Повышения эффективности и качества учебного процесса
Автор: Ракова Наталия Геннадьевна
-1-
Каждый учитель работает над решением проблемы повышения эффективности и качества учебного процесса.
Проблема с которой столкнулась я: при устном опросе в моем классе как правило участвовали одни и те же дети, очень активные, быстро соображающие, нетерпеливые ученики начинают выкрикивать ответы с места, не дожидаясь разрешения учителя. Не давая возможности другим подумать, включится в работу. Хотелось включить в процесс всех детей.
Мне встретился прием «холодного обзвона», который позволил по иному организовать опрос и вовлечь всех детей
Применение приема «холодного обзвона» сделал урок динамичнее, продуктивнее и позитивнее, позволил частично решить проблему ответов в классе.
Методика названа по аналогии с маркетинговым методом «холодного обзвона» или «холодных звонков», в соответствии с которым продавец в произвольном порядке обзванивает незнакомых потенциальных клиентов, для того чтобы предложить им свой продукт.
Суть приема заключалась в том, что дети не поднимают рук. Запрещено на данном этапе. Учитель вызывает ученика независимо от того, поднимает тот руку или нет. Педагог задает вопрос и называет имя ученика, который должен дать ответ. Учащиеся, зная о том, что учитель часто и регулярно вызывает тех, кто не поднимает руку, будут ожидать этого и готовиться.
Перед началом использования приема провела вводную беседу с учениками, где объяснила, для чего используется данная игра, чего она позволит добиться. «Отвечает только тот, кого назову».
Что делать тем, кто поднимает все таки руку. Это ведь игра, а правила нарушать нельзя.
Данный прием позволил эффективно и систематически проводить проверку на понимание материала. Благодаря «холодному звонку» это можно было осуществить именно в отношении тех учеников,
-2-
которые в большей степени беспокоили меня (молчуны). Важно было, чтобы это не выглядело как экзекуция, особенно в отношении
пассивных детей, процесс такого опроса стал рутинным, обычным делом, привычным для учеников и позитивным.
«Холодный обзвон» позволил избежать «простоя» и «провисания» рабочего времени, поскольку не приходилось ждать желающего ответить, переживать паузы.
Каждый ребенок должен быть готов к ответу на вопрос учителя, но и осознавать, что его мнение важно, его мнение интересно. На самом деле, ученики достаточно часто ведут себя пассивно, поскольку могут сомневаться не только в правильности своей точки зрения, но и в том, озвучивать ее или нет – мысли в голове вертятся, а сказать или нет, ребенок не знает. Учитель должен выйти на позицию: «Мне интересно, что по этому поводу думаешь ты…». При этом, учитель проявляет лишь искренний интерес к мнению ученика, а не желание его проверить или «подловить».
Каждый ребенок несет личную персональную ответственность за работу всего класса, что может стать сильным стимулом выполнить работу заранее. (Накануне дается домашнее задание по теме, н-р Существительное)
Предсказуемость. Цель применения приема не «словить» и наказать тех, кто не усвоил материал, а профилактика пассивности, стимулирование учащихся. Когда стимулирующее воздействие предсказуемо, оно изменяет поведение заблаговременно, а не как результат на воздействие. Используя «холодный обзвон» в течение нескольких минут почти каждый день, дети начали ожидать этого и заранее корректировать свое поведение. Зная о том, что вопрос ему будет точно задан, ребенок готовился к ответу, в том числе и психологически. Оптимально «обзванивать» учеников в начале, пока они не устали и не самоустранились. Использование приема позволил задать необходимый тон уроку, заинтересовать учеников
Систематичность Эмоций в данном приеме мало, посыл учителя – «это наша работа на уроке в этом классе». Задача ставится– уделить внимание каждому ребенку. При этом, формулировать вопросы ровно,
-3-
спокойно, четко, тратить минимальное количество времени на решение, кого из учеников вызвать.
Позитивность. Уже говорила, что не следует использовать прием с целью «подловить» ребенка. Цель использования приема – ответ ученика. Он может быть не всегда правильным, развернутым, но он должен быть. Некоторые учащиеся не поднимают руку, поскольку не верят в собственные силы, страх, боязнь позиция учителя при использовании данного приема– «я верю в тебя и знаю, что с этим вопросом ты обязательно справишься». Приглашаю ученика присоединиться к беседе, веря в его ум и способности. Ребенок 3.должен достичь успеха, пережить приятные эмоции и возможно даже удивиться своему успеху.
Атмосферы напряжения удается избежать, задавая вопросы по теме урока, с учетом индивидуальных особенностей ученика, его подготовленности, искренне приглашая его к диалогу. В данной ситуации подготовка к уроку будет предполагать не только перечень вопросов и их последовательность
Начинаем с простых вопросов, которые могут предполагать элементарный ответ – «да» или «нет». Дальше вовлекаю учеников в обсуждение, при этом используя уже известные термины, имеющиеся у них знания. Подкрепление и развитие базовых знаний позволяет перейти к более трудным моментам. Если вопрос, предложенный ребенку сложен для него, его можно разбить на более мелкие и легкие.
