+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Адаптивная физическая культура

Автор: Михайлова Анастасия Сергеевна

Адаптивная физическая культура, преимущественно, это физические упражнения не только для инвалидов, но также для всех, кто имеет какие-либо отклонения в состоянии здоровья, такие как: слабый слух, больное сердце, плохое зрение, – и даже для тех людей, которые попросту слабо развиты физически. Если говорить об основных преимуществах данного подхода, то в первую очередь следует выделить стимулирование благоприятных морфофункциональных сдвигов в организме людей с ограниченными возможностями, которые формируют тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и потенциал, направленные на жизнеобеспечение, корректное развитие и усовершенствование организма. 

Упражнения, которые включает в себя адаптивная физическая культура в своей основе направлены на: развитие силы и скорости, на развитие общей и специальной выносливости, а также ловкости и гибкости. К таким относятся: гимнастика, плавание, подвижные игры, элементы легкой и тяжёлой атлетики, составная часть велоспорта, экскурсии.

В образовательных учреждениях необходима реорганизация и совершенствование учебного процесса по физической культуре. Особое внимание необходимо уделить процессу преподавания физической культуры студентам специальной медицинской группы, так как содержание занятий именно с этой категорией студентов всегда вызывает много вопросов и споров из-за неоднородности контингента [2].

По этой причине для студентов специальной медицинской группы теоретический раздел по физической культуре должен быть значительно расширен, введены дополнительные темы занятий, имеющие оздоровительную и профессиональную направленность. Следует отметить, что из-за низкого уровня физического состояния студенты специальной медицинской группы не могут выполнять физические упражнения в течение всего занятия по физической культуре (90 мин.), так как они нуждаются в дополнительном времени на отдых, это влечет за собой нерациональное использование времени в ходе занятия. В связи с этим, была разработана и внедрена в практику лекционно-практическая форма занятий по физической культуре. Лекционно-практическими называются такие занятия, включающие в себя изложениепрактического материала (примерно 30-40 мин.) и выполнение практических заданий на основе изложенного материала.

Особенности занятий физическим воспитанием со студентами специальных медицинских группах основываются на необходимости обеспечения их знанием программы физической культуры и приобретении студентами необходимых теоретических знаний и практических навыков для самостоятельных занятий; на знании упражнений, способствующих коррекции и профилактики имеющейся патологии; на приобретении необходимых знаний по основам теории и методики физического воспитания с целью оздоровления. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем осуществляется с использованием адаптированных средств физической культуры, естественных сил природы, гигиенических факторов и физических упражнений.

При разработке данной программы занятия экспериментальной группы проводились следующим образом:

Проведение лекции (30 мин.). Поясняются ключевые определения и понятия данной темы, способы и ресурсы формирования конкретных способностей, характерные черты их развития у обучающихся с ослабленным физическим здоровьем, способы регулировки нагрузки в процессе выполнения упражнений, а так же показания и противопоказания к выполнению различных упражнений при различных заболеваниях.

Практическая часть занятия проводится методом круговой тренировки. Для подготовки выполняются общеразвивающие упражнения в движении на месте. Затем группа разделяется на подгруппы по 8-10 человек, каждая подгруппа выполняет один из предложенных комплексов упражнений (каждый из комплексов содержит 6-8 упражнений). После выполнения всех комплексов упражнений учащиеся все вместе переходят к выполнению упражнений на растяжку и увеличение подвижности суставов.

Программированный контроль знаний. В оставшееся время занятия студенты письменно отвечали на вопросы по пройденной теме.

Так же в ходе разработки данной программы проводилось наблюдение законтрольной группой обучающихся. В отличие от экспериментальной группы,обучающиеся контрольной группы, прослушивали теоретический материал входе выполнения упражнений. Сравнительный анализ результатовтестирования теоретических знаний студентов по изучаемой теме показал, что вэкспериментальной группе оценку «хорошо» получили 73,75% студентов;«удовлетворительно» - 21,42% студентов; «неудовлетворительно» - 4,83%студентов. В контрольной группе студенты показали следующие результаты:«хорошо» - 16,3% студентов; «удовлетворительно» - 18,4%;«неудовлетворительно» - 65,3%. Таким образом, существенные отличиярезультатов тестирования теоретических знаний студентов экспериментальнойи контрольной групп показали эффективность лекционно-практического занятия [4].

