Персональный сайт учителя как инструмент создания творческой дистанционной среды обучения
Автор: Вязовик Галина Анатольевна
Персональный сайт учителя как инструмент создания творческой дистанционной среды обучения.
Компьютеризации «да» или «нет»? Лет 10 назад можно было так поставить вопрос. Но в современном мире все меняется стремительно. И сейчас мы просто констатируем факт: компьютеризация «есть». И если раньше дети и взрослые с удовольствием играли на простейших приставках в различные игры, считали на обычном калькуляторе, то в настоящее время никого не удивляют миллионы читающих электронные книги, отправляющих письма по электронной почте, отыскивающих новую информацию в сети «Интернет», покупающих, продающих, знакомящихся, играющих… Этот процесс вспять не повернуть. Горизонты этого процесса не видны, я думаю, никому.
Компьютеризация в среднестатистической школе развивается не семимильными шагами. Для кого-то из преподавателей это хорошо, ведь так привычно, что дети работают с обычным учебником, пишут в обычной тетрадке, а из средств обучения доска и мел в руке. Зачастую, этих средств достаточно, чтобы прекрасно объяснить, заинтересовать, обучать. Разве от этого зависит качество усваиваемого материала? Во все времена были разные результаты обучения: отличники или неуспевающие, золотая серединка - троечники и гениальные личности. Но само время требует перемен! И, наверное, прекрасно, что в школьном образовании есть педагоги, которые не мыслят себе, как провести урок без мультимедиа. И речь не о преподавателях информатики, а о тех, кто преподает все остальные предметы: технологию, физику, литературу, музыку, химию. Компьютеризация, сама по себе, не ведет ни к плохому, ни к хорошему обучению . Это просто другая форма образования, более приемлемая для большого количества обучающихся и их обучающих: для студентов, школьников, учителей, людей, повышающих квалификацию и т.д. Компьютеризация уверенно входит в школьное образование.
Современная система образования ставит перед учителем цель постоянного самосовершенствования и освоения новых педагогических технологий. Для того чтобы идти в ногу со временем учитель должен обладать высоким уровнем ИКТ компетентности. Педагог должен уметь работать с компьютером и широко применять его для стимулирования учебной деятельности учащихся на разных этапах урока: использование аудио и видео учебно-информационных материалов, показ презентаций, обучающих фильмов, физкультминутки, проверка знаний, выполнение творческих заданий, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры.
Для самообразования педагог может использовать базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем, участвовать в вебинарах, семинарах, дистанционно проходить обучение на курсах повышения квалификации, то есть выступать в роли дистанционно обучаемого.
Перед школьным учителем стоит множество задач:
помочь ученикам, не усвоившим тему по–какой-то из причин: пропустили урок по болезни или просто не поняли тему; обеспечить индивидуальный подход к обучению: кому-то из достаточно материала урока, но всегда будут желающие выполнить дополнительные задания; развивать творческий потенциал школьников посредством проектной деятельности и другие.
В настоящее время многие учителя имеют возможность использовать современные средства сотрудничества с обучаемыми и их родителями, такие как электронная почта, Skap, Viber. Преподаватели ведут блоги, персональные сайты, которые также помогают учителям в работе , в том числе для организации дистанционного обучения.
Использование дистанционного образования с привлечением различных ресурсов сети Интернет может стать одним из инструментов совершенствования педагогических технологий и повышения качества образования. Интенсивное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий позволяет вести активную обучающую, проектную деятельность, реализовать профориентационное ориентирование, проводить дистанционные конкурсы и олимпиады.
Дистанционная форма обучения в настоящее время продолжает оставаться инновационной, вызывающей интерес не только у педагогов, а также у учащихся и их родителей.
Построение творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении может быть выражено несколькими моделями:
- деятельностно-познавательная модель (виды деятельности и умения, которые осваивают учащиеся);
- коммуникативная модель (взаимодействие участников обучения);
- управленческая модель (организационные умения учащихся);
- информационно-содержательная модель (содержание курсов, программ);
- техническая модель дистанционного обучения;
- целевые и мотивационные модели;
- психологическая модель индивидуального дистанционного обучения;
- предметно-содержательная модель продуктивной деятельности дистанционного ученика.
Данные модели объединяются в систему организации творческой деятельности учащихся в дистанционном режиме обучения.
В своей педагогической деятельности я делаю робкие шаги по пути реализации возможностей дистанционного обучения. Предполагается организации ознакомительной и активной форм обучения. Ознакомительное обучение предполагает, что учащиеся и другие посетители могут пользоваться любым материалом, размещенным на моем персональном сайте «урок технологии.рф». В разделе «Презентации » размещаются презентации, дополняющие учебный курс. В разделе «Проекты» размещено большое количество информации о проектах, выполняемых учащимися.
Активное обучение включает в себя наличие обратной связи между учителем и учащимися. Я планирую использовать интерактивные методы дистанционного обучения в нескольких направлениях педагогической деятельности: дополнительный материал к урокам, задания для проверки знаний, информация для родителей, краткий обзор изучаемых тем. Персональный сайт предоставляет возможности для организации дистанционной подготовки к урокам. В частности, на сайте размещены электронные учебники «Технология» для получения новых знаний, их отработки и контроля.
Сайт дает возможность выходить за рамки содержания и форм подачи учебного материала, имеющихся в очной школе; обучаемые учатся использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности.
Таким образом, современные информационные технологии представляют широкий спектр возможностей для организации дистанционного обучения. Персональный сайт является одним из наиболее удобных способов накопления и представления материала для работы с учащимися. С помощью персонального сайта учитель может реализовывать различные формы и методы дистанционного обучения в зависимости от учебных целей.
Дистанционное обучение с помощью современных интерактивных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся.
Вязовик Г.А, учитель технологии
МБОУ «СОШ № 29 им.Г.К.Жукова»
г. Симферополя