Технологическая карта урока "Первые киевские князья
Автор: Полякова Наталья Николаевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Урок истории в 6 классе
Тема: «Первые киевские князья»
|
Оборудование: карта «Древняя Русь IX – XII века; презентация; фрагмент фильма (ТВЦ «Карамзин. История государства Российского»); цветные карандаши (красный, зеленый, синий); атлас, распечатанные фрагменты документов; листы самооценки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технология: метод деятельностного обучения
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. |
Вводно – мотивационный этап |
Приветствие учеников, проверка готовности класса к уроку |
Приветствие учителя, подготовка класса к уроку |
Личностные –самоопределение. Регулятивные – способность к волевому усилию. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2. |
Актуализация знаний. Планирование деятельности |
Выявляет уровень знаний, определяет недостатки, активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. |
Выполняют задание учителя: вспоминают название периода истории, дают определения понятий (археология, нумизматика, вече, язычество, колонизация, полюдье, дань), работают с портретным рядом первых киевских князей, формулируют тему урока. |
Познавательные - формулирование темы урока, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, способность строить понятные высказывания. |
3. |
Целеполагание |
Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию |
Ставят цель урока: определение исторического значения деятельности первых киевских князей. Определяют задачи: - проследить направления внутренней и внешней политики князя Игоря (912-945 гг.); - характеризовать внутреннюю и внешнюю политику княгини Ольги (945-957 гг.); - изучить внешнюю политику князя Святослава (957-972 гг.); - оценить уровень знаний по изученной теме. |
Регулятивные – целеполагание, планирование задач – дальнейшего плана действий. Коммуникативные- способность строить понятные высказывания, умение слушать собеседника. Познавательные – формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений. |
4. |
Первичное усвоение новых знаний Решение первой учебной задачи |
Активизирует знания учащихся (задает вопросы), организует работу с историческим документом и текстом учебника, листом самооценки. |
Отвечают на вопросы учителя, работают с картой, историческим документом №1 и текстом учебника, делают вывод по решению первой задачи урока, заполняют лист самооценки. |
Познавательные – смысловое чтение, анализ, работа с картой, знаково – символическое чтение. Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать собеседника. Регулятивные – осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения. Личностные – самооценка. |
|
Решение второй задачи урока |
Организует учащихся для решения второй задачи урока: ставит проблемный вопрос и предлагает просмотр фрагмента фильма, организует работу с историческим документом в парах, предлагает ученикам оценить свою работу по критерию. |
Слушают сообщение одноклассника о княгине Ольге, дают оценку его выступлению, смотрят фрагмент фильма, обдумывают проблемный вопрос, работают с историческим документом №2 в парах, оценивают свою работу по критерию, делают вывод по решению второй задачи урока, заполняют лист самооценки. |
Познавательные - осознанное построение высказывания, смысловое чтение – извлечение необходимой информации, анализ, доказательство. Коммуникативные – управление поведением партнера, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Личностные – самооценка. Регулятивные – осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения, контроль в форме сличения с эталоном. |
|
Динамическая пауза |
Учитель организует динамическую паузу в игровой форме, задает классу вопрос: «Какими качествами должен обладать настоящий воин?» Зорким – посмотрим, ребята, в окно, вдаль, откроем глаза, закроем глаза (3-4 раза). Сильным – руки в стороны, с силой сгибаем в локтях и т.д. |
Включаются в игру, предлагая свои качества воина: зорким, сильным, метким, выносливым. |
Коммуникативные – взаимодействие. Познавательные – структурирование знаний о качествах война. |
|
Решение третьей задачи урока |
Устанавливает осознанность ситуации, цитирует отрывок стихотворения К.Ф. Рылеева, беседует с классом, организует работу с учебником и картой на доске, рассказывает об основных направлениях походов князя Святослава. |
Участвуют в беседе, работают с учебником и картой, схемой « Направления походов Святослава», делают вывод по решению третьей задачи урока, заполняют лист самооценки. |
Познавательные – работа с картой, смысловое чтение, установление причинно – следственных связей, формулирование проблемы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные – нравственно – этическое оценивание, самооценка. |
5. |
Первичное усвоение новых знаний |
Предлагает выполнить задания, работая в парах. Задание №1: Портретный ряд (первые киевские князья) расположить в хронологической последовательности их правления. Задание №2. Составить кластер о любом из первых киевских князей. |
Выполняют задание на установление хронологической последовательности. Составляют кластер. |
Познавательные – знаково – символическое моделирование, классификация объектов. Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать собеседника, принимать решения, разрешать конфликты. Регулятивные – осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения.
