+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Технологическая карта урока "Первые киевские князья

Автор: Полякова Наталья Николаевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок истории в 6 классе

Тема: «Первые киевские князья»

 

Тема: Первые киевские князья

Цель:

- Создать конкретное представление о деятельности первых киевских князей по созданию Древнерусского государства

Задачи:

- организовать осмысление особенностей внутренней и внешней политики каждого из первых киевских князей;

- организовать работу с источниками информации: историческим текстом,  документами,  картой, видеосюжетом для развития умений целеполагания, анализа, применения знаний,   самооценки;

- подвести обучающихся к выводу о том, что деятельность первых киевских князей способствовала созданию Древнерусского государства.

 

Оборудование:  карта «Древняя Русь IXXII века;  презентация;  фрагмент фильма (ТВЦ «Карамзин. История государства  Российского»);  цветные карандаши (красный, зеленый, синий);  атлас, распечатанные фрагменты документов;   листы самооценки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технология: метод деятельностного обучения

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

 Вводно –

мотивационный этап

Приветствие учеников, проверка готовности класса к уроку

Приветствие учителя, подготовка класса к уроку

Личностные –самоопределение.

Регулятивные – способность к волевому усилию.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2.

 Актуализация знаний. Планирование деятельности

Выявляет уровень знаний, определяет недостатки, активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Выполняют задание учителя: вспоминают название периода истории, дают определения понятий (археология, нумизматика, вече, язычество, колонизация, полюдье, дань), работают с портретным рядом первых киевских князей, формулируют тему урока.

Познавательные -  формулирование темы урока, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, способность строить понятные высказывания.

3.

Целеполагание

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию

Ставят цель урока: определение исторического значения деятельности первых киевских князей.

 Определяют задачи:

- проследить направления внутренней и внешней политики князя Игоря (912-945 гг.);

- характеризовать внутреннюю и внешнюю политику княгини Ольги (945-957 гг.);

 - изучить внешнюю политику князя Святослава (957-972 гг.);

 - оценить уровень знаний по изученной теме.

Регулятивные –  целеполагание,  планирование  задач – дальнейшего плана действий.

Коммуникативные-

способность строить понятные высказывания, умение слушать собеседника.

Познавательные – формулирование проблемы,

построение логической цепи рассуждений.

4.

Первичное усвоение новых знаний

Решение первой учебной задачи

Активизирует знания учащихся (задает вопросы),  организует работу с историческим документом и текстом учебника, листом самооценки.

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой, историческим документом  №1 и текстом учебника, делают вывод по решению первой задачи урока, заполняют лист самооценки.

Познавательные –

смысловое чтение, анализ, работа с картой, знаково – символическое чтение.

 Коммуникативные-

умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать собеседника.

Регулятивные – осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения.

Личностные – самооценка.

 

 Решение второй задачи урока

Организует учащихся для решения второй задачи урока: ставит проблемный вопрос и предлагает просмотр фрагмента фильма, организует работу с историческим документом в парах, предлагает ученикам оценить  свою работу по критерию.

Слушают сообщение одноклассника о княгине Ольге, дают оценку его выступлению, смотрят фрагмент фильма, обдумывают проблемный вопрос, работают  с историческим документом №2 в парах, оценивают свою работу по критерию, делают вывод по решению второй задачи урока, заполняют лист самооценки.

Познавательные - 

осознанное построение высказывания, смысловое чтение – извлечение необходимой информации, анализ, доказательство.

Коммуникативные – управление поведением партнера, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Личностные – самооценка.

 Регулятивные – осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения, контроль в форме сличения  с эталоном.

 

Динамическая пауза

Учитель организует динамическую паузу  в игровой форме, задает классу вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий воин?»

Зорким – посмотрим, ребята, в окно, вдаль, откроем глаза, закроем глаза (3-4 раза).

Сильным – руки в стороны, с силой сгибаем в локтях и т.д.

Включаются в игру, предлагая свои качества воина: зорким, сильным, метким, выносливым.

Коммуникативные – взаимодействие.

Познавательные –

структурирование знаний о качествах война.

 

Решение третьей задачи урока

Устанавливает осознанность ситуации, цитирует отрывок стихотворения К.Ф. Рылеева, беседует с классом, организует работу с учебником и картой на доске, рассказывает об основных направлениях походов князя Святослава.

Участвуют в беседе, работают с учебником и картой, схемой                « Направления походов Святослава»,  делают вывод по решению третьей задачи урока, заполняют лист самооценки.

Познавательные – работа с картой,  смысловое чтение, установление причинно – следственных связей,  формулирование проблемы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные – нравственно – этическое оценивание, самооценка.

