+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование метода арттерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Пикуш Татьяна Анатольевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 441 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АРТТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Педагог – психолог: Пикуш Татьяна Анатольевна 

Май 2018 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Арттерапия это лечение искусством.

Этот вид психологической коррекции включает в себя целый ряд направлений – рисуночная терапия, драмтерапия, пескотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и пр. одним из первых о арттерапии, как о форме психотерапии заговорил Наумберг, опираясь на представления З. Фрейда о том, что первичные мысли и переживания выражаются в виде символов и образов, а не вербально.

Лечение искусством показано, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а так же при трудностях в общении, замкнутости, стеснительности. В групповой работе арттерапевтические методики показывают хороший результат для сплочения группы, устранения нарушений межличностного взаимодействия.

Наиболее удобный в условиях детского сада вид арттерапии – рисуночная терапия.

Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства и освободиться от негативных переживаний. Рисование, как вид деятельности требует согласованной работы многих психических функций. Рисование участвует в согласовании межполушарных взаимодействий, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно – образное мышление, связанное в основном, с работой правого полушария, и абстрактно – логическое, за которое отвечает левое полушарие (Киселева М.В.)

Напрямую сопряженное с психическими функциями ( зрением, двигательной координацией, мышлением, вниманием), рисование не только способствует развитию каждой из них, но и связывает их между собой.

 

Рисуночная терапия в детском саду может быть применима в двух вариантах:

 

  • Групповая

 

  • Индивидуальная.

 

 

Рисуночная терапия в группах позволяет проработать нарушения коммуникаций, проблемы общения, внутригрупповое взаимодействие. Кроме того, хорошие результаты дает групповая работа среди детей с высоким уровнем тревожности, застенчивыми детьми или агрессивными детьми – это как раз те проблемы, которые зачастую являются помехой для полноценного восприятия происходящего, адекватной оценки самих себя).

 

 

 

 

Групповое занятие строится следующим образом:

 

  1. Обязательный ритуал приветствия.

 

Для установления контакта и настройки на доброжелательное отношение детям предлагается ласково назвать друг друга по имени.

 

  1. Работа с цветом.

 

Вариант: кабинет делится на зоны по цвету (8 основных Люшеровских цветов), каждому ребенку предлагается войти в ту зону, цвет которой наиболее приятен «здесь и сейчас». Так образуются группы по цвету.

 

  1. Создание индивидуального или «микрогруппового рисунка по заданной теме.

 

  1. Обсуждение.

 

На этом этапе каждый ребенок получает возможность высказаться и быть принятым со своим мнением.

 

  1. Создание общего рисунка.

 

Рисунок либо составляется из прежде сделанных, либо же это – рисунок по очереди на какую – либо тему. На этом этапе – каждый ребенок становится частью коллектива, частью группы, принятым ее членом. Поощряются доброжелательные высказывания в адрес других или происходит обмен подарками – рисунками.

 

Индивидуальные занятия по рисуночной терапии способствуют решению проблем поведения: агрессии, тревожности, нарушениям самооценки.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ:

 

  1. Свободная активность перед творческим процессом.

Этот этап имеет важное значение особенно для детей, не знакомых с подобной работой. Ребенку предоставляется возможность познакомиться со всеми изобразительными средствами, материалами, возможно проговаривание названий цветов или создание пробных рисунков с использованием различных средств.

 

 

 

  1. Творческая работа – создание индивидуального рисунка.

Часто к этому этапу ребенок подходит самопроизвольно, начиная еще на первом этапе создавать собственный рисунок, являющийся его творческим самовыражением. Часто в процессе рисования, ребенок обозначает собственную проблему (взаимоотношения в семье, страхи) и сам находит способы разрешения.

 

  1. Процесс рассматривания.

На этом этапе работа устанавливается на такое место, с которого она видна лучше всего. Ребенок часто сам выбирает место, где в пределах кабинета он хочет ее разместить. Дистанцирование позволяет не только увидеть работу, но и отстраниться от нее, осознать скрытые на первый взгляд детали, которые могут приобретать новое значение.

 

  1. «Что ты видишь?»

Психолог просит ребенка описать то, что он видит на картине. Ответ на этот вопрос имеет три «подводных камня»:

    • «Что видишь ты, автор этой работы?» - это ключ к внутреннему миру ребенка, его выплеснутые на бумагу переживания.

    • «Я тебя слушаю, ты можешь мне доверять» - то, что психолог готов выслушать ребенка говорит о взаимном доверии.

    • «Как ты это воспринимаешь?» - мнение ребенка, а не следование общепринятым канонам и расшифровкам.

Задача психолога на этом этапе – помочь ребенку увидеть его работу.

Основные вопросы: «Что ты видишь?...», «Что еще ты видишь?...», «Как насчет…».

Нахождение смыслов творчества – это тоже самопознание, принятие собственного «Я».

 

 

МАТЕРИАЛЫ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

В кабинете практикующего психолога – арттерапевта обязательно должны присутствовать как можно большее количество материалов для изодеятельности, так как каждый материал имеет свое значение при применении его ребенком.

 

1. Краски, карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, маркеры.

Карандаши, мелки, фломастеры позволяют «усилить контроль», пастель, краски – способствуют более свободному выражению.

 

2. Некоторые дети чувствуют себя неуверенно в отношении своих художественных способностей. Таким детям можно предложить вырезать картинки из журнала и создать свободный «коллаж».

3. Работа с глиной, размазывание по бумаге пластилина, пастелей или красок может стать целительной сама по себе. Особенно, эффективны эти способы при работе с агрессивными детьми.

 

Психологу необходимо чутко реагировать на проявление бессознательного, при создании ребенком творческой работы. Рисунки, коллажи, скульптуры являются прямыми сообщениями бессознательного и не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как вербальные коммуникации (Грегг М.)

 

 

 

ПСХОЛОГУ ВАЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ:

 

  • Какое чувство передает рисунок, коллаж или скульптура

  • Что выглядит странным

  • Чего не хватает у данного объекта

  • Что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что является важным для ребенка

  • Каковы размеры и пропорции изображаемых объектов и людей. Непропорциональные объекты обращают внимание на то, что преувеличено или приуменьшено. Искажение формы пропорции может выражать проблемную область

  • Есть ли повторяющиеся объекты, число объектов может играть важную роль, так как свой рисунок ребенок может воспринимать как значимое событие в прошлом, настоящем и будущем

  • Есть ли подписи на работах. Они могут быть призваны внести ясность и уменьшить возможность неправильной интерпретации

  • Дайте возможность автору стать частью собственной работы

 

 

Рассматривая работу вместе с автором можно помочь ему обратить внимание на вышеперечисленные детали и раскрыть сопряженную с проблемой энергию, нашедшую выход из бессознательного.