Релаксация как механизм формирования стрессоустойчивости у дошкольников
Автор: Копылова Наталия Сергеевна
Релаксация (расслабление) как механизм формирования стрессоустойчивости у дошкольников.
В современном обществе жизнь взрослого человека насыщена, а соответственно наполнена стрессами. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально, так как «всюду нужно успеть». Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей.
Под психическим здоровьем понимается совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных замыслов и целей. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Термин «стресс» был введен Гансом Селье в 1929 году. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов (потеря аппетита, мышечная слабость, повышенные артериальное давление и температура, утрата мотивации к достижениям). Поскольку эти симптомы не зависят от природы соматического расстройства, Селье предложил обозначить такое состояние «синдром просто болезни». Первоначально Селье использовал термин «стресс» для описания совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических. Одно из последних определений стресса таково: «неспецифическая реакция организма на любое требование извне» (Селье, 1974).
В настоящее время «термин» стресс используется для обозначения целого ряда явлений:
o сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
o сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;
o сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;
o неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные появления адаптационной активности;
o неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.
Таким образом, в целом стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обуславливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.
Со времен Селье принято различать конструктивный и деструктивный аспекты стресса. Другими словами, не всякий стресс вреден. Стрессовая активация нередко является положительной силой, обогащая человека осознанием своих реальных возможностей. Селье называл положительный стресс эустрессом, а ослабляющий и разрушающий стресс — дистрессом. (По происхождению слово "стресс" означает ограничение или притеснение, а слово "дистресс" — пребывание в состоянии ограничения или притеснения).
На ранней стадии развития стресса, как правило, улучшается общее самочувствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, то он становится вредным для организма.
Стимул, вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором.
Организм реагирует на стрессор двояко: на физиологическом и психологическом уровне.
На уровне физиологии происходят изменения в деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной, кожной систем.
На психологическом уровне реакция на стресс включает в себя целый комплекс негативных эмоциональных переживаний, например, страх, тревогу, беспокойство, злость, враждебность, гнев, обиду, печаль, тоску, страдание, недовольство и т.п.
Как говорилось в самом начале, у детей тоже может возникать стресс. Причинами стресса у дошкольников могут быть: развод родителей, расставание с дорогими людьми, смерть близкого человека, катастрофы, травмы, детские страхи (остаться одному, боязнь чудовищ и т.д.), применение насилия, появление нового ребенка в семье, переезд, гибель домашнего животного, поступление в детский сад, конфликты с другими детьми или воспитателями детского сада.
Есть такая личностная черта, как стрессоустойчивость, которая способствует тому, чтобы неблагоприятные ситуации не вызывали стрессовой реакции, а переживания стресса сопровождались минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимально возможными психологическими приобретениями человека. Таким образом, стрессоустойчивость необходимо формировать уже в дошкольном возрасте. Очень важным в этом вопросе является умение расслабиться. При стрессе мышцы тела напрягаются, образуются, так называемые мышечные зажимы. Расслабление (релаксация) позитивно действует на мышцы, и на эмоциональное состояние человека. Как правило, при этом улучшается настроение. Если взрослый человек имеет возможность самостоятельно изучить методику проведения релаксации и использовать эти знания для расслабления в период стресса, то дошкольника нужно научить расслаблять мышцы и управлять своим телом.
Мы используем в нашей работе следующие техники и приемы:
Теплая вода. Она способствует расслаблению. Купание с игрушками в бассейне позволяет дошкольнику отдохнуть и естественным образом переключить внимание на игру.
Сухие бассейны, наполненные шарами, или ящики с природным материалом (каштанами) дают детям разнообразные тактильные ощущения, способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения.
Игры с манной крупой. Она помогает расслабиться: руки зарываются в манке – приятные ощущения; манка медленно сыпется – это зрительно завораживает; из манки можно что-то нарисовать – быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга.
Все действия сопровождаются стихами. Это еще больше привлекает дошкольников и кроме этого развивает речевую активность, память.
Так же мы в работе используем сказку.
Сказка — это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Это «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя» и другие. Порой родителям кажется, что тексты этих сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Но ребенку нравится сказка и нравится именно то, как перечисляются все действия и все помощники деда.
Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир.
Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «тянет-потянет», «бил-бил, не разбил») — это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища (например, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «лисичка-сестричка», «зайчик-побегайчик» и другие), а поступки и действия героев открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
Сказка – это лекарство. Она обладает целительной силой, не заставляя ребенка, что-либо делать, достаточно слушать ее. В сказках содержаться средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные трения.
Сказка - это целый мир, яркий, радостный, наполненный силой и красотой, оригинальностью.
Сказку детям в детском саду показывают их родители и сотрудники с помощью кукол би-ба-бо. Таким образом, мы воздействуем и на взрослых, так как при этом снимается агрессия, усталость, напряжение.
Используемые сказки:
Сказка «Курочка ряба»
Сказка «Репка»
Сказка «Теремок»
Сказка «Колобок»
Сказка «Три медведя»
Сказка «Маша и медведь»
Сказка «Лиса и заяц»
Сказка «Петушок золотой гребешок»
Сказка «Морозко»
Сказка «Гуси-лебеди»