Организация работы по духовно-нравственному развитию с детьми и их родителями
Автор: Жадобина Светлана Юрьевна
«Организация работы по духовно-нравственному развитию с детьми и их родителями»
Л.Н. Толстой писал:
«Из всех наук, которые человек может и должен знать,
главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
В стандарте дошкольного образования сказано, что родители должны быть активными участниками образовательного процесса…
Дух, который царит в семье, дух, которым живут родители, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Современные родители неграмотны в вопросах развития и воспитания в различные периоды детства, у них отсутствуют знания о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека. Многие молодые родители считают главным своим долгом и обязанностью накормить, одеть, обуть ребенка, а остальное само придет. Другие направляют все усилия, чтобы дать ребенку образование, развить его таланты и способности, но при этом не радеют о душе своего чада.
Многолетняя педагогическая деятельность в детском саду показала, что современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают в конфликты, неуступчивы, часто вступающие со сверстниками в драки. С ними иногда трудно справиться, они часто бывают жестоки, и порой не воспринимают замечания ни родителей, ни воспитателей. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями, и те часто идут у детишек на поводу.
Многолетняя работа по духовно-нравственному воспитанию детей не прекращалась в течение всего периода педагогической деятельности, но серьезно об этом я задумалась совсем недавно.
Мысли об организации кружка по духовно-нравственному развитию пришли внезапно, два года назад. Именно тогда возникло решение вести моих детишек «Дорогою добра» (так называется программа индивидуального развития воспитанников моей группы по духовно-нравственному развитию), которая помогает воспитывать лучшие душевные качества ребёнка, начиная со старшего дошкольного возраста на доступном, понятном и близком для него материале.
Для выполнения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги группы, но и семьи воспитанников: мамы и папы.
Большую и плодотворную работу с семьей по данному направлению начала с анкетирования среди родителей, с целью выявления, хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал в детском саду нормы нравственного поведения, русскую культуру, православные и народные обычаи и традиции. Данное предложение с радостью поддержали родители группы.
Далее разработала программу работы кружка и план мероприятий по взаимодействию с родителями.
Содержание программы кружка нацелено на развитие у старших дошкольников представления о самом важном в жизни человека: семье, родине, милосердии, добре, благодарности; воспитывает послушание, почитание родителей, заботу о ближнем, терпение, сострадание.
Чтобы лучше узнать о семьях воспитанников, провели конкурс «Генеалогическое дерево моей семьи». А на собрании на тему «Будем знакомы – наша семья», родители вместе с детьми подготовили небольшие выступления об интересах и занятиях в их семьях.
Поскольку и для меня, и для детей, и, тем более, для родителей данная работа была чем-то новым, то в первый год существования «Дорогою добра» занятия приобрели в большей степени нравственный характер отношений к окружающему, и только иногда включали элементы православного воспитания.
Совместными усилиями родителей воспитанников и педагогов группы создан «Центр Православия». Фотографии этого познавательного центра были размещены на сайте «Мирознай» для участия в фотоконкурсе «Дары Покрова», организованном Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «ВГСПУ»
Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, использую разнообразные формы работы: родительские собрания, конкурсы, информационные стенды для родителей.
Частым гостем на праздниках и развлечениях, а также при проведении совместных занятий, бесед, был иерей Храма «Покрова Пресвятой Богородицы» Сергий Кузнецов. Отец Сергий освятил помещения детского сада и благословил коллектив на добрые и благие дела.
В течение первого года работы дети познакомились с наиболее значимыми православными праздниками: «Рождество Христово» и «Пасха», а также приняли активное участие в создании лэпбуков, посвященным этим православным праздникам.
Как правило, в подготовке и проведении открытых мероприятий неоценимую помощь оказывали нам родители моих воспитанников, подбирая костюмы, разучивая тексты песен с детьми и, выступая в качестве зрителей. Как результат совместной с ними деятельности, является поездка на открытый городской семейный фестиваль «Чудный миг» в г .Волжском.
Вместе с детьми родители приняли участие во Всероссийском конкурсе творческих работ «Рождество Христово славим» с рисунками на тему: «Рождественская сказка», проводимым при участии и организационной поддержке Волгоградской Метрополии Русской Православной Церкви; в конкурсе «Пасхальная радость - 2018», организованном директором воскресной школы «Покров» р.п. Средняя Ахтуба, где заняли призовые места.
В этом году предлагаемый курс занятий с детьми 6 - 7 лет разработан с учетом того, что старший дошкольный возраст является периодом наиболее активного и успешного освоения ребенком культуры. Той культуры, носителями которой являются родители ребенка. Поэтому и программа занятий основана на духовных обычаях и ценностях, созданных предками, и нацелена на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. То есть детям открывается окружающий мир с точки зрения православия.
Анализируя результаты проведенной работы с родителями (законными представителями) по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришла к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:
- изменились взаимоотношения детей в группе, появились представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание)
- у детей появился интерес к познанию истории православных традиций
- дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей
- у родителей повысилась активность в проведении разных мероприятий.
Но есть все же еще и трудности, особенно с детьми и родителями, которые не имеют особой заинтересованности в нравственном и духовном развитии. Ну что же, значит, предстоит еще долгая кропотливая работа.
И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире.
Автор: Жадобина С.Ю.
воспитатель МДОУ ДС «Дельфиненок» р.п. Средняя Ахтуба