Конспект интегрированного занятия "Откуда хлеб пришёл?
Автор: Мосинцева Стелла Васильевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в средней группе №6 «Бельчата»
Интеграция образовательных областей:
Познавательно – речевое, познавательно-исследовательское, ознакомление с предметным окружением и социальным миром, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
Образовательные:
• дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
• познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
• расширить представление детей о том, как выращивают, пекут хлеб,
• формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
• формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
• знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
• воспитывать бережное отношение к хлебу,
• воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
• Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование мини-музей хлеба, хлебобулочные изделия: каравай, калач, батон, хлеб круглый, «кирпич» сухарики, печенье; хлебница, колосья, зерно, мука, каравай;
иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка и вот что он рассказал: вчера они с папой ездил к бабушке и из окна машины увидел поле, на котором росла зеленая трава, он спросил папу, что это за трава и почему ее так много, на что папа ответил: Это растет будущий хлеб! Но Незнайку такой ответ папы очень удивил: ведь он точно знает, что хлеб не растет, он видел его в магазине, на прилавке. Чтобы помочь Незнайке разобраться, предлагаю нам всем отправиться на экскурсию в Музей Хлеба.
Напоминаю, что Музей любит тишину: и взрослые и дети там внимательно слушают экскурсовода.
Воспитатель: В стародавние времена, люди еще не знали, что такое хлеб, однажды они случайно увидели незнакомое растение. На стеблях его были тоненькие колосья, а в колосьях зерна. Зерна оказались съедобными. Сначала люди ели их сырами, потом попробовали растирать зерна и смешивать с водой. Варили эту похлебку на костре, как-то раз немного зерновой похлебки попало на горячий, раскаленный камень и запеклась - получилась горелая лепешка. Это был самый первый хлеб!
И вот каждую весну, когда снег растает, выходил в поле хлебороб, вспахивал поле деревянным плугом, помогали ему наши четвероногие помощники-лошади. Поле вспахано, надо сеять зерно: надевал хлебороб чистую рубаху и новые лапти и бросал зерно на вспаханную землю. Подрастают колосья, набираются силы у Земли, Солнца и Воды. В конце лета наступает пора собирать урожай. На уборку хлеба шли семьями, мужчины косили косами, а женщины серпами, старики и дети связывали колосья в снопы. Но зерно еще надо из колоска достать и его молотили специальными молотилками. Вот, наконец, и долгожданное зерно, но что бы оно стало мукой его еще надо обмолоть: на большой плоский камень, насыпали, зерна, потом другим камнем эти зерна растирали в порошок. Такие камни назывались зернотерки. Это было трудно и долго и, но терпение и труд - все перетрут!
Надо было срочно изобретать новые приспособления, и так появились сначала ручные мельницы, потом ветряные и на воде. Мощная сила воды или ветра помогала крутить жернова, и зерно легко перемалывалось в муку. И зерно, и муку надо было сохранить, чтобы оно не испортилось, чтобы хватило на весь год до следующей весны. Поэтому хранили муку и зерно в специальных помещениях-амбарах, а в амбарах были комнаты – сусеки. Помните, в сказке о Колобке, когда бабка говорит, что муки нет, не из чего испечь колобка, а дед ей отвечает: «А ты по амбару подмети, по сусекам поскреби, глядишь и наскребешь муки…»
Ну а дальше месили тесто, формировали хлеб и сажали его в русскую печь. Русская печь была главной в избе: она и грела, она и кормила.
Время шло, и появлялись новые технологии, которые помогают человеку выращивать и изготовлять хлеб: это и современные машины-помощники: комбайны, сеялки, трактора. Мельниц сейчас почти не осталось, и мельников нет, а на хлебозаводах теперь уже нет пекарей: всю работу за них выполняют умные машины, но надо сказать, что всеми этими машинами управляет Человек.
Воспитатель: А сейчас посмотрите на стол и давайте вспомним, как называются все эти изделия, одним словом:
Дети: хлебобулочные изделия!
Давайте поиграем: будем передавать мяч и называть каждое.
Дети: каравай, батон, ватрушка, сушка, крендель, круглый хлеб, хлеб-кирпич, круассан, печенье, бублик, блины, оладьи, пасхальный кулич, булочка, лаваш, лепешка, рулет, пирожки….
Воспитатель: Вспомним какой он Хлеб (любой):
Дети: вкусный, ароматный, мягкий, свежий, румяный, подгорелый.
