного процесса обучения и социальной адаптации детей. Главная моя задача- создание на занятиях атмосферы радости.

Список  литературы:

 

1. Программа С(К)ОУ  VIII вида для детей  с умственной отсталостью. Москва «Просвещение»1997 г.

2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М,. Просвещение, 1985 г.

3.     Гоголевой М.Ю «Логоритмика» Ярославль Академия развития 2006 г.

4.     Картушиной М.Ю. «Логоритмика» Москва 2008 г.

5.     Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» Корона-принт, 2018 г.