В ходе схожего эксперимента проводился анализ сравнительных результатов уровня проявления двигательных способностей. У обучающиеся, разделенных на экспериментальную и контрольную группы в течение 4 месяцев физическая культура проводилась в форме лекционно-практического занятия (в экспериментальной группе выделена лекционная часть, а я контрольное - нет). По исходному уровню физической подготовленности группы не различались. После проведения эксперимента наблюдался прирост почти всех тестируемых показателей (поднимание туловища, сгибание рук в упоре лежа и лежа сзади, наклон вперед на гимнастической скамейке, бросок набивного меча, приседания, бег и др.).

По итогам этих исследований можно сделать вывод о том, что применение лекционно-практических занятий по физической культуре вместо традиционных практических является результативным не только для усвоения теоретических знаний в области физической культуры, но и при формировании моторно-двигательных способностей у студентов специальной медицинской группы.

При введении лекционно-практических занятий по физической культуре у студентов специальной медицинской группы ведущей целью которых является усвоение знаний на уровне их применения, необходимо учитывать особенности данной методики, заключающиеся в следующем:

1. Теоретический материал должен тщательно отбираться. 

2. Детальный отбор задач, заданий на применение усвоенных в ходе лекции теоретических знаний.

3. Четкая постановка целей и задач занятия перед студентами, вопросов и

заданий, фронтальных и дифференцированных групповых.

4. Распределение учащихся (в случае если размер использованного материала, задач крупный) в подгруппы с целью исполнения неизбежных дифференцированных, направленных только лишь им, массовых задач присутствие доброхотном участии в заключении задач с целью иных компаний.

5. Сжатое, точное, структурное изложение преподавателем главного теоретического материала в первой части лекционно-практического занятия.

6. Обязательное конспектирование теоретических знаний, являющихся основой для решения задач во второй, практической части занятия.

7. Поддержка педагога - предварительная письменная (проектом, проблемами, руководящими предписаниями) а в трудных случаях некоторым подгруппам и непосредственная в решении поставленных задач.

8. Рассмотрение студентами итогов исполнения собственных задач, корректировка, добавок их сотрудниками и педагогом.

9. Анализ работы учащихся (весьма тактичная, благожелательная). Советы согласно использованию приобретенных познаний и умений в практике.

Главной целью АФК несомненно является формирование здорового образа жизни и привлечение в активную жизнедеятельность людей со значительными отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. Но на пути к этой цели может возникнуть множество преград. Одной из них является, к сожалению, распространенное мнение среди населения и медицинских работников мнение о том, что сильное отклонение в состоянии здоровья, хроническое заболевание и инвалидность должны сопровождаться резким уменьшением двигательной активности. Особенно сильно ограждаются отфизических нагрузок дети и подростки, перенесшие заболевания, возникающиев результате недостаточной двигательной активности. Но с точки зрения физиологии таким детям необходима двигательная активность в лечебно-профилактических целях для упрочнения и сохранения здоровья.

Основной установкой АФК является то, что всем людям, особенно тем, кто имеет проблемы со здоровьем, необходима специально организованная двигательная активность. Несомненно, чем сложнее заболевание, тем курс АФК будет более индивидуален и адаптирован к потребностям инвалида [1].

Цель адаптивного физического воспитания - создание осознанного отношения к своим силам, твердой в них уверенности, готовности к действиям, преодолению требуемых нагрузок, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. В ходе адаптивного физического воспитания в главную очередь уделяется внимание основному заболеванию, вторичных отклонений, выработке механизмов осуществления жизнедеятельности.

Адаптивная физическая рекреация помогает получить удовольствие, радость от движения и основана на игровых методах. Она позволяет проявить фантазию, воображение и творческий потенциал. Большое значение в области адаптивной физической рекреации занимают занятия экстремальными видами физической активности. Такие занятия особенно популярны среди подростков и молодежи, они позволяют удовлетворить глубинную потребность в риске и поиске новых впечатлений.

Также не стоит упускать из вида теоретические занятия по АФК, где обучающиеся приобретают познания о нормальном функционировании организма, о видах и типах заболеваний и о мерах их предупреждения, способах преодоления и профилактики.

Список литературы

1. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа /Автор составитель О. Э. Аксенова//Под общей редакцией С. П. Евсеева - СПб, СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта, 2013. - 240 с.

2. Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры, 2011. - № 7. - С. 37-41.

3. Гостев Р. Г. Основные на- правления развития физической культуры и спорта в вузах России в начале XXI века // Физическая культура молодежи в XXI веке: Материалы I науч. -практ. конф. вузов ЦЧР России. Воронеж, 2012.- С. 127-134.

4. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения его обществом и личностью //Теория и практика физической культуры, 2014. - № 6. - С. 10-15.

5. http://www.afkonline.ru/index.html