Воспитатель: давайте пройдем на свои места
Воспитатель: А вот вам следующее задание:
Я называю ряд слов, из которых надо найти лишнее.
Ложка, чайник, чашка, ЛЕПЕШКА, кастрюля, поварешка.
Еще: штанишки, шапки, рукавички, рубашки, ВАТРУШКИ, варежки, сапожки.
Еще: стол, диван, кровать, комод, кресло, РУЛЕТ, табурет.
Еще: булочка, лаваш, МАТРЕШКА, лепешка, сушка, ватрушка.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А теперь такое задание: из всей спецтехники выбрать только ту, которая нужна, чтобы вырастить урожай.
Дети: комбайн, сеялка, трактор, грузовики,
Воспитатель: давайте назовем профессии?
На тракторе-тракторист
На комбайне-комбайнер
На мельнице-мельник
В пекарне-пекарь
В грузовике-шофер
В магазине-продавец
Воспитатель: Следующее задание: Давайте назовем ласково:
Батон-батончик
Хлеб- хлебушек
Ватрушка-ватрушечка
Булка-булочка
Оладьи - оладушки
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Давайте отдохнем:
Раз- подняться, подтянуться,
Два- согнуться, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: Слушайте следующее задание:
В каких русских народных сказках говорится о хлебобулочных изделиях, или о продукте, из которого их изготовляют?
Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Колосок», «Гуси-Лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк», в рассказе «Теплый хлеб».
Воспитатель: А, может, кто- то вспомнит, песенку про Блины, что мы пели на масляной неделе?
Дети:
Как на масляной неделе,
Каждый день блины мы ели,
И мальчишки, и девчонки,
Собирались на вечерки,
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали-2 раза
Зиму на год провожали.
Воспитатель: А потешуку про котика, который пошел на торжок и что-то там купил…
Дети:
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку,
И еще на рублик-
Купил котик бублик,
Самому ли съесть,
Либо Бореньке отнесть,
Я и сам откушу
И Бореньке отнесу.
Воспитатель: а теперь пришла пора нашим рукам потрудиться, ведь не зря говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Блины мы с вами лепили, и сушки лепили, и крендель у нас получился.
вот вам еще одно хлебобулочное изделие – Калач. Калачи бывают разной формы. Сегодня мы слепим вот такой.
Ребята, калачи пекли по большим праздникам. Калачами угощали самых дорогих гостей. Сто лет назад в Нижнем Новгороде проводили ярмарку. Много разного диковинного товару можно было увидеть. Но самым необычным был саратовский фирменный калач – огромный. На него стелили чистую ткань, и разрешали попрыгать на нем, как на батуте. Калач пружинил и не терял своей формы и вкуса. Вот такие мастера – золотые руки.
Воспитатель: придвиньте ваши корзинки, в них тесто, давайте возьмем его, потрогайте, какое оно?
Дети: мягкое, эластичное, упругое, белое….
Воспитатель: разделим его на две равные части, одну часть теста оставляем, а другую раскатываем в «столбик», готово, а сейчас - другую также раскатываем, получились два одинаковых «столбика».
Отдохнем:
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы,
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит: «Крошки, что останутся воробьям достанутся»
Воспитатель: теперь соединим их в одном конце и скрутим. А сейчас соединим в кольцо. Вот и готов наш калач. Можно сказать, «Без труда не вылепишь и калача». Когда он высохнет, мы его раскрасим.
Воспитатель:
Рефлексия: Сегодня мы узнали, сколько людей выращивают хлеб и заботятся о том, чтобы у нас с вами каждый день на столе был свежий, вкусный, румяный, ароматный хлеб. И мы должны это помнить и никогда не забывать: «Хлеб - всему голова».
Хлеб - самое главное богатство нашей Родины-России!
Воспитатель: Как вы думаете, теперь Незнайке понятно откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте, еще раз перечислим, что сначала, что потом?
Дети: зерно сажают в землю, потом оно прорастает в колосья, затем из колосьев молотят зерно, из зерна –муку, а из муки пекут хлеб.
Воспитатель: с каким хлебобулочным продуктом мы познакомились сегодня?
Дети: Сегодня мы познакомились с новым хлебобулочным изделием -Калач
Воспитатель: Что самое главное мы должны запомнить про Хлеб?
