Интегрированная коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда и воспитателя в группе для обучающихся с ОВЗ
Автор: Бамбурова Мария Валентиновна
Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в группе для обучающихся с ОВЗ.
Учитель-логопед Бамбурова М.В. , первая категория
Воспитатель Генералова О.А., первая категория.
Занятие по лексической теме: «В гостях у Осени»
Вид: Интегрированное занятие с использованием различных видов деятельности
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: способствовать расширению и углублению знаний о диких животных, грибах, приметах осени.
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные»;
Учить в образовании притяжательных прилагательных;
Продолжать учить подбирать слова признаки;
Закрепить навык составления предложений с предлогами;
Закреплять представления о диких животных, их поведении осенью.
Коррекционно – развивающие задачи:
• Развивать слуховое внимание, зрительное и фонематического восприятия, мышление, тонкую и общую моторику, коммуникативные навыки.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование:
Компьютер; проектор, тропинка ; осенние деревья с табличкам слов; опавшие листья со словами, мольберт с плакатом-путаницей; элементы костюмов животных: Белка, ёж, медведь, заяц. Листья и капли для дыхательной гимнастики, презентация.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения учащихся.
(Дети заходят под фонограмму со словами приветствия: «Здравствуйте, я Данил…»)
Воспитатель встречает детей и приглашает их встать в круг.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в осенний лес в гости , а к кому, догадайтесь!
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Правильно , к самой Осени.
Давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу «Доброго пути!»
А во и Осень , она встречает нас на лесной опушке.Давайте помашем ей и поздороваемся.Здравствуй, Осень!
Осень-логопед : Здравствуйте , ребята!
II. Двигательное упражнение «Тропинка» на развитие фонематического восприятия.
Осень -Логопед:- Я вас давно жду! Пройти ко мне в лес вы можете по тропинке, обязательно перешагивая все кочки, а то вдруг под кочкой чья-нибудь норка и вы потревожите, например, мышонка или ёжика. Ставьте руки на пояс, идите по тропинке, как только услышите слово «кочка», перешагивайте её, высоко поднимая ноги.
-бочка –кочка- дочка- ночка- кочка- квочка- кочка- точка-почка-кочка-
Сколько кочек вы перешагнули?
III.Повторение примет осени.
Воспитатель: Что мы можем сказать про осень? Какая она?
Дети: Золотая, дождливая, грустная, холодная, сырая, ветреная.
Логопед: А почему золотая?
Дети: Потому что листики на деревьях желтого цвета, как золото блестят,
сверкают…
Воспитатель: Почему грустная?
Дети: Потому что небо серого цвета, лето закончилось, птички улетели,
скоро наступит долгая, холодная зима…
Воспитатель: Почему осень сырая?
Дети: Потому что часто идут дожди…
Логопед: А какие месяцы осени вы знаете?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Логопед: А сейчас какой месяц?
Дети: Ноябрь, последний месяц осени. А если ноябрь последний месяц, значит осень какая?
Дети: Поздняя.
Логопед: И какое время года наступит после осени?
Дети: Зима.
Логопед : А сейчас быстро отвечайте на вопросы
Осенью цветут цветы? |
Птичьи стаи улетают? |
IV.
Логопед: Сегодня я пригласила вас в осенний лес и посмотреть, как
готовятся к зиме лесные жители…
Посмотрите какое огромное дерево попалось нам на пути. С него упали несколько листьев, а на них написаны слова. К каждой ветке подбери листья подходящие по смыслу.
ОСЕННИЙ - … (дождь, ветер, лес) листва)
ОСЕННЕЕ - … (ненастье, настроение, утро)
V. Игра на дыхание (под спокойную музыку) Осень (логопед): У нас есть красивые листочки, возьмите их. Положите листочки на ладошку, сделайте вдох носом и, выдох ртом, подув на листочки. Образование родительного падежа. - Как называется явление природы, которое у нас сейчас получилось? Листопад. - Летом нет чего? -Листопада. Аналогично проводится работа с капельками-дождь. VI.Путаница «Кто где живёт?» |
|
Воспитатель: Осень, а куда же все зверята, попрятались? Я сейчас сама попробую догадаться, но если в чём-то ошибусь, ты,Осень ,и ребята меня поправьте. Поселите животного в свой домик.
Медведь залез в дупло.
Заяц спрятался в норе.
