Развитие навыков функционального чтения на уроках английского языка
Автор: Шестакова Наталья Игоревна
Введение
Грамотность - это с традиционной точки зрения определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.
Тема моей работы «Развитие навыков функционального чтения на уроке английского языка» выбрана не случайно. На сегодняшний день общество предъявляет высокие требования к чтению на уроке иностранного языка. Через развитие навыка чтения необходимо формировать мировоззрение школьника, воздействовать на его эмоциональную среду, образовывая и воспитывая его, тем самым развивая его духовные качества. Так что такое чтение на уроке иностранного языка? Это - речевая деятельность, средство опосредованной коммуникации, направленное на зрительное восприятие и понимание письменной речи. Чтение всегда носит метапредметный характер и относится к универсальным учебным действиям.
В чем различие между чтением и функциональным чтением? Функциональное чтение - это чтение, цель которого — нахождение информации для решения конкретной задачи. Человек, который владеет функциональным чтением, способен обозначить тему и основную мысль письменного текста, отобрать из него необходимую информацию, сделать вывод, отличить точку зрения автора от факта, понимает выражения, использованные в переносном смысле.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
- поиск информации в иноязычном тексте, брошюре, таблице, афише;
- понимание общего смысла прочитанной информации;
- работу с полученной информацией (интерпретация, оценка);
- применение информации для решения практического задания, приближенного к реальному.
В настоящее время во время преподавания я заметила, что в УМК нет специальных упражнений, направленных на развитие навыков функционального чтения. Обучающиеся, как правило, с помощью переводчиков готовят презентации по страноведческому материалу, ищут информацию в разных, и порой, непроверенных источниках, находят, но не понимают смысл найденного материала или интерпретируют его по-своему, читают поверхностно и не могут использовать ту информацию, которую прочитали из текста, не знают значений многих слов, не могут расшифровать аббревиатуры. В итоге не у всех навыки развиваются одинаково: у многих провал в развитии хотя бы одного из них.
В начале учебного года была проведена диагностика качества успеваемости обучающихся 5 класса по итогам 1 четверти. Ниже приведена таблица:
Количество обучающихся в классе |
Оценки |
% качества |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
44% |
|
9 человек |
1 |
3 |
5 |
0 |
Я остановилась на теме здравоохранения и ниже привожу примеры дополнительных заданий, которые применяю в обучении. Эти пробелы были спрогнозированы, и доработаны. Задания восполняют отсутствие необходимой информации для дальнейшего практического применения в реальной жизни.
1) Задание 1. Текст для дополнительного чтения, подходящий по возрасту, уровню, отвечающий интересам обучающихся с глоссарием.
2) Задание 2. Знакомство со спецификой темы. Представление расширенного списка слов, который рекомендован к применению на практике.
3) Задание 3. Определить с помощью диалога, какая специальность у врача, что болит у пациента, какой вид лекарств выписал доктор.
4) Задание 4. Соотношение картинки со словом. Чаще всего я практикую отработку таких типов упражнений в цифровой образовательной платформе.
5) Задание 5. Чтение рецепта. Обработка текстовой информации с помощью графического рисунка, содержащего записи об оформлении рецептурного листа.
6) Задание 6. Отработка слов в диалоге. Применение новой лексики.
7) Задание 7. Работа с рисунком. Заполнить пропуски в рисунке. В этом упражнении мы применяем слова, полученные из диалогов, текста, предыдущих упражнений.
8) Задание 8. Задание 7 и 8 связанны одной лексикой, в 8 упражнении наглядно видно, слова, которые были нужны для подстановки в рецепт. Теперь они написаны на баночке с таблетками. Вся необходимая информация легко читается.
В настоящее время я пополняю свою копилку методическим материалом, который позволит обучающимся испытать как можно меньше трудностей заграницей, при оформлении онлайн оплаты заказа, оформление медицинской страховки, получение билета на концерт и многое другое. Такие нюансы, конечно же, могут существовать и в других темах в течение всего курса обучения ИЯ: туризм, развлечения и другие обширные темы. Ниже приведен мониторинг качества на конец 3 четверти.
Количество обучающихся в классе |
Оценки |
% качества |
|||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
66% |
|
9 учеников |
1 |
5 |
3 |
0 |
Здесь наблюдается положительная динамика. Качество обучения с первой четверти к третьей четверти вырос на 20%.
Количество обучающихся в классе |
Оценки |
% качества |
|||||||||
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
44% |
66% |
|
|||||
9 учеников |
1 |
1 |
3 |
5 |
5 |
3 |
0 |
0 |
|||