+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие навыков функционального чтения на уроках английского языка

Автор: Шестакова Наталья Игоревна

Введение

Грамотность - это с традиционной точки зрения определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. 
Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.

Тема моей работы «Развитие навыков функционального чтения на уроке английского языка» выбрана не случайно. На сегодняшний день общество предъявляет высокие требования к чтению на уроке иностранного языка. Через развитие навыка чтения необходимо формировать мировоззрение школьника, воздействовать на его эмоциональную среду, образовывая и воспитывая его, тем самым развивая его духовные качества. Так что такое чтение на уроке иностранного языка? Это - речевая деятельность, средство опосредованной коммуникации, направленное на зрительное восприятие и понимание письменной речи. Чтение всегда носит метапредметный характер и относится к универсальным учебным действиям.

 В чем различие между чтением и функциональным чтением? Функциональное чтение - это чтение, цель которого — нахождение информации для решения конкретной задачи. Человек, который владеет функциональным чтением, способен обозначить тему и основную мысль письменного текста, отобрать из него необходимую информацию, сделать вывод, отличить точку зрения автора от факта, понимает выражения, использованные в переносном смысле.

Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

  • поиск информации в иноязычном тексте, брошюре, таблице, афише;
  • понимание общего смысла прочитанной информации;
  • работу с полученной информацией (интерпретация, оценка);
  • применение информации для решения практического задания, приближенного к реальному.

В настоящее время во время преподавания я заметила, что в УМК нет специальных упражнений, направленных на развитие навыков функционального чтения. Обучающиеся, как правило, с помощью переводчиков готовят презентации по страноведческому материалу, ищут информацию в разных, и порой, непроверенных источниках, находят, но не понимают смысл найденного материала или интерпретируют его по-своему, читают поверхностно и не могут использовать ту информацию, которую прочитали из текста, не знают значений многих слов, не могут расшифровать аббревиатуры. В итоге не у всех навыки развиваются одинаково: у многих провал в развитии хотя бы одного из них.

В начале учебного года была проведена диагностика качества успеваемости обучающихся 5 класса по итогам 1 четверти. Ниже приведена таблица:

Количество обучающихся в классе

Оценки

% качества

«5»

«4»

«3»

«2»

44%

9 человек

1

3

5

0

 Я остановилась на теме здравоохранения и ниже привожу примеры дополнительных заданий, которые применяю в обучении. Эти пробелы были спрогнозированы, и доработаны. Задания восполняют отсутствие необходимой информации для дальнейшего практического применения в реальной жизни.

1)      Задание 1. Текст для дополнительного чтения, подходящий по возрасту, уровню, отвечающий интересам обучающихся с глоссарием.

2)      Задание 2.  Знакомство со спецификой темы. Представление расширенного списка слов, который рекомендован к применению на практике.

3)      Задание 3.  Определить с помощью диалога, какая специальность у врача, что болит у пациента, какой вид лекарств выписал доктор.

4)      Задание 4. Соотношение картинки со словом. Чаще всего я практикую отработку таких типов упражнений в цифровой образовательной платформе.

5)      Задание 5. Чтение рецепта. Обработка текстовой информации с помощью графического рисунка, содержащего записи об оформлении рецептурного листа.

6)      Задание 6. Отработка слов в диалоге. Применение новой лексики.

7)      Задание 7. Работа с рисунком. Заполнить пропуски в рисунке. В этом упражнении мы применяем слова, полученные из диалогов, текста, предыдущих упражнений.

8)      Задание 8. Задание 7 и 8 связанны одной лексикой, в 8 упражнении наглядно видно, слова, которые были нужны для подстановки в рецепт. Теперь они написаны на баночке с таблетками. Вся необходимая информация легко читается.

В настоящее время я пополняю свою копилку методическим материалом, который позволит обучающимся испытать как можно меньше трудностей заграницей, при оформлении онлайн оплаты заказа, оформление медицинской страховки, получение билета на концерт и многое другое. Такие нюансы, конечно же, могут существовать и в других темах в течение всего курса обучения ИЯ: туризм, развлечения и другие обширные темы. Ниже приведен мониторинг качества на конец 3 четверти.

Количество обучающихся в классе

Оценки

% качества

«5»

«4»

«3»

«2»

66%

9 учеников

1

5

3

0

 

Здесь наблюдается положительная динамика. Качество обучения с первой четверти к третьей четверти вырос на 20%.

 

Количество обучающихся в классе

Оценки

% качества

«5»

«4»

«3»

«2»

44%

66%

9 учеников

1

1

3

5

5

3

0

0