Ранняя логопедическая помощь средствами дополнительного образования
Автор: Ажищева Татьяна Александровна
В настоящее время все чаще в детском саду встречаются дети в возрасте трех лет, которые либо совсем не говорят, либо речь сильно нарушена. Специализированная помощь детям с нарушениями речи в условиях нашего детского сада возможна с 5 лет, в особых случаях с 4 лет. Но малышам с отсутствием речи помощь необходима гораздо раньше!
Обозначив для себя и для родителей эту проблему, начали совместно искать выход из создавейся ситуации. Если зачислять неговорящих детей в логопедическую группу в возрасте трех лет, то получится разновозрастная группа , что приведёт к увеличению численности детей в логопедической группе, к чрезмерной нагрузке на воспитателей и логопеда, снижению качества коррекционной работы.
Проведя мониторинг развития речи в первой и второй младших группах выяснили, что задержка речевого развития наблюдается у шести детей, что составляет треть детей данного возраста. Остальные дети имеют возрастные нарушения речи, которые не всегда могут преодолеваться самостоятельно.
На родительском собрании данная проблема была обсуждена с родителями. В ходе общения было принято решение о введение дополнительного платного образования для нуждающихся детей в возрасте от двух до четырёх лет, направленного на стимулирование появления речи и раннюю коррекцию нарушений речи.
В начале учебного года мною организована работа кружка “Говоруша". Разработана и представлена родителям программа кружка и тематическое планирование занятий.
С октября кружок" Говоруша" начал свою работу а базе ДОО во второй половине дня. В группу зачислены 13 детей с полным отсутствием речи, задержкой речевого развития и с нарушениями звукопроизношения.
Занятия проводятся два раза в неделю по 15 минут и направлены на:
- развитие фонематического слуха
- формирование правильного артикуляционного уклада
- расширение активного словаря детей
- формирование слоговой структуры речи
Занятия строятся на основе технологии игровой логопедии по методике Татьяны Грузиновой, адаптированной к условиям детского сада.
На занятиях мы с детьми играем в игры, проводим соревнования, смотрим фокусы, рисуем, веселится, совершенно не замечая, что выполняем артикуляционную гимнастику, тренируем фонематический слух, формируем правильное звукопроизношения и многое другое.
К середине учебного года четыре ребёнка заговорили, 5 детей значительно улучшили свои языковые навыки, остальные дети расширили свой активный словарь, улучшили грамматический строй речи, фонематический слух.
Родители получают информацию о тематике занятий и возникающих трудностях из одноименной группы Ватсап. Многие через 2-3 месяца заметили положительные результаты занятий.
Проведение этих занятий не только помогает "заговорить" маленьким молчунам, но и совершенствовать речевые возможности детям с незначительным звуковым нарушениями. Дети младшего дошкольного возраста часто могут произносить правильно звуки родного языка, но если не помочь в этот момент, малыши найдут более удобную замену правильному звуку, и вот, перед нами ребёнок с фонетико-фонематическими нарушениями. На своих занятиях я уделяю таким детям особое внимание. Именно в этот момент их жизни есть возможность направить их речевое развитие в правильное русло, а значит, ребёнок будет говорить чисто и ему не придётся посещать логопедическую группу.
У детей с тяжёлыми речевыми нарушениями после занятий в кружке появляется прекрасная артикуляционная и фонематическая основа для дальнейших занятий в логопедической группе.
Таким образом, решается острая проблема задержки речевого развития, коррекции тяжёлых и возрастных нарушений речи на раннем этапе развития детей в нашей ДОО.