Белка забралась в логово.
Лиса спит в берлоге.
Волк притаился под кустом.
Дети исправляют ошибки и расселяют животных в свои домики.
Осень. Молодцы ребята вы всех моих лесных друзей расселили в свои дома!
А кто это там спрятался за веткой? Посмотрите он живёт в берлоге и любит лакомиться малиной?
VII.Презентация отгадай лесного жителя.
Медведь Ой! Здравствуйте , ребята ! А зачем вы к нам в лес пришли?
Логопед с детьми: Мы идем в лес, смотреть, как готовятся к зиме все звери.
Кстати, Миша, а почему ты гуляешь, песни поешь и к зиме не готовишься?
Медведь: А зачем?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, объясните Мише, зачем звери к зиме готовятся?
Дети объясняют.одевают тёплые шубы, запасают еду., утепляют норки.
Медведь: А можно мне с вами? Может и я что-нибудь к зиме припасу…
Логопед с детьми: Конечно! Пойдем с нами.
Логопед: Ребята, отгадайте к кому мы пойдем.
VIII.Артикуляционная гимнастика. «Сказка про белочку»
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
Дети: Белка.
Выходит Белка. Здравствуйте, ребята!
Логопед:Давайте с ней поздороваемся ласково: Здравствуй белочка!
Дети рассаживаются на пенечки, берут зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику.
Маленькая белочка Широко открыт рот, язык расслаблен.
Спала в теплом дупле “Лопаточка”.
Вот она проснулась
И весело нам улыбнулась “Улыбка”
Почистила зубки “Чистим зубы”
Прополоскала ротик “Полоскание рта”.
И пошла гулять, попрыгала по веткам
Вверх – вниз, вверх– вниз “Здороваемся с верхней и нижней губой”.
Насобирала грибов “Грибок”
Устала. Вернулась в дупло.
И прилегла отдохнуть. Рот открыт, язык расслаблен.
У мишки ничего не получается! Он машет рукой.
IX.Физминутка
Воспитатель: А это кто там притаился под кустом?
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Дети отгадывают загадку.(Заяц)
Логопед: А где же вся твоя семья?
Заяц: Они в доме порядок наводят, дом утепляют, к зиме готовятся.
Логопед: Ребята, а как называется вся семья зайца?
Дети: Заячья.
Логопед: А детки зайца как называются?
Дети: Зайчата.
Логопед: А мама их кто?
Дети: Зайчиха.
Физминутка с зайцем. У мишки ничего не получается! Он обижается.
X. Презентация-Игра «Съедобный грибок положи в кузовок»
Ёжик: Ф-ф-ф…Безобразие какое! Что это тут делается?
Осень:Здравствуй , ёжик, к нам в гости пришли ребята! А ты куда, ёжик, собрался?
Ёжик: В лес иду. За грибами. Запас на зиму сделать.
Медведь: Вот грибы – это дело! И Мне запас на зиму нужен. Идем за грибами!
Логопед: Ну что, пойдем грибы собирать, ёжику помогать?
Воспитатель: Только помните, что грибы мы будем собирать…какие?
Дети: Съедобные. А ядовитые не будем собирать!
Воспитатель:
Презентация-Игра «Съедобный грибок положи в кузовок»(различение съедобных и несъедобных .
А ты ,Мишка, каких грибов набрал?
Логопед:
Игра «Четвёртый лишний» (обобщение — исключение)
(на экране три любых съедобных гриба и мухомор)
Что лишнее, почему? (ответы детей)
Мишка: Ну и не надо мне ваших грибов!
А теперь давайте почитаем сколько грибов у нас на полянке.
1до 10
XI. Рефлексия:
Воспитатель:
Кого в лесу встретили. Кто и что заготовил?
Коллективная аппликация «Подарок для осени»
Логопед: А ты медведь что заготовил?
Медведь: Ничего!
Воспитатель : Зима на носу. Как же ты будешь зимовать?
Медведь: Залягу в берлогу, буду до весны лапу
Сосать!
XII. Итог занятия.
Воспитатель:И дети благодарят осень и собираются домой.
Воспитатель: По извилистой дорожке
Мы назад домой пойдём
(идти друг за другом, ступая по следам, разложенным на дорожке)
Логопед: Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
Как лисички мы пойдем,
Аккуратненько пройдем.
(ходьба на носках, имитируя движения)