Такие разные - гласные
Автор: Пажбекова Юлия Владимировна
Актуальность
Одним из направлений коррекционной деятельности логопеда в группе является создание четких представлений о каждом звуке речи, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Начинаем мы с изучения гласных звуков, это очень важный этап, т.к. гласные придают речи четкую дикцию, участвуют в слогообразовании, занимают ударную или безударную позицию в слове. Когда мы начали изучать звуки, появились у детей вопросы «чем отличаются звук и буква? Как отличить гласную от согласной, ведь некоторые согласные тоже можно петь (например «с», «ш»).
Как научить ребенка отличать гласные и согласные, правильно определять позицию звука в слове, развивать фонематический слух? Ответы на эти вопросы мы искали вместе с детьми, работая над проектом «Такие разные – гласные»,
так как это мой первый опыт в роли учителя –логопеда. Использование игровых приёмов сделало обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Дидактические и весёлые словесные игры сделали образовательную деятельность невероятно увлекательной.
Цель: создание условий для изучения гласных звуков и букв.
Задачи:
-- развивать фонематический слух у детей;
- учить называть слова с заданным звуком, определять местоположение звуков, различать гласные по артикуляции;
- развивать мелкую моторику, коммуникативные и познавательные способности, творческое воображение, мышление;
- налаживать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
Тип проекта: Информационно – творческий
Срок реализации: краткосрочный (4 недели)
Участники проекта: учитель – логопед, воспитанники старшей группы, родители.
Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие», «Социально -коммуникативное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»
Предполагаемый результат проекта:
Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.
Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
Перспективный план реализации проекта:
Этап: Подготовительный
Мероприятия.
1. Определение цели, задач проекта.
2.Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.
3.Составление плана основного этапа.
4.Подбор художественной литературы.
Этап: Основной
Мероприятия.
1.Работа с родителями: пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.
2.Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.
3.Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.
4. Проведение НОД по обучению грамоте.
5.Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело»
6. Творческая мастерская: лепка букв из пластилина, аппликация букв из разных круп, рисование, штриховка.
7. Выставка «Сделай букву сам», с активным участием родителей.
Этап: Заключительный
Мероприятия.
1.Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, соотношение целей и результатов проекта
2.Викторина «В гостях у гласных звуков»
3.Конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных звуках»
4.Фотоотчет о проделанной работе
Форма работы с детьми
1. Дидактические игры и упражнения
2. Работа в «Грамотных тетрадях»
3. Составление коллективного альбома «Моя любимая буква»
Игры с детьми:
Развитие слухового восприятия.
Развитие фонематического анализа.
Развитие звукового синтеза.
Определение позиции звука.
Выделение звука в слове.
Мероприятия, проведенные в ходе реализации проекта:
- выставка творческих работ, украшение гласных букв «Сделай букву сам»; -------конкурс рисунков «Весёлые гласные»);
- проведение логопедической викторины «В гостях у гласных букв»;
- конкурс чтецов «Веселые стихи о гласных звуках»;
- фото отчет о проделанной работе.
Приложение
Лучшие стихи для изучения гласных
Гласные тянутся песенкой звонкой: и-и-и,
Могут заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный
А- пошире рот открой,
не ленись и громче пой
У- надул капризно губки,
их он вытянул, как трубки
О –округлив большие губы,
«о» приоткрыл немного зубы,
язык поглубже оттянул,
спинку выгнул- о-о-о –вздохнул
Ы–хоть гласный, но тихоня,
всё зевает он спросони
ы-ы-ы- поспать ещё часок
или может выпить сок?
Э- вот в задумчивом сомненье
«э» высказывает мненье:
э-э-э- не знаю, что сказать,
может лучше помолчать.
И- улыбка, весельчак
он смеётся звонко так
на широком язычке
скачет звук, как на седле.
Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Между двух прямых досок
Она легла наискосок.
И
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла, До того она кругла –
Покатиться бы могла.
О
Ты найдёшь сучок в лесу
И увидишь букву У.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
С. Маршак
Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает алфавит!
А. Шибаев
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан
Над лугами в синеве
Пролетает буква «Э».
Это ласточка весной
Возвращается домой.
В. Степанов
Вот зигзагом буква «И» —
Будто молния, гляди.
Ира в игры не играла,
Ира «И» в словах искала.
С. Иванов
«Эге-гей!» — крикун кричит.
Изо рта язык торчит.
Г. Виеру
Букве «Ы» не быть вначале,
Но и вы, и мы встречали
Букву ту, срывая рыжик
И скользя на быстрых лыжах.
А. Манфиш
Посмотри на колесо —
И увидишь букву «О».
А. Шибаев
«А» как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
Г. Виеру
А вот шагает буква «Ы».
Без «Ы» не выучитесь вы.
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы» —
Все мы знать ее должны.
В. Степанов
Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
А. Шибаев
Игры
Угадай звук: Игра «Хлопни, когда услышишь звук » - логопед произносит звуки - и, а, у, и, м, н, а, у, о……дети хлопают, когда слышат заданный звук. Динамическая пауза Игра «Буква волнуется…» под музыку |