+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Рекомендации для родителей "Неврозы у дошкольников

Автор: Вишневская Ирина Станиславовна

 

Неврозы у дошкольников. Рекомендации для родителей

 

Педагог-психолог

 

Вишневская Ирина Станиславовна

 

Неврозы у детей возникают в различном возрасте, особенно при наличии неблагоприятного фона. Детский невроз может быть диагностирован у ребенка 3 лет и старше. В медицинской трактовке детский невроз – это реакция личности на острую или продолжительную, а также внезапную психологическую травму или ситуацию. Проявления невроза определяются возрастом, характером травмирующей психологической ситуации, а также эмоциональным складом маленького человека.

 

Причины появления неврозов

 

Причины возникновения неврозов у детей, которые вызывают развитие невротической реакции, а в дальнейшем и невротического состояния, достаточно разнообразны. Среди них наиболее часто выделяют: различные изменения привычного образа жизни (переезд из города в сельскую местность или коттеджный поселок, в другую квартиру); начало посещения детского коллектива (дошкольное учреждение или школа, переход с одной ступени общеобразовательной школы на другую); изменения семейного характера (появление отчима или мачехи в семье, рождение другого ребенка или появление приемного). Возможна также другая ситуация, когда внезапный испуг, чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка непродолжительного характера провоцирует развитие невроза на фоне общего неблагоприятного фона здоровья ребенка.

 

Негативные последствия для малыша могут иметь различные психологические травмы матери в период беременности, гипоксия плода и другие осложнения в родах. Чем младше ребенок, тем большее значение имеют врожденные факторы и состояние матери в период беременности. Важнейшее значение имеет психологический климат в семье и принятая модель воспитания. Если родители придерживаются неправильных воспитательных принципов, то возможно развитие невротической реакции и формирование психологически нестабильной личности. Наиболее негативны в этом отношении такие модели воспитания, как: неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком, разочарование мальчиком, если ожидали появление девочки); гиперопека (нежелание приучать малыша к самостоятельности, строить партнерские отношения в коллективе); авторитарность (требование абсолютного подчинения взрослым, постоянное принятие всех решений вместо него и без учета его мнения); вседозволенность (полное лишение маленького ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие любых норм и порядка в семье и детском коллективе). В конечном итоге решающее значение имеет не один из выше перечисленных факторов, а их комбинация.

 

Детский невроз не может развиться у ребенка, который живет в благополучной семье, после внезапного сильного испуга. Наличие патологии родов или беременности у матери является неблагоприятным фактором, но решающего значения не имеет, если в семье создан правильный психологический климат и приветствуются современные принципы воспитания. При наличии этих предрасполагающих факторов должна проводиться соответствующая профилактика детских неврозов, препятствующая их возникновению. Коварством невроза в детском возрасте является его нарастание у развивающейся маленькой личности.  Вовремя не распознанная и не леченная невротическая реакция у совсем маленького ребенка перерастает в невротическое состояние у школьника и подростка, в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада личности.

 

Виды неврозов.

 

 В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.

 

1. Для истерии типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды. Истерический невроз возникает у единственного ребенка в семье или при большой возрастной разнице у старшего. Предпосылкой для этого состояния является неправильное отношение к нему взрослых: как к единственному и неповторимому, любые требования которого должны немедленно выполняться. Попадая в другую обстановку (например, детский коллектив), такой ребенок неожиданно понимает, что окружающие его обстоятельства далеко не всегда подстраиваются под него, и начинает бунтовать. В любом возрасте истерический припадок возникает всегда в присутствии взрослых, маленькая личность стремится привлечь к себе повышенное внимание. Малыш плачет, кричит, кидается в драку, то есть шумно и бурно выражает свое недовольство окружающей действительностью. У ребенка дошкольного возраста могут возникать внезапные беспричинные приступы удушья (сходны и астматическими). В более старшем возрасте (например, у ребенка 7 лет) истерия может принимать вид соматического заболевания. Возникают жалобы на боли в области сердца или желудка, постоянного ноющего характера, которые не устраняются медикаментами.

