Родительское собрание "Сотрудничество семьи и школы
Автор: Белякова Любовь Николаевна
Родительское собрание в 3 классе _________
«Сотрудничество семьи и школы ».
Цель: создание благоприятного психологического климата во взаимодействии родителей и педагогов;
Задачи: актуализировать проблемы воспитания ребенка в семье;
информировать родителей об организации учебно-воспитательной работе в школе
и в классе;
познакомить родителей с результатами исследований об их взаимоотношениях с
детьми;
побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.
Форма проведения: час общения.
Ход собрания
ДОБРЫЙ ДЕНЬ Уважаемые родители!
Вот и начался новый учебный год и уже не заметно подошли к концу две учебных недели . Сегодня состоялась наша первая большая встреча и новая тема нашего разговора. Новая тема и не совсем стандартная форма общения. Да, именно общения. Мне хотелось бы, чтобы вы, уважаемее родители, были сегодня активными, смелыми, общительными. Иначе, я боюсь, наше родительское собрание не достигнет поставленной цели.
Так какова же тема сегодняшней беседы? Мы с вами обсудим вопросы взаимоотношений семьи и школы. Ведь именно взаимоотношения, а точнее взаимопонимание и взаимоуважение актуальны там, где есть «ребенок», а семья всегда представлена различными поколениями, каждое из которых руководствуется своими ценностями и идеалами, соответствующими идеалам общества, сформировавшего их. Может ли быть понимание между школой и семьёй?
Мы - люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ребенок стал счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: “Жизнь состоялась!"
Быть родителями - это и большая радость, и великая ответственность. Все действительно ценное стоит дорого. И дети не исключение из этого правила.
Я хочу поделиться с вами занимательной историей. Жил когда-то на свете скульптор. Однажды его спросили, как ему удалось превратить бесформенную глыбу гранита в статую парящего орла. Он ответил, что просто отсек все то, что не было орлом.
Я хочу, чтобы мы вместе задумались над этой фразой.
Наши дети могут стать «парящими орлами», если мы будем их любить, направлять и поддерживать, хорошо учить, а учителя всегда будут действовать заодно с родителями. Вместе мы сможем «отсечь» все ненужное.
Время, в которое мы живем, трудное. Мы должны стараться сделать все возможное, чтобы избавить детей от всего, что мешает им «воспарить» к вершине возможностей.
Все, что случается или не случается с ребенком, длится всю его жизнь. Мы, родители и учителя, помогаем ребенку стать личностью, и этот процесс будет длиться всю жизнь.
Родители - это первые и лучшие учителя, и воспитатели ребенка. Именно родители, как скульпторы создают своего ребенка, исходя из своих представлений о ценности воспитания и образования. Дети могут стать «парящими орлами», если СЕМЬЯ и ШКОЛА объединятся.
Воспитатель – тот же садовник
Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних. Сократ.
(анимация растущего растения)
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. В этом и заключается секрет хорошего воспитания.
Хорошее воспитание – это направление наших детей и оказание им помощи в становлении людьми, которыми они должны стать. Оно не должно быть эмоциональным давлением на то, чтобы ребенок стал идеальным или точной копией одного из своих родителей. И, определенным образом, это не то, чтобы бросить его безо всякого руководства или ограничений.
Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.
А в подтверждение этого мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку, или неповторимый в своем роде, цветок. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли. (А если нашли, то про двойников сказать: внешний вид одинаков, но внутренний разный: характер, интеллект и т. д.) А почему? Как вы думаете?
(Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.)
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелегкий труд – быть родителем. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас».
Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна. Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. В семье возникают первые элементы межличностного общения. От семьи зависит, найдут ли возможность развиться положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности.
Подумайте, пожалуйста, в течение 1 минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок...».
Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
Пока звучит спокойная мелодия вы записываете в одну колонку:
1-я — те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2-я — те, которые вы бы хотели изменить в нем.
Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных? Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
· на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
· на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;
· на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители поднимают руки.)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты...
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.
И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.
-Можем ли мы применять ко всем детям одни и те же подходы к воспитанию?
-Или мы, т.е. СЕМЬЯ и ШКОЛА прикладываем не равные условия для воспитания наших детей?
По мнению педагогов наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи, школы являются (в порядке значимости):
· безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;
· чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени и внимания к воспитанию детей;
· низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию;
· низкий образовательный уровень родителей и, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, образования) у них и у их детей.
К сожалению, упрощение контактов семьи и школы немало затрудняет та тяжелая общая социально-экономическая обстановка, которая сложилась в обществе.
В условиях углубления кризиса, негативно влияющего на состояние социокультурной среды, наблюдается:
разрушение семейных отношений,
отчуждение детей и взрослых, родителей от проблем детей,
самоустранение от прямых родительских обязанностей,
снижение общей культуры, элементарных этических норм.
Все более заметными и ощутимыми становятся процессы деформации семьи. Это усугубляется отсутствием средств на организацию семейного досуга, на занятия физкультурой и спортом, оздоровлением детей. По наблюдениям исследователей, свыше 50% детей почти полностью отдаляются от семьи, теряя доверие к родителям и проявляя негативное отношение к любым требованиям старших.
Но весь вопрос в том – всё ли мы с вами делаем, чтобы наши дети были похожи на парящих орлов?
Кто из нас повинен в этом? Давайте над этим вопросом задумаемся в процессе нашего общения на собрании.
Решение собрания.
*Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
*Наладить достойные партнёрские отношения в совместной воспитательной работе СЕМЬЯ И ШКОЛА.
*Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
Выступление родительского комитета: разное.
Спасибо всем за внимание!