Например, при отработке темы «Устная и письменная речь»,
предлагаются детям следующие вопросы:
- Посредством чего мне удается общаться с вами?
- Согласны ли вы с тем, что при общении с вами сейчас я использую устную речь?
- Почему устная речь так называется?
- Какой еще вид речи существует?
- В каких ситуациях люди пользуются письменной речью?
-4-
- В чем заключаются существенные особенности устной и письменной речи?
Если данный вопрос сложен для учащихся, его можно разбить на более простые, например:
-использовании какого вида речи на ваш взгляд больше?
- Что необходимо уметь, чтобы общаться посредством устной речи, а какой посредством письменной?
- При использовании какой речи можно изменить тему общения, изменить ее?
- При использовании какого вида речи можно преодолеть расстояние?
Вопросы выстраиваются от простого к сложному и от известного к новому. Для некоторых учащихся вполне допустимы вопросы, которые требуют односложных ответов, цель, в данном случае его (ответ) получить. Важно при этом подчеркивать его важность и значимость по сравнению с ответами других учеников, а также словами и комментариями учителя.
С целью повышения эффективности использования метода различают три разновидности подхода к постановке вопросов:
· Дальнейшее развитие вопроса, заданного ученику. Начинаем с простого вопроса, который фактически выступает в качестве разминки, а позже серия дополнительных вопросов, ответы на которые позволят проверить уровень понимания обсуждаемой темы. Как правило, количество дополнительных вопросов может варьироваться от двух до четырех.
· Дальнейшее развитие комментария другого ученика. Пример вопроса:
· Дальнейшее развитие более раннего комментария того же ученика.
· Пример вопроса:
- Эвелина отметила, что письменное общение делает речь более точной, , как вы думаете, почему, Егор…
-Эвелина ранее отметила, что письменное общение делает речь более точной и фиксированной. Эвелина, так почему ты так считаешь?
Таким образом формируется определенная «драматургия» и структура вопросов, ученики слушают ответы своих одноклассников, те, кто уже ответили не расслабляются, поскольку позже педагог может попросить дополнений к уже прозвучавшему ответу.
-5-
Методика «холодный обзвон» может сочетаться с различными интерактивными методами.
· «Тонкие» и «толстые» вопросы.
· «Верите ли вы, что …?»
· «Шапка вопросов».
· «Светофор».
· «Вопрос-ответ».
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации опроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. «Тонкие» вопросы: Кто …? Что …? Когда …? «Толстые» вопросы: Может …? Мог ли …? Согласны ли вы …? Верно ли …? Объясните, почему …? Почему вы думаете …? Почему вы считаете 4.…? В чём различие …? Предположите, что будет, если …? Что, если …? Дайте три объяснения, почему …?
для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
«Шапка вопросов».
Вопросы в данной ситуации готовят сами учащиеся. Учитель предлагает три шапки. В первую складываются вопросы по тексту учебника.
Во вторую шапку идут вопросы оценочные, начинающиеся со слов: "Я считаю, что…, а ты как думаешь?" Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям.
Например, это может быть вопрос, касающийся оценки поведения героя.
В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора.
-6-
Прием используется для проверки практических навыков. Это форма опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.
«Тысяча примеров»
Суть приема: дается понятие, определение, дата, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.
Например, на уроке литературного чтения при работе со стихотворением дается понятие «Метафора». Учащиеся приводят конкретные примеры.
Светофор – это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой – зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона – готов отвечать, красная – не готов).
Вопрос -ответ
Учитель задает вопрос, а весь класс хором отвечает. При этом, необходимо запланировать использование определенного сигнала, например, «Класс!», «Все вместе!» и т.п.
Использование данного приема позволяет эффективно повторить и закрепить пройденный материал (определения, таблица умножения и т.д.), в классе возникает веселая и достаточно энергичная атмосфера. Естественно, вопросы (в этом случае предложенные классу) должны быть максимально конкретными:
- Сколько у вас получилось в задаче?
- Назовите подлежащее в предложение и т.п
Не секрет, что каждый учитель стремится к тому, чтобы урок был интересен. Для этого нужны приемы в работе, которые позволили бы вовлечь в учебную деятельность всех детей. Учитель задает вопрос, а отвечают все, только один вслух, а остальные про себя. Кроме того, каждый знает, что вызвать его могут в любую минуту, а значит, нужно быть всегда готовым к ответу, при этом, страха и напряжения нет. Список литературы
1.Лемов, Д Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей /Дуг Лемов; пер. с англ. О. Медведь. – М.: Манн, И