+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Профилактика детского травматизма на уроках трудового обучения. Формирование навыков "безопасного труда

Автор: Шестоперов Максим Валерьевич

Профилактика детского травматизма на уроках трудового обучения. Формирование навыков «безопасного труда».

Одной из важных задач работы школы, в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитие у учащихся общетрудовых БУД, необходимых для осуществления трудовой деятельности, подготовку учащихся с ОВЗ к освоению будущей «рабочей» профессии.  

Деятельность школьников на уроках трудового обучения строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это уроки трудового обучения   отличаются повышенной потенциальной опасностью, риском травмирования учащихся. На практических уроках учащиеся нередко получают различные травмы, большинство из которых незначительны.

Основные причины травматизма на уроках трудового обучения: (на слайд)

1.     Плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны учителя;

2.     Несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудовой дисциплины;

3.     Недостаточный уровень теоретической и практической подготовки учащихся;

4.     Несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безопасности, опасные технологии;

5.     Отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или неиспользование спецодежды и средств индивидуальной защиты;

6.     Недостаточная требовательность учителя в вопросах соблюдения инструкций и требований техники безопасности;

7.     Ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;

8.     Отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспособлений;

9.     Необеспеченность мастерских защитными устройствами от поражения учащихся электрическим током.

Наибольшее количество травм на уроках труда учащиеся получают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инструкций и требований техники безопасности.  Поэтому, используя различные формы и методы работы, приучаю учащихся к соблюдению правил ТБ.   

В доступной форме пытаюсь довести до сознания учащихся важность ситуации: нарушение правил техники безопасности  при использовании столярного оборудования может нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.

        Начиная с 5 класса, приучаю учащихся соблюдать следующие правила безопасности в столярной мастерской:

1.     Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа;

2.      Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения учителя;

3.      Использовать спец.одежду и средства индивидуальной защиты;

4.     Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание;

5.      Не покидать учебное, рабочее место без разрешения учителя.

6.     Не мешать работе других школьников.

 

Общие требования безопасности на уроках трудового обучения (слайд)

1Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инструкций.

7.     Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя.

8.     Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа.

9.     При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.

10. Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.

11. Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподавателя.

12. Не мешать работе других школьников.

13. Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю.

14. О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю труда или другим взрослым.

15. При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно, оказывать помощь пострадавшим.

Перед началом практической работы провожу вводный инструктаж, на котором с учащимися изучаем и повторяем правила ТБ в столярной мастерской, правила безопасной работы с пилой, с молотком и клещами, с шилом, рубанком, с клеем, правила безопасной работы на сверлильном станке, с электровыжигателем, лобзиком, правила безопасной работы на токарном станке.  При проведении инструктажей, с которых начинается каждое учебное занятие, обязательно выясняю   готовность учащихся к работе, наличие спец. одежды: фартука и косынки, самочувствии каждого учащегося. 

Работу с учащимися по формированию трудовых умений в использовании столярного оборудования осуществляю, учитывая   правила коррекционной работы, со строгим соблюдением следующей последовательности:

1.Проведение инструктажей с каждым обучающимся.

2.Обучение правилам безопасной работы и правильному обращению со столярным инструментом.

3.Многократное индивидуальное повторение элементов выполнения столярных работ.

4.Проверка усвоения практических навыков и умений при выполнении столярных работ.

5.Выполнение столярных работ только в присутствии учителя.

Знания учащихся, полученные при проведении инструктажей, проверяю в различных формах, с использованием занимательного материала: тестов, кроссвордов, игровых моментов, проблемных ситуаций. С целью привлечения внимания к ТБ изучаю с учащимися правила в стихотворной форме. Например:

 

Стружку не хватай руками,

Берегись ее, она

С очень острыми краями

И, притом, - раскалена!

 

Пыль, опилки не сдувай –

Щетку-сметку применяй.

Помни – пыль сдувать нельзя,

Дунешь – попадет в глаза!

 

И ножовки, и стамески –

Очень острые “железки”

Как попало не хватай,

Осторожность соблюдай!

 

Станок сверлильный – не игрушка,

Из-под сверла струится стружка…

От стружки защищай глаза –

Работать без очков нельзя!

 

Поосторожней будь с доской,

Не гладь ее своей рукой –

Так глубоко войдет заноза,

Что не достанешь без наркоза.

 

Большое влияние на воспитание положительных качеств личности и
полезных привычек имеет личный пример учителя. От того, что умеет делать учитель и как он сделает то или иное изделие во многом зависит интерес учащихся к этому виду работ. Поэтому прежде чем дать задание по выполнению какого-­либо изделия, это изделие выполняю сам в присутствии детей, чтобы ребята смогли увидеть весь технологический процесс изготовления, соблюдение правил ТБ, представить, как оно будет выглядеть и определить для чего необходимо это изделие.

Учащиеся должны осознать, что всегда радуют глаз и греют душу
всевозможные изделия и поделки из дерева и древесных материалов: будь то
кухонная полочка или красивый светильник, декоративное панно или стенка, кухонный набор или шкатулка, обыкновенный табурет или журнальный столик. А если еще эти вещи созданы своими руками, тогда они просто бесценны. Они несут в дом тепло и уют. Изделия, выполненные в столярной мастерской своими руками, учащиеся часто просят взять домой.

Свой доклад хочу закончить словами Л.Толстого: «Там, где труд превращается в творчество, возникает уверенность в себе, в своих силах, желание жить».