Игровые технологии на уроках музыки в общеобразовательной школе
Автор: Зениренко Ирина Владимировна
Наше время характеризуется гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитием его лучших качеств и коммуникативных навыков. Это значит, что обучение должно формировать у учащихся познавательные интересы, развивать их способности, побуждая к творческой деятельности. Именно сейчас в современной психолого-педагогической науке, в системе образования актуальным и значимым становится поиск новых подходов, невостребованных резервов достижений культуры, эффективных технологий воспитания и обучения с целью развития творчества с начала пути человека, с детства, воспитания духовности, самореализации и саморазвития.
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка, поэтому выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания.
Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Технология интерактивного обучения, в частности, игра в различном её проявлении, как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса, способствует развитию у школьников творческих способностей, воображения, фантазии, эмоционального сопереживания и эмоционального предвосхищения, способности к перевоплощению,
Под педагогической технологией понимают совокупность средств методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Слово «технология» вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, было рассчитано на более универсальное использование. «Технос» - искусство, мастерство, «логос» - учение. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игровые технологии являются составной частью педагогических
Игра позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся в педагогическом процессе. Занимательность мира игры положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра для детей, прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны, она доступна каждому ученику. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы обучения
Повысить эффективность каждого урока музыки – прежде всего, означает сделать его событием для ученика. Яркие эмоциональные окраски, насыщенные творческой деятельностью самих учеников. Урок – ведь не сказка ли это? И разве не про такие уроки мечтают дети, когда идут в школу? Ученики чувствуют разочарование в обучении, если все уроки «на одно лицо», если сказка не произошла. А где живет сказка? Сказка живет в игре.
Введение в учебный процесс игр позволяет:
-создать благоприятную атмосферу на уроке;
- повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;
- почувствовать успех в игровой ситуации;
- развивать комплекс различных способностей.
В начальных классах на уроках музыки почти любому дидактическому приему может быть огульно приписан игровой характер, лишь на том основании, что он связан с движением, ритмом, произведениями детского фольклора (дразнилками, считалками и т.д.), атрибутикой и символикой. Однако для самих детей такие приемы и формы работы никогда не будут казаться игрой, если не проявят главных компонентов игровой технологии: полной свободы и заинтересованности детей интригой, тайной, непредсказуемостью результата и возможностью самовыражения и успеха.
Игровые правила никогда не сковывают творческую свободу ребенка, которая проявляется в импровизационности, соревновательности, фантазиях и т.д. Заставить заниматься игрой невозможно. Навязанная учителем с серьезными дидактическими целями игра – плохая, ненастоящая, «это скрытая форма принуждения». Поэтому очень важно воодушевить детей на игру, создать в классе игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства.
Кроме традиционного понимания игры как заранее спланированного процесса и распределенного по ролям действия, игру можно наполнить тем смыслом, который она издавна имеет в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть песню. Так называемый сценарий игры-песни (игры-танца) детям заранее неизвестен, поэтому они сами выбирают себе роль и находят те выразительные средства, которые, по их мнению, им необходимы для их воплощения. Учитель наравне с детьми сочиняет и исполняет свою роль. Играть песню – значит выразить традиции устного народного творчества, когда накопленное музыкально-поэтическое богатство передавалось от сердца к сердцу, из в уст в уста и поэтому живет так долго .
Большой популярностью на уроках музыки пользуются элементы сказки, при помощи которых учитель создает эффект удивления и привлечения внимания и интереса к новому материалу. Ведь сказка – это самый любимый жанр детей. Сказка активизирует учебно-познавательную деятельность, помогает ученикам с легкостью постичь закономерности музыки .
В педагогической практике все чаще стали применять музыкально-дидактические игры, которые позволяют в простой, доступной дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразные гаммы чувств.
В специально направленных играх мы можем и должны решить такие вопросы, как развитие специальных, а в некоторых случаях – музыкальных способностей. К специальным музыкальным способностям относятся – муз. ритм, муз. слух, муз. память, муз. творчество и исполнительство.
Существует множество игр, которые помогают развивать чувство ритма, муз. память; игры, которые развивают диатонический тембровый слух; игры для определения формы музыкальных произведений; игры для развития вокально-хоровых навыков; игры, которые помогают выполнить ритмично движения под песню.
