+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мастер-класс для молодых педагогов "Музыкально-речевое развитие по методике Карла Орфа

Автор: Лозовая Нелли Александровна

Музыкально- речевые игры по методике К.Орфа

Мастер класс с педагогами ДОУ

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи: 
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 
Используемый материал: палочки, детские музыкальные шумовые инструменты, книжки-малышки, фонограммы. 
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста. 

Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть: 
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма , используя книжки-малышки.
3. Рефлексия – итог мастер-класса

1. Теоретическая часть

1 слайд 

Невозможно заставить детей полюбить петь, танцевать, рассказывать стихи, рисовать, лепить, читать и т.д. Можно увлечь ребёнка, заинтересовать и поддерживать этот интерес. И в этом отношении невозможно придумать что-либо лучше, эффективнее, чем игровые методы.

2 слайд

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.

3 слайд

К игровым и развивающим приёмам относятся: пальчиковые игры, музыкально-речевые упражнения, музыкально-ритмические упражнения со словами.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих

нарушения речи.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более

легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

4 слайд

Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно -  у ребенка слаба развита речь, она невыразительна,  либо слабо интонирована. 
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. 
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное -  это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее.

5 слайд

 Поэтому моменты по развитию чувства ритма  я  включаю  уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

6 слайд

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами .                    

Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал,

незаметно учатся говорить правильно. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

7 слайд
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. На своих занятиях я сочетаю музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

8 слайд

 Музыкальные исследователи (Кира Тарасова, Борис Теплов, Карл Орф) отмечали, что музыкально-речевое  воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Кира Тарасова говорила, что в развитии чувства ритма посредством музыкально-речевых игр должно участвовать все наше тело,  поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей  и немного подвигаться вместе со мной!

9 слайд

Я хочу предложить вашему вниманию несколько музыкально-речевых упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма, которые вы можете проводить с детьми, используя книжки-малышки, и напевая при этом самые простые мелодии. Я и воспитатели нашего садика дарят вам эти замечательные книжки, используйте их  в своей работе, ну а сейчас – практическая часть.

10 слайд         2. Практическая часть 

 

1. Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!

-Ну как, настроение, улучшилось? Вот что может сделать слово!

 А сейчас мы с вами отправимся на небольшую прогулку.

Вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся. (Все идут друг за другом паровозиком  под музыку и садятся   в кружок на стульчики)

 

 

 

 

 

11 слайд

2. Игра с палочками «НОЖКИ»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по коленкам
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! - движения палочек в ритме

И опять всё начинали! - перед собой, без звука.
 - Мы с вами на лесной полянке, где скачут зайки.

 

12 слайд
3. Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Скачет зайка косой,  -указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить. 
Под высокой сосной - ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены. 
Под другою сосной    -ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.
Скачет зайчик другойуказательный  и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить

- Напугали зайчиков охотники, и побежали они  скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!

 

13 слайд
4. Игра «У оленя дом большой»

Французская народная мелодия, пение с движениями по тексту
У оленя дом большой - педагог показывает рога, (не обхватить дом)
Он глядит в свое окошко. -
как будто в окошко смотрит
Заяц по лесу бежал,  - 
показывают ушки  зайчика
В дверь к нему стучал.  -
как будто открывают дверь- стучит
Тук - тук –тук, - дверь, открой. -
открывает
Там в лесу охотник злой. -
как будто из ружья стреляет
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.
- протягивает руку- здоровается.
-Можно делать упражнения на месте в круге, а можно двигаться по кругу

-Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем! 

 

 

14 слайд

5.Музыкально-дидактическая игра с использованием детских музыкальных шумовых инструментов «Лягушкины  ритмы» 
-А на полянке появилась лягушка (брынь-брынь) и попросила зверюшек сыграть вместе с ней на музыкальных инструментах: зайчишки взяли  ложки (вы играете и пропеваете «дрынь,дрынь,дрынь», лисички  взяли треугольники и тоже играют  и пропевают «дзынь, дзынь, дзынь» , даже мишка вылез из берлоги с бубном (мишка играет и поет «бам, бам, бам». (звучит музыка, игра на инстр.)
                        ( звучит музыка дождя-кап-кап)   

 - Ну вот, дождик пошел! Пора нам отправляться обратно, садитесь скорей в наш поезд, чтоб не промокнуть, поедем назад.

                                      Музыка «Поезд едет» 


15 слайд                      3. Рефлексия 


-Уважаемые коллеги! Наше путешествие закончилось. Прошу вас  выразить свое мнение о мастер-классе и о той информации, которая была вам предложена,  используя соответствующие карточки , что находятся в ваших конвертах. Что они означают- видно на слайде. Карточки нужно складывать на соответствующие тарелочки.

 

16 слайд                          Всего доброго!