Дети: Что хлеб самое главное богатство и его надо беречь
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в средней группе №6 «Бельчата»
Интеграция образовательных областей:
Познавательно – речевое, познавательно-исследовательское, ознакомление с предметным окружением и социальным миром, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи:
Образовательные:
• дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
• познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
• расширить представление детей о том, как выращивают, пекут хлеб,
• формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
• формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
• знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
• воспитывать бережное отношение к хлебу,
• воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
• Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование мини-музей хлеба, хлебобулочные изделия: каравай, калач, батон, хлеб круглый, «кирпич» сухарики, печенье; хлебница, колосья, зерно, мука, каравай;
иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка и вот что он рассказал: вчера они с папой ездил к бабушке и из окна машины увидел поле, на котором росла зеленая трава, он спросил папу, что это за трава и почему ее так много, на что папа ответил: Это растет будущий хлеб! Но Незнайку такой ответ папы очень удивил: ведь он точно знает, что хлеб не растет, он видел его в магазине, на прилавке. Чтобы помочь Незнайке разобраться, предлагаю нам всем отправиться на экскурсию в Музей Хлеба.
Напоминаю, что Музей любит тишину: и взрослые и дети там внимательно слушают экскурсовода.
Воспитатель: В стародавние времена, люди еще не знали, что такое хлеб, однажды они случайно увидели незнакомое растение. На стеблях его были тоненькие колосья, а в колосьях зерна. Зерна оказались съедобными. Сначала люди ели их сырами, потом попробовали растирать зерна и смешивать с водой. Варили эту похлебку на костре, как-то раз немного зерновой похлебки попало на горячий, раскаленный камень и запеклась - получилась горелая лепешка. Это был самый первый хлеб!
И вот каждую весну, когда снег растает, выходил в поле хлебороб, вспахивал поле деревянным плугом, помогали ему наши четвероногие помощники-лошади. Поле вспахано, надо сеять зерно: надевал хлебороб чистую рубаху и новые лапти и бросал зерно на вспаханную землю. Подрастают колосья, набираются силы у Земли, Солнца и Воды. В конце лета наступает пора собирать урожай. На уборку хлеба шли семьями, мужчины косили косами, а женщины серпами, старики и дети связывали колосья в снопы. Но зерно еще надо из колоска достать и его молотили специальными молотилками. Вот, наконец, и долгожданное зерно, но что бы оно стало мукой его еще надо обмолоть: на большой плоский камень, насыпали, зерна, потом другим камнем эти зерна растирали в порошок. Такие камни назывались зернотерки. Это было трудно и долго и, но терпение и труд - все перетрут!
Надо было срочно изобретать новые приспособления, и так появились сначала ручные мельницы, потом ветряные и на воде. Мощная сила воды или ветра помогала крутить жернова, и зерно легко перемалывалось в муку. И зерно, и муку надо было сохранить, чтобы оно не испортилось, чтобы хватило на весь год до следующей весны. Поэтому хранили муку и зерно в специальных помещениях-амбарах, а в амбарах были комнаты – сусеки. Помните, в сказке о Колобке, когда бабка говорит, что муки нет, не из чего испечь колобка, а дед ей отвечает: «А ты по амбару подмети, по сусекам поскреби, глядишь и наскребешь муки…»
Ну а дальше месили тесто, формировали хлеб и сажали его в русскую печь. Русская печь была главной в избе: она и грела, она и кормила.
Время шло, и появлялись новые технологии, которые помогают человеку выращивать и изготовлять хлеб: это и современные машины-помощники: комбайны, сеялки, трактора. Мельниц сейчас почти не осталось, и мельников нет, а на хлебозаводах теперь уже нет пекарей: всю работу за них выполняют умные машины, но надо сказать, что всеми этими машинами управляет Человек.
Воспитатель: А сейчас посмотрите на стол и давайте вспомним, как называются все эти изделия, одним словом:
Дети: хлебобулочные изделия!
Давайте поиграем: будем передавать мяч и называть каждое.
Дети: каравай, батон, ватрушка, сушка, крендель, круглый хлеб, хлеб-кирпич, круассан, печенье, бублик, блины, оладьи, пасхальный кулич, булочка, лаваш, лепешка, рулет, пирожки….
Воспитатель: Вспомним какой он Хлеб (любой):
Дети: вкусный, ароматный, мягкий, свежий, румяный, подгорелый.
