Звезда по имени Солнце
Автор: Тубашев Антон
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3 г. Горно-Алтайска»
Тубашев Антон
ученик 3-А класса
Руководитель проекта:
Шваба Елена Михайловна
г. Горно-Алтайск
2019 г.
Тема проекта: Звезда по имени Солнце.
Тематическое поле:
Звезда Солнце, роль Солнца для планеты Земля.
Актуальность:
Актуальность исследования: тема звезд, их мелкое мерцания на ночном небе давно привлекает внимание. Любоваться звездами и смотреть на них очень интересно. Солнце – это тоже звезда, причем самая близкая к нашей планете и самое важное из всех светил для жителей Земли. Нужно выяснить: что такое Солнце, его удивительность и значение для планеты Земля?
Данная тема актуальна.
Проблема:
Проблема заключается в том, чтобы выяснить, как устроено и как функционирует Солнце?
Гипотеза:
Без Солнца невозможна жизнь на нашей планете.
Цель:
· Изучить звезду Солнце – как космическое тело;
· Выяснить и узнать, почему Солнце - источник жизни на Земле.
Задачи:
· Узнать, что такое Солнце;
· Какое значение имеет Солнце для всего живого на Земле;
· Провести опыты и наблюдения за Солнцем.
Описание деятельности учащегося по решению задач:
Солнце - главное светило для нашей планеты Земля. Это самая близкая к нам звезда.
Солнце это раскаленный газовый шар из водорода и гелия, который выделяет энергию в виде света. Есть в нем также и другие вещества: кислород, азот, магний, кальций, железо, однако они составляют очень малую часть от общей массы Солнца. Масса Солнца в 333 000 раз больше массы Земли и в 750 раз превышает массу других планет Солнечной системы, вместе взятых. Диаметр Солнца в 109 раз превосходит земной. Температура Солнца на поверхности доходит до 6000оС, а центре – 15 000 000оС. При такой температуре происходят химические реакции, при этом выделяется огромное количество энергии, а энергия Солнца огромна. Оказывается, что энергия солнечных лучей, падающих на квадратный метр земной поверхности, может заставить работать двигатель и вся Земля в целом получает от Солнца в десятки тысяч раз больше энергии, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, если бы они работали на полную мощность.
На первый взгляд, кажется, что наше дневное светило всегда одинаковое, да и что можно заметить на ярком диске? Однако еще в начале 17 века итальянский физик и астроном Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил на поверхности Солнца темные пятна.
Эти пятна перемещались по диску, из чего Галилей сделал вывод о том, что Солнце вращается вокруг своей оси. Один оборот оно совершает примерно за 27 земных суток.
Расстояние между Солнцем и Землей составляет почти 150 миллионов километров. Самый быстрый «бегун» во Вселенной – луч света, проходит это огромное расстояние от Солнца до Земли около 8 минут, а вот чтобы доехать от Земли до солнца на автомобиле со скоростью 80 километров в час, машине пришлось бы ехать безостановочно 200 лет.
Человек научился использовать солнечную энергию. Энергия солнца может использоваться в промышленности – это сушка плодов, овощей, ягод. А что уж и говорить про солнечные ванны. Благодаря солнечным лучам можно и улучшить свое здоровье, и продлить свою жизнь. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в организме витамина D и кальция, что обогащает состав крови и позволяет организму справляться со всеми болезнями. Солнце - это мощный сильнодействующий фактор, и поэтому при пользовании его лучистой энергией следует соблюдать определенную осторожность.
Чтобы провести наблюдения за появлением Солнца на Земле, и его роли в развитии живых организмов на нашей земле были проведены опыты.
Опыт 1.
Посадить одновременно две луковицы. Первую поставить в хорошо освещенном помещении, а вторую поставить в темный шкаф. Луковица, которая росла в хорошо освещенном помещении, вырастит крепкой, перья будут зелеными и красивыми. А та луковица, которая спрятана в шкафу, будет маленькой, блеклой.
Вывод: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают.
Значит можно сделать вывод: все живое на земле зависит от Солнца.