|
6. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Объясняет домашнее задание. 1. Параграф 4 учебника приготовьте на пересказ. 2. Объяснить слова Н.М.Карамзина: «Святослав, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризны историка» (задание для желающих). |
Выбирают вариант домашнего задания. |
Личностные – самоопределение. Регулятивные – планирование. Познавательные – структурирование знаний.
|
7. |
Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
Организует рефлексию. На рабочих листах ученикам предложены фрагменты «Повести временных лет», в которые нужно вписать имена первых киевских князей». |
Работают в парах с фрагментами историческими документами (оценка уровня знаний по изученной теме: « Первые киевские князья»), осуществляют взаимооценку и самооценку учебной деятельности, выставляют оценку по эталону, соотносят цель и результаты урока. |
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, разрешать конфликты. Познавательные – синтез как восполнение недостающих компонентов. Личностные - мотивация учения. Регулятивные - волевая саморегуляция, оценка. |
Приложения.
Документ №1.
О правлении князя Игоря.
« В лето 6422 (914). Пошел Игорь на древлян, и победил их, и возложил дань больше Олеговой……
В лето 6423(915). Печенеги впервые пришли на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю…» Нестор « Повесть временных лет»
Задание.
1. Прочитайте текст.
2. О каких событиях внутренней политики Игоря идет речь?
3. Что пишет летописец о внешней политике князя?
Документ №2.
« Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране и мир с чуждыми до совершенного возраста Святослава; ….. учредила порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужные для людей…. Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством. Уверенный в её мудрости, Святослав … оставлял ей … внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами…. При Ольге Россия стала известною и в самых отдаленных странах Европы». Н.М. Карамзин
Задание.
1. Прочитайте текст.
2. Подчеркните слова и словосочетания, которые характеризуют
- княгиню Ольгу (красным карандашом);
- её внутреннюю политику (зеленым карандашом);
- внешнюю политику (синим карандашом).
3. В чем историческое значение княжения Ольги?
Направления походов Святослава. ( вклеить в тетрадь)
1. Покорил вятичей.
2. Победил ясов – алан и черкесов на Северном Кавказе.
3. Разгромил Хазарский каганат.
4. Вел борьбу с печенегами.
5. Совершил походы на Дунай, в Болгарию.
6. Воевал с Византией.
Вставьте пропущенные имена киевских князей.
Оценка уровня знаний по изученной теме: « Первые киевские князья».
1. « Как пришла осень, то дружина стала говорить князю: “Отроки Свенельда богаты оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь с нами в дань: и ты добудешь, и мы!” Послушался их …………….., пошел за данью к древлянам, начал брать у них больше прежнего, делал им насилия и дружина его также. Взявши дань ……………… пошел в свой город; на дороге, подумав, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще”.
« Повесть временных лет»
2. «В год (955). Отправилась ……………… в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему ………………., и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”.
« Повесть временных лет»
3. «Сказал …………… матери ………………своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки. Вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
« Повесть временных лет»
4. « В лето (882). Пошел в поход из Новгорода……….., набрав с собой многих воинов. Узнал…….., что княжат в Киеве Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к вратам Киевским, неся малолетнего……... Укрыл он своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Купец я, и идем мы в Царьград ………..». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и убили Аскольда и Дира. И сел ………..княжить в Киеве, и сказал: «Это будет мать городам русским».
« Повесть временных лет»
5. «Когда-то спрашивал …………… волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, - от него тебе умереть»……… же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более».
« Повесть временных лет»
Лист самооценки.
|
1 задача урока
|
2 задача урока |
3 задача урока |
4 задача урока |
Я понял изученный материал и смогу объяснить товарищу.
|
|
|
|
|
Я понял материал.
|
|
|
|
|
Я понял не весь материал, дома мне нужно внимательно изучить параграф.
|
|
|
|
|
Список литературы:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М., Просвещение, 2010 г.
2. История Отечества в лицах. С древнейших вре