5.

Первичное усвоение новых знаний

Предлагает выполнить задания, работая в парах.

Задание №1: Портретный ряд (первые киевские князья) расположить в хронологической последовательности их правления.

Задание №2. Составить кластер о любом из первых киевских князей.

Выполняют задание на установление хронологической последовательности.

 Составляют кластер.

Познавательные – знаково – символическое моделирование, классификация объектов.

Коммуникативные-

умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать собеседника, принимать решения, разрешать конфликты.

Регулятивные – осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения.

 

6.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Объясняет домашнее задание.

1. Параграф 4 учебника приготовьте на пересказ.

2. Объяснить слова Н.М.Карамзина:

«Святослав, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризны историка» (задание для желающих).

Выбирают вариант домашнего задания.

Личностные – самоопределение.

Регулятивные – планирование.

Познавательные – структурирование знаний.

 

7.

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Организует рефлексию.  На рабочих листах ученикам предложены фрагменты «Повести временных лет», в которые нужно вписать имена первых киевских князей».

Работают в парах с фрагментами историческими документами  (оценка уровня знаний по изученной теме: « Первые киевские князья»),  осуществляют взаимооценку и  самооценку  учебной деятельности, выставляют оценку по эталону, соотносят цель и результаты урока.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, разрешать конфликты.

Познавательные – синтез как восполнение недостающих компонентов.

Личностные -  мотивация учения.

Регулятивные -  волевая саморегуляция, оценка.

 

Приложения.

Документ №1.

О правлении князя Игоря.

« В лето 6422 (914). Пошел Игорь на древлян, и победил их, и возложил дань больше Олеговой……

В лето 6423(915). Печенеги впервые пришли на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю…»  Нестор « Повесть временных лет»

 

Задание.

1. Прочитайте текст.

2. О каких событиях внутренней политики Игоря идет речь?

3. Что пишет летописец о внешней политике князя?

 

Документ №2.

 

« Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране и мир с чуждыми до совершенного возраста Святослава; ….. учредила порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужные для людей…. Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством. Уверенный в её мудрости,  Святослав … оставлял ей … внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами…. При Ольге Россия стала известною и в самых отдаленных странах Европы».                        Н.М. Карамзин

 

Задание.

1. Прочитайте текст.

2. Подчеркните слова и словосочетания, которые характеризуют

-  княгиню Ольгу (красным карандашом);

- её внутреннюю политику (зеленым карандашом);

- внешнюю политику (синим карандашом).

3. В чем историческое значение княжения Ольги?

 

 

Направления походов Святослава. ( вклеить в тетрадь)

 

1. Покорил вятичей.

 

2. Победил ясов – алан и черкесов на Северном Кавказе.

 

3. Разгромил Хазарский каганат.

 

4. Вел борьбу с печенегами.

 

5. Совершил походы на Дунай, в Болгарию.

 

6. Воевал с Византией.

 

Вставьте пропущенные  имена киевских  князей.

 Оценка уровня знаний по изученной теме: « Первые киевские князья».

1.  « Как пришла осень, то дружина стала говорить князю: “Отроки Свенельда богаты оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь с нами в дань: и ты добудешь, и мы!” Послушался их …………….., пошел за данью к древлянам, начал брать у них больше прежнего, делал им насилия и дружина его также. Взявши дань ……………… пошел в свой город; на дороге, подумав, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще”.        

  « Повесть временных лет»

2.  «В год (955). Отправилась ……………… в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему ………………., и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”.

 

« Повесть временных лет»

 

3.   «Сказал …………… матери ………………своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки. Вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

 

« Повесть временных лет»

 

    

 4. « В лето (882). Пошел в поход из Новгорода……….., набрав с собой многих воинов. Узнал…….., что княжат в Киеве Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к вратам Киевским, неся малолетнего……... Укрыл он своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Купец я, и идем мы в Царьград ………..». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и  убили Аскольда и Дира. И сел ………..княжить в Киеве, и сказал: «Это будет мать городам русским».

« Повесть временных лет»

 

5. «Когда-то спрашивал …………… волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, - от него тебе умереть»……… же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более».

« Повесть временных лет»

 

Лист самооценки.

 

 

1 задача

урока

 

2 задача

урока

3 задача

урока

4 задача

урока

Я понял изученный материал и смогу объяснить товарищу.

 

 

 

 

 

 

Я понял материал.

 

 

 

 

 

Я понял не весь материал, дома мне нужно внимательно изучить параграф.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М., Просвещение, 2010 г.

2.      История Отечества в лицах. С древнейших вре