 

2. Для неврастении характерна противоположная ситуация: завышенные требования личности к себе на фоне привычной окружающей обстановки, несоразмерные индивидуальным возможностям. Она выражается слабостью ребенка и прогрессирующими депрессивными изменениями. Например, у ребенка 3 лет, возникает потребность долго спать или отдыхать на фоне привычной физической нагрузки. Малыш теряет интерес к игрушкам, сладостям, развлечениям, перестает радоваться окружающей обстановке. Он не может ответить на вопрос, чего ему хочется. Отмечается нежелание делать и узнавать что-либо новое. Маленькая личность постоянно жалуется на слабость и общий упадок сил, завышенные требования воспитателей и большой объем домашнего задания. Отличительным признаком неврастении являются разнообразные нарушения сна. Сон неглубокий, с кошмарными сновидениями, нередко возникают трудности с засыпанием или, наоборот, досрочное просыпание и невозможность повторно уснуть.

 

3. Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности. Данная разновидность невротических реакций характеризуется возникновением различных страхов или движений, которые не имеют реальных причин. Например, у ребенка может наблюдаться излишне эмоциональная и необоснованная боязнь (невроз страха) темноты или сильного дождя, насекомых (пауков, тараканов), грызунов, больших собак. При этом малыш избегает любой возможности не только прямого контакта, но и самой возможности развития ситуации. Он не может переходить дорогу, если слышит далекий собачий лай; включать свет во всех помещениях, чтобы темноты не было нигде. Навязчивые движения удивительно разнообразны и индивидуальны для каждой конкретной личности. Это может быть постоянное почесывание носа или затылка, шмыганье носом или покашливание, потирание рук или бесконечное их мытье, выдергивание волос и бровей. Отдельной группой принято выделять тики – местные или общие подергивания мышц, сопротивляться которым ребенок хочет, но не может: мигательный тик, подергивание носом, растягивание рта, поднимание бровей. Хорошо известны многим родителям такие формы невроза как заикание и детский энурез (дневное и ночное недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

 

Как лечить детский невроз?

 

Начинать лечение следует с консультации невропатолога для исключения органических заболеваний нервной системы. Врачом будет рекомендован определенный перечень необходимого обследования: доплер сосудов головного мозга, компьютерная томография, электроэнцефалограмма. Лечением неврозов занимается психотерапевт или психолог (не психиатр). Лечение проводится в амбулаторных условиях, нет необходимости госпитализировать в стационар.

 

Главным средством является психотерапия. Родители должны понимать, что это не просто чтение сказок и игра с яркими игрушками – это сложная система воздействия на психику ребенка и его характер. Самостоятельные попытки психотерапии могут только усугубить болезнь. В психотерапии выделяют следующие направления: изучение психологического климата в семье и его коррекция; ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации; арт-терапия и составление психологического портрета по рисункам малыша; аутогенная тренировка (внушение). Медикаментозные препараты в лечении неврозов имеют второстепенное значение. Назначать их должен только врач. Используются успокаивающие препараты на растительной основе, поливитаминные комплексы, средства, улучшающие мозговой кровоток. Положительный эффект приносит использование различных физиотерапевтических методик: подводный массаж и различные виды ванн; медикаментозный сон.

 

Рекомендации для родителей:

 

·        правильный режим труда и отдыха, соответствующий возможностям ребенка и его возрасту,

 

·        обязательно полноценный ночной сон;

 

·        создание благоприятного психологического климата в семье;

 

·        воспитание у ребенка таких качеств, как настойчивость, коммуникабельность, лояльность к интересам окружающих.

 

Главное, что детские неврозы лечатся и не нужно отчаиваться родителям.

 

 

 

Литература

 

1.     Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез.— Л: Медицина, 1988, —248 с.

 

2.     Гарбузов В. И., Фесенко Ю. А. Неврозы у детей. — СПб.: КАРО, 2013. — 336 с. — (Серия «Спе­циальная педагогика»).

 

3.     Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., «Медицина», 1977,-272 с.

 

4.     Захаров АИ. Происхождение детских неврозов и психотерапия - ЭКСМО-ПРЕСС Москва 2000- 448 с.

 

5.     Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: СОЮЗ, 1998. — 336 с.

 

6.     Б. Д. Карвасарский Неврозы. Руководство. – «Медицина», 1990

 

7.      В. С. Первый, В. Ф. Сухой «Справочник невротических расстройств». «Феникс» Медицина, 2012

 

8.     М. Б. Никишова «Депрессии и неврозы в общемедицинской практике. Клиника. Диагностика. Лечение. Клинические случаи». – Миклош, 2008