Творческое начало у младших школьников может проявляться
· в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно;
· в сочинении мелодии на предложенный текст;
· в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений;
· в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки;
· в оценочных суждениях об услышанной музыке;
· в осмысленном исполнении песен с элементами интерпретации;
· в собственном творчестве.
Во всех видах деятельности на уроках музыки возможно использовать игровые технологии.
Детская музыкальная импровизация, с чего начинается она? Какие навыки для нее необходимы?.. Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми — не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Только при таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу музыкальной формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное “взращивание” музыкальной мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.
“Пластическое интонирование” — это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке, — это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность “внутреннего проигрывания” музыки, “пластического пропевания” ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!..
Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства — движения музыканта подчас “договаривают” тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Движения могут быть различными — от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А. Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни “Дружат дети всей земли” Д. Львова-Компанейца) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”).
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно — свобода творчества.
На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом — “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
Так во втором классе ребята, прослушав фрагмент из “Утра” Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце).
Можно привести в пример дирижера — человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки. Движение — это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
Инструментальное музицирование — это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу еще раз подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное музицирование самым тесным образом связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.
Приобщая детей к музыке через инструментальное музицирование, содействовать их творчеству, необходимо помнить следующее:
- ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
-учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
-учитель помогает ученику найти прием исполнения.
Примером использования этого на моих уроках может служить “Семеро козлят” из оперы М. Коваля “Волк и семеро козлят”. Детское творчество начинается с “обследования” звуковых возможностей инструментов, которые я им предлагаю. Выбор сделан — бубен и треугольник. Сначала мы вспоминаем (знакомство состоялось раньше), как нужно бережно брать в руки инструмент и исполнять на нем свое настроение (инструментальная импровизация). В течение нескольких уроков шла вокально-хоровая работа над исполнением хора, и ребята накапливали эмоции и чувства. И вот итог — я играю на фортепиано в ансамбле с одним из учеников, а ребята помогают мне аккомпанировать своим маленьким оркестром. Наше исполнение должно украсить музыку М. Коваля.
Все чаще и чаще звучит музыка великих классиков в исполнении детей, учащихся в музыкальной школе. Они проявляют желание выступить перед ребятами своего класса прямо на уроке, заинтересовать одноклассников, подарить им частичку своей души. В классе тихо-тихо. Словно завороженные дети слушают маленьких музыкантов.
Я думаю, что игра на инструментах — интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Наблюдая, что инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.
Использование межпредметных связей
Музыка является одним из видов искусства, которое и составляет основное содержание предмета.
Ввести ребят в мир искусства – значит не только открыть им своё отношение к нему, но и помочь выработать их собственные взгляды на музыкальное произведение. Произведения изобразительного искусства, художественное слово помогают передать глубину чувств, идей, воплощённых в музыке, понять суть творчества. Музыка способна вызывать настроения, переживания созвучные многим произведениям живописи и литературы.
Интегрированные уроки способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков, позволяют систематизировать знания, способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического воспитания, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого). Обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
Литература – музыка
Художественное слово, его ритмическое звучание, тематическое выражение позволяет развивать интерес и стремление прочесть литературное произведение, понять глубже его суть и в то же время проникнуть в тайну музыкального звука, суметь постигнуть его жанровую особенность. В процессе изучения взаимопроникновения произведений развиваются нравственно-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности, музыкальные и творческие способности.
В результате совместной деятельности усилиями ребят создаётся творческий продукт в виде словесного рисунка по интерпретации музыкального произведения, музыкально-ритмических движений по его содержанию.
Литературное творчество, отражающее впечатления от прослушанной музыки, на более высоком этапе развития учащихся выступает в трёх видах: стихах, прозаических миниатюрах, аналитических письменных работах, раскрывающих средства музыкальной выразительности.
Музыка – изобразительное искусство
Иллюстрации, репродукции картин, созвучные теме, образному содержанию музыкальных произведений способствуют созданию отзывчивости, необходимых для восприятия музыки, и побуждают учащихся к созданию самостоятельных рисунков, иллюстраций, передающих их видение музыкального произведения.
Интегрированные внеклассные занятия – одна из форм организации кружковой работы, в которую вовлекаются и коллеги. На занятиях учащиеся создают танцевальный рисунок для сопровождения песни. Это всегда совместное творчество учителя и ученика.
Игровые технологии также можно использовать во внеурочой и кружковой деятельности на предметных неделях, посвящённых искусству (музыкальный КВН). А также при работе с одаренными детьми.