Воспитатель: давайте пройдем на свои места
Воспитатель: А вот вам следующее задание:
Я называю ряд слов, из которых надо найти лишнее.
Ложка, чайник, чашка, ЛЕПЕШКА, кастрюля, поварешка.
Еще: штанишки, шапки, рукавички, рубашки, ВАТРУШКИ, варежки, сапожки.
Еще: стол, диван, кровать, комод, кресло, РУЛЕТ, табурет.
Еще: булочка, лаваш, МАТРЕШКА, лепешка, сушка, ватрушка.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А теперь такое задание: из всей спецтехники выбрать только ту, которая нужна, чтобы вырастить урожай.
Дети: комбайн, сеялка, трактор, грузовики,
Воспитатель: давайте назовем профессии?
На тракторе-тракторист
На комбайне-комбайнер
На мельнице-мельник
В пекарне-пекарь
В грузовике-шофер
В магазине-продавец
Воспитатель: Следующее задание: Давайте назовем ласково:
Батон-батончик
Хлеб- хлебушек
Ватрушка-ватрушечка
Булка-булочка
Оладьи - оладушки
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Давайте отдохнем:
Раз- подняться, подтянуться,
Два- согнуться, разогнуться,
Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: Слушайте следующее задание:
В каких русских народных сказках говорится о хлебобулочных изделиях, или о продукте, из которого их изготовляют?
Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Колосок», «Гуси-Лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк», в рассказе «Теплый хлеб».
Воспитатель: А, может, кто- то вспомнит, песенку про Блины, что мы пели на масляной неделе?
Дети:
Как на масляной неделе,
Каждый день блины мы ели,
И мальчишки, и девчонки,
Собирались на вечерки,
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали-2 раза
Зиму на год провожали.
Воспитатель: А потешуку про котика, который пошел на торжок и что-то там купил…
Дети:
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку,
И еще на рублик-
Купил котик бублик,
Самому ли съесть,
Либо Бореньке отнесть,
Я и сам откушу
И Бореньке отнесу.
Воспитатель: а теперь пришла пора нашим рукам потрудиться, ведь не зря говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Блины мы с вами лепили, и сушки лепили, и крендель у нас получился.
вот вам еще одно хлебобулочное изделие – Калач. Калачи бывают разной формы. Сегодня мы слепим вот такой.
Ребята, калачи пекли по большим праздникам. Калачами угощали самых дорогих гостей. Сто лет назад в Нижнем Новгороде проводили ярмарку. Много разного диковинного товару можно было увидеть. Но самым необычным был саратовский фирменный калач – огромный. На него стелили чистую ткань, и разрешали попрыгать на нем, как на батуте. Калач пружинил и не терял своей формы и вкуса. Вот такие мастера – золотые руки.
Воспитатель: придвиньте ваши корзинки, в них тесто, давайте возьмем его, потрогайте, какое оно?
Дети: мягкое, эластичное, упругое, белое….
Воспитатель: разделим его на две равные части, одну часть теста оставляем, а другую раскатываем в «столбик», готово, а сейчас - другую также раскатываем, получились два одинаковых «столбика».
Отдохнем:
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы,
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит: «Крошки, что останутся воробьям достанутся»
Воспитатель: теперь соединим их в одном конце и скрутим. А сейчас соединим в кольцо. Вот и готов наш калач. Можно сказать, «Без труда не вылепишь и калача». Когда он высохнет, мы его раскрасим.
Воспитатель:
Рефлексия: Сегодня мы узнали, сколько людей выращивают хлеб и заботятся о том, чтобы у нас с вами каждый день на столе был свежий, вкусный, румяный, ароматный хлеб. И мы должны это помнить и никогда не забывать: «Хлеб - всему голова».
Хлеб - самое главное богатство нашей Родины-России!
Воспитатель: Как вы думаете, теперь Незнайке понятно откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте, еще раз перечислим, что сначала, что потом?
Дети: зерно сажают в землю, потом оно прорастает в колосья, затем из колосьев молотят зерно, из зерна –муку, а из муки пекут хлеб.
Воспитатель: с каким хлебобулочным продуктом мы познакомились сегодня?
Дети: Сегодня мы познакомились с новым хлебобулочным изделием -Калач
Воспитатель: Что самое главное мы должны запомнить про Хлеб?
Дети: Что хлеб самое главное богатство и его надо беречь