+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Такие разные звуки

Автор: Баталова Наталья Сергеевна

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.

  1. Предложите малышу послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
  2. Используйте следующие игры:

Игра «Солнце или дождик?»

Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!

Игра « Солнце и дождик » достаточно простая, однако, очень нравится детям и проходит всегда весело!

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Далеко - близко».

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).

Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».

3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

4 этап – различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игра «Кто как кричит?»
Взрослый выставляет картинки и говорит: « Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори».

- Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

5 этап – различение звуков

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).
Каждый помнит такую характеристику, как согласные и гласные звуки. Начинать надо с различения гласных звуков.

- Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

6 этап – анализ звукового состава слова.

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение  первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

  1. Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный в начале слова: Назови первый звук в слове Улей, Аист, Ира, Оля.
  2. Дать ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два, три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!