+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Диагностика "Школьный старт

Автор: Ширяева Галина Степановна

Диагностика «Школьный старт»

 

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент.

             Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг

Мониторинг – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Применительно к деятельности педагога – это инструмент, помогающий педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата. Разработанные способы оценки данных мониторинга позволяют сделать выводы как относительно отдельного учащегося (о его продвижении к метапредметным образовательным результатам начальной школы), так и относительно групп учащихся, имеющих сходные особенности и проблемы. На основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, регулированию темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом.

Таким образом,  цель мониторинга – отслеживание развития и формирования УУД у учащихся начальных классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

С помощью предлагаемого мониторинга учитель может решать следующие задачи:

1) определять уровень сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;

2) отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования детей и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных УУД;

3) отслеживать результативность работы по формированию УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.

Составляющие мониторинга УУД:  диагностика «Школьный старт» (1 класс, сентябрь), диагностики «Учимся учиться и действовать» (1, 2, 3, 4 классы, апрель).

Показатели мониторинга - конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера (34 умения.)

Обработка и анализ результатов мониторинга (первичная обработка и заполнение бланков  первичной обработки, сводные таблицы)

Диагностика «Школьный старт» проводится в первом классе в  сентябре месяце. Её целью является получение информации о готовности ребёнка успешно обучаться  и выходить на качественный образовательный результат 1 класса.

Данная информация может быть использована учителем для того, чтобы:

1.       Создать психолого- педагогические предпосылки для развития УУД и,  соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты к окончанию начальной школы.;

2.       Обеспечить эмоциональную комфортную образовательную среду для каждого ребёнка за счёт планирования темпа прохождения  и уровня сложности программы;

3.       Скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учётом уровня готовности по отдельным  блокам умений;

4.       Спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым ребёнком;

5.       Получить консультацию и помощь психолога.

Основные параметры стартовой диагностики

Стартовая готовность

Личностный компонент

Инструментальный компонент

Мотивация и ценностное отношение к знанию

Коммуникативные умения

Контрольные умения

Мыслительные способности

Наблюдательность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какими умениями (показатели) должен обладать первоклассник?

Инструментальный компонент стартовой готовности отражает уровень умений и способностей ребенка. Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и первичный контроль своих действий.

Важным показателем личностного компонента является отношение ребенка к учению. Данные компоненты являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность».

 

Инструментальные компоненты  наблюдательности:

- воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления;

- выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи;

- видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта;

- придерживаться заданной последовательности  в процессе наблюдения;

- опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации;

Чтобы сделать вывод, на каком уровне у первоклассника сформированы мыслительные  способности, проверяются следующие умения: (8 умений)

- устанавливать отношения типа «род- вид» между понятиями;

- устанавливать логические связи типа «причина – следствие» между явлениями;

- устанавливать количественные  отношения  типа «больше-меньше» между объектами и явлениями;

- выделять объекты из множества других  и объединять их в соответствии с поставленной задачей;

- оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий;

- видеть закономерность в изучаемой информации;

- анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий;

Контрольные умения:

- соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия;

- следовать инструкции при выполнении учебных действий.

Коммуникативные умения:

- Использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий.

Личностный компонент. Проверяется сформированность двух умений: иметь позитивное эмоционально- ценностное  отношение к учебной деятельности и иметь мотивационную готовность выполнять  учебные задания высокого уровня сложности.

Т. о первоклассникам предлагается 17 заданий. На каждое задание отводится от 5 до 10 минут. Уроки желательно брать 2 или3. Дни недели: вторник, среда, четверг.  Задания собраны в рабочую тетрадь «Школьный старт».  Тетрадь цветная. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. В методических рекомендациях даётся чёткая инструкция, как проводить диагностику  и как обрабатывать результаты.

Каждое задание оценивается от 0 до 2 баллов. Затем баллы суммируются и делается вывод: Если ребёнок набрал от 30- 25 баллов, то это базовый уровень и ребёнок готов к школе.  От 24 баллов и ниже низкий уровень готовности к школе . Это относительно инструментального компонента. По личностной готовности проверялось два умения и поэтому балл от 4до 2 – базовый уровень, от 1 до 0 – низкий уровень.

По результатам заполняется таблица, в которую вносятся ф и ребёнка.

Качественный анализ диагностики

Личностная готовность

 

 

Инструментальная готовность

Базовый уровень

19 чел

Базовый уровень

9 чел.

Низкий уровень

6 чел

Низкий уровень

16 чел ( 6 чел близок к базовому, от 20 до 24б), (7 чел. Очень низкий, от 13до 15 б)

5 человек  показали низкую личностную и инструментальную готовность.

Какие же группы детей выявились?

Конечно, не вызывают тревоги дети, у которых инструментальная и личностная готовность на базовом уровне. (  )

Базовый уровень инструментальной готовности и низкий уровень личностной готовности.

Низкий уровень инструментальной готовности и базовый уровень личностной готовности.

Инструментальная и личностная готовность на низком  уровне.

Далее я сделала анализ    результатов диагностики по каждому показателю (умению)  и определила   какие задания вызвали затруднения.

- Высок  % учащихся, (76%) , у которых  не  сформировано умение  опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации.  (блок «наблюдательность);

- у  92 %  видеть закономерность в изучаемой информации (мыслительные способности)

-   у 68 % учащихся  не сформировано умение следовать инструкции при выполнении учебных действий (контрольные умения);

--  у 52 % учащихся не сформировано умение соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия; (контрольные умения);

После проделанной работы осталось спланировать коррекционную работу.  Для коррекционной работы снова объединила  первоклассников в группы. Коррекционную работу проводила как на уроке, так и во внеурочное время. Использовала материал второй части тетради. Обратилась за помощью к психологу.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. В УМК «Учимся учиться и действовать» входят:
- рабочие  тетради для 1, 2, 3 классов (все имеются в классе) и методические рекомендации к рабочим тетрадям.                                   

 

 

Литература:

 

1.Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности  к успешному обучению в начальной школе: рабочая тетрадь для первоклассников /Под ред.  М.Р. Битяновой. – 2-еизд. – Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» :  2012;

2. : Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт» Педагогическая диагностика стартовой готовности  к успешному обучению в начальной школе/ Под ред.  М.Р. Битяновой. – 2-е изд.,  испр. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2012;

3. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Е.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий : Рабочая тетрадь . 1 класс / Под ред. М.Р Битяновой, С.Г Яковлевой. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров»,2012;

4. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных  учебных действий – Самара : Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров»,2012

5. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Е.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий : Рабочая тетрадь . 2 класс / Под ред. М.Р Битяновой, С.Г Яковлевой. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров»,2013;

4. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных  учебных действий. 2 класс/ Под ред. М.Р Битяновой, С.Г Яковлевой – Самара : Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров»,2013

5. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.,Беглова Е.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий : Рабочая тетрадь . 3 класс / Под ред. М.Р Битяновой, С.Г Яковлевой. – Самара :Издательский дом «Фёдоров»,2015;

4. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных  учебных действий. 3 класс/ Под ред. М.Р Битяновой, С.Г Яковлевой – Самара : Издательский дом «Фёдоров»,2015