+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Такие разные - гласные

Автор: Пажбекова Юлия Владимировна

Актуальность

Одним из направлений коррекционной деятельности логопеда в группе является создание четких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Начинаем мы с изучения гласных звуков, это очень важный этап, т.к. гласные придают речи четкую дикцию, участвуют в слогообразовании, занимают ударную или безударную позицию в слове. Когда мы начали изучать звуки, появились у детей вопросы «чем отличаются звук и буква? Как отличить гласную от согласной, ведь некоторые согласные тоже можно петь (например «с», «ш»).

Как научить ребенка отличать гласные и согласные, правильно определять позицию звука в слове, развивать фонематический слух? Ответы на эти вопросы мы искали вместе с детьми, работая над проектом «Такие разные – гласные»,

так как это мой первый опыт в роли учителя –логопеда. Использование игровых приёмов сделало  обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Дидактические и весёлые словесные игры сделали  образовательную деятельность невероятно увлекательной.

 

 

 

Цель:  создание условий для изучения гласных звуков и букв.

Задачи:

-- развивать фонематический слух у детей;

- учить называть слова с заданным звуком, определять местоположение звуков, различать гласные по артикуляции;

- развивать мелкую моторику, коммуникативные и познавательные способности, творческое воображение, мышление;

- налаживать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

 

Тип проекта: Информационно – творческий

Срок реализации: краткосрочный (4 недели)

Участники проекта:  учитель – логопед, воспитанники  старшей группы, родители.

Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие», «Социально -коммуникативное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

 

Предполагаемый результат проекта:

 

Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

 

 

 

Перспективный план реализации проекта:

Этап: Подготовительный

Мероприятия.

1. Определение цели, задач проекта.

2.Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3.Составление плана основного этапа.

4.Подбор художественной литературы.

 

 

Этап: Основной

Мероприятия.

1.Работа с родителями: пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.

2.Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.

3.Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.

4. Проведение НОД по обучению грамоте.

5.Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело»

6. Творческая мастерская: лепка букв из пластилина, аппликация букв из разных круп, рисование, штриховка.

7. Выставка  «Сделай букву сам», с активным участием родителей.

 

Этап: Заключительный

Мероприятия.

1.Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, соотношение целей и результатов проекта

2.Викторина «В гостях у гласных звуков»

3.Конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных звуках»

4.Фотоотчет о проделанной работе

 

Форма работы с детьми

1.  Дидактические игры и упражнения

 2. Работа в «Грамотных тетрадях»

 3. Составление коллективного альбома «Моя любимая буква»

 

Игры с детьми:

Развитие слухового восприятия.

Развитие фонематического анализа.

Развитие звукового синтеза.

Определение позиции звука.

Выделение звука в слове.

 

Мероприятия, проведенные в ходе реализации проекта:

- выставка творческих работ, украшение гласных букв «Сделай букву сам»; -------конкурс рисунков «Весёлые гласные»);

- проведение логопедической викторины «В гостях у гласных букв»;

- конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных звуках»;

- фото отчет о проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Приложение

 

 

 

 

 

 

 

Лучшие  стихи для изучения гласных

 

Гласные тянутся песенкой  звонкой: и-и-и,
Могут заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.


Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует,  голос зовет.

Звук получается гласный

 

А- пошире рот открой,

     не ленись и громче пой

У- надул капризно губки,

     их он вытянул, как трубки 

О –округлив большие губы,

      «о» приоткрыл немного зубы,

      язык поглубже оттянул,

      спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

      Ы–хоть гласный, но тихоня,

      всё зевает он спросони

      ы-ы-ы- поспать ещё часок

      или может выпить сок?

    Э- вот в задумчивом сомненье

     «э» высказывает мненье:

     э-э-э- не знаю, что сказать,

      может лучше помолчать.

     И- улыбка, весельчак

      он смеётся звонко так

      на широком язычке

      скачет звук,  как на седле.
Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

 

Между двух прямых досок

Она легла наискосок.

                                 И

 

 

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла, До того она кругла –

Покатиться бы могла.       

                                       О

 

Ты найдёшь сучок в лесу

И увидишь букву У.

 

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы

Все мы знать её должны.

 

 

 

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
С. Маршак

 

Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает алфавит!
А. Шибаев

 

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан

 

Над лугами в синеве
Пролетает буква «Э».
Это ласточка весной
Возвращается домой.
В. Степанов

 

Вот зигзагом буква «И» —
Будто молния, гляди.
Ира в игры не играла,
Ира «И» в словах искала.
С. Иванов

 

«Эге-гей!» — крикун кричит.
Изо рта язык торчит.
Г. Виеру

 

Букве «Ы» не быть вначале,
Но и вы, и мы встречали
Букву ту, срывая рыжик
И скользя на быстрых лыжах.
А. Манфиш

 

Посмотри на колесо —
И увидишь букву «О».
А. Шибаев

«А» как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
Г. Виеру

 

А вот шагает буква «Ы».
Без «Ы» не выучитесь вы.
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы» —
Все мы знать ее должны.
В. Степанов

 

Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
А. Шибаев

 

 


Игры

Угадай звук:
-Шире всех открывает рот звук…
-Губы трубочкой вытягивает звук….
-На вытянутый кружок губы похожи у звука….
-Самая широкая улыбка у звука…
-Приоткрывает рот и приподнимает язык звук….
-Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук…

Игра "День и ночь"
Перед детьми  карточки с буквами, обозначающими гласные звуки. "Ночь"- все закрывают глаза, а водящий убирает одну из карточек. "День"- игроки открывают глаза и называют, пропавший звук.

Игра "Найди букву"- ребятам раздаются листки с напечатанными или написанными буквами, или крупно набранными текстами. Задача- вычеркнуть, отметить маркером  заданную букву.

Игра «Хлопни,  когда услышишь звук » - логопед произносит звуки  -  и, а, у, и, м, н, а,  у, о……дети хлопают,  когда слышат заданный звук.

Динамическая пауза Игра «Буква волнуется…» под музыку 
Буква волнуется — раз,
Буква волнуется — два,
Буква волнуется — три,
На месте буква ( «О») — замри!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать публикацию