Опыт 2.
Для этого опыта нужно взять зеркало и навести его на солнечный луч. На потолке можно увидеть яркое пятно «солнечный зайчик». В результате опыта следует вывод, что солнечный свет отражается в предметах.
На основе этих опытов можно ответить, почему же Луна такая яркая в ночи. Луна, в отличии от звезд, в том числе и Солнца, не излучает постоянного света, однако может отражать, по примеру моего зеркальца, солнечный свет.
Вывод: лунный свет – это всего лишь солнечные лучи, отраженные от поверхности Луны.
Оказывается, что сам солнечный луч белый и Солнце само тоже белое, а не такое желтое или красное, как мы видим на небе.
Чтобы это доказать проведён опыт 3.
Взяв, лист белой бумаги и направив его на лучик Солнца, будет видно, что он белый.
Опыт 4.
Поставив стакан с водой на солнечный луч, пройдя через стакан, солнечный свет распадется на цвета радуги. .
Такое прекрасное явление природы как радуга, это ничто иное, как рассеивание солнечного света. Отсюда можно сделать вывод, что солнечный луч является сочетанием всех цветов.
Данный проект является серьёзной самостоятельной работой ученика 3 –А класса Тубашева Антона. В процессе работы над проектом нужно было не только изучить звезду Солнце – как космическое тело, но и в целом выяснить и узнать, почему Солнце - источник жизни на Земле.
Сделать правильные выводы.
В результате работы над проектом были приобретены навыки работы по проведению опытов, обработки полученной информации. Взаимодействие с взрослыми (учителем, родителями). Защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта.
Изучив роль Солнца для планеты Земля, можно сделать вывод, что:
· Солнце – стимулятор роста растений;
· Солнце даёт тепло и свет для жизни всего живого на Земле;
· Луч Солнца – является сочетанием всех цветов;
· Благодаря Солнцу – есть кислород на нашей планете;
· Лучи Солнца отражаются и преломляются в предметах.
Цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
Тип проекта: исследовательский.
Учебные предметы, содержание которых включено в проект:
базовый предмет
Название учебного предмета |
Раздел программы |
Тема |
Окружающий мир |
Природа. |
Звездное небо.
|
Что и кто? |
Что у нас над головой? |
|
Почему и зачем? |
Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему радуга разноцветная? |
дополнительные предметы
Название учебного предмета |
Раздел программы |
Тема |
Занимательная математика |
Решение задач. |
Мир занимательных задач. |
Литературное чтение |
Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. |
Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях |
Используемые источники.
· А.Ликум – «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей.
· Е.П.Левитан «Твой звездный город – Галактика».
· Х.С.Дермэн «Детская энциклопедия – Тайны Вселенной».
· Детская энциклопедия – СД «Кирилла и Мефодия».
· Том Тит «Научные забавы и занимательные опыты» - М.Аст. Астрель, 2011.
Интернет-ресурсы:
· http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=6ee79bf86572620c.
· http://www.audit-it.ru/club/user/34943/blog/lechenbnye-svoystva-solnechnogo-sveta/.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам.
Этап |
Содержание деятельности |
Количество часов |
Поисковый |
Определение темы, тематического поля. Выяснение актуальности, проблемы проекта. Выдвижение гипотезы проекта. Постановка целей и задач проекта. |
Ноябрь - февраль |
Аналитический |
Анализ информации, оформление результатов сначала в виде алгоритма, затем пошаговое планирование. |
Ноябрь - февраль |
Практический |
Выполнение запланированных действий по реализации проекта. Оформление работы в виде презентации, формулировка выводов. |
Ноябрь - февраль |
Презентационный |
Выступление с презентацией перед одноклассниками, на внутришкольном дне Науки. |
2 выступления, по 10 минут |
Контрольный |
Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач. Оценка качества проекта.
|
20 минут |
Организационные формы работы над проектом.
Формы работы |
Количество часов |
Самостоятельная работа обучающихся |
1 час |
Консультации с руководителем проекта |
1 раз в неделю, 45 минут |
Форма провед