+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми с ОНР

Автор: Кочнева Людмила Сергеевна

 

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми с ОНР

 

(развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, самомассаж, развитие  правильного речевого дыхания).

 

 

 

“Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли”

 

(В.А. Сухомлинский).

 

 

 

      В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

 

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук.  Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику. Развитая моторика рук способствует развитию речи. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

 

         Мелкая моторика стимулирует развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребёнка. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь с движением рук.  Русские народные игры типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, это тоже гимнастика для рук. Ребёнок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

 

         Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

 

          Массаж проводится до появления тепла  перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

 

В занятия хорошо включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, одновременно стимулируя речевую активность, а значит и интеллектуальные способности.

 

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Здесь необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое.

 

 

 

Гимнастика для пальцев делится на пассивную и активную. К пассивной относится самомассаж. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.  Пассивная гимнастика рекомендуется детям с низким уровнем развития мелкой моторики, как предварительный этап перед активной гимнастикой. К активной гимнастике относятся кинезиологические упражнения "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Ухо-нос", "Замок" и др. Игры с предметами также являются одним из видов активной пальчиковой гимнастики. К ним относятся: сборные матрёшки; пирамидки; обводка  по контуру,  лепка из пластилина (буквы, цифры и т.д.); мозаика; бусы; шнуровки; разноцветные прищепки; различные задания в "сухом бассейне" (сортировать смешанных две крупы: например белую и красную фасоль или фасоль и горох и т.д.); забавные картинки (на лист картона наносится ровный слой пластилина, затем из крупы выкладываются различные предметы); узоры из счётных палочек; обводка шаблонов и штриховка изображений.Улучшается у ребенка не только речь, но и  память, внимание, пространственные представления, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.

 

     Необходимо помнить три важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, желательно  использовать её  на всех занятиях.

 

    Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель — увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Для этого необходимо использовать дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха; умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

 

Тренировать носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».  Затем тренировать ротовой выдох, закрывая при этом носик ребёнка.    Выдох должен быть длительным и плавным: необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками), не поднимались плечи.   При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка, чтобы не вызвать головокружение. Все дыхательные упражнения проводятся плавно под счёт. В процессе выполнения упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом развитии.

 

     Систематическое использование на логопедических занятиях оздоровительных мероприятий приводит к положительным результатам: улучшается память, умственные способности, устраняется эмоциональное напряжение ребёнка, снижается уровень утомляемости, а также  способствует профилактике различного рода речевых нарушений.