+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект интегрированного занятия "Откуда хлеб пришёл?

Автор: Мосинцева Стелла Васильевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в средней группе №6 «Бельчата»

Интеграция образовательных областей:

Познавательно – речевое, познавательно-исследовательское, ознакомление с предметным окружением и социальным миром, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель:

Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи:

Образовательные:

• дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;

• познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.

Развивающие:

• расширить представление детей о том, как выращивают, пекут хлеб,

• формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;

• формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.

• знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.

Воспитывающие:

• воспитывать бережное отношение к хлебу,

• воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

• Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.

Оборудование мини-музей хлеба, хлебобулочные изделия: каравай, калач, батон, хлеб круглый, «кирпич» сухарики, печенье; хлебница, колосья, зерно, мука, каравай;

иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка и вот что он рассказал: вчера они с папой ездил к бабушке и из окна машины увидел поле, на котором росла зеленая трава, он спросил папу, что это за трава и почему ее так много, на что папа ответил: Это растет будущий хлеб! Но Незнайку такой ответ папы очень удивил: ведь он точно знает, что хлеб не растет, он видел его в магазине, на прилавке. Чтобы помочь Незнайке разобраться, предлагаю нам всем отправиться на экскурсию в Музей Хлеба.

Напоминаю, что Музей любит тишину: и взрослые и дети там внимательно слушают экскурсовода.

 Воспитатель: В стародавние времена, люди еще не знали, что такое хлеб, однажды они случайно увидели незнакомое растение. На стеблях его были тоненькие колосья, а в колосьях зерна. Зерна оказались съедобными. Сначала люди ели их сырами, потом попробовали растирать зерна и смешивать с водой. Варили эту похлебку на костре, как-то раз немного зерновой похлебки попало на горячий, раскаленный камень и запеклась - получилась горелая лепешка. Это был самый первый хлеб!

 И вот каждую весну, когда снег растает, выходил в поле хлебороб, вспахивал поле деревянным плугом, помогали ему наши четвероногие помощники-лошади.  Поле вспахано, надо сеять зерно: надевал хлебороб чистую рубаху и новые лапти и бросал зерно на вспаханную землю. Подрастают колосья, набираются силы у Земли, Солнца и Воды.  В конце лета наступает пора собирать урожай. На уборку хлеба шли семьями, мужчины косили косами, а женщины серпами, старики и дети связывали колосья в снопы. Но зерно еще надо из колоска достать и его молотили специальными молотилками.  Вот, наконец, и долгожданное зерно, но что бы оно стало мукой его еще надо обмолоть: на   большой плоский камень, насыпали, зерна, потом другим камнем эти зерна растирали в порошок.  Такие камни назывались зернотерки. Это было трудно и долго и, но терпение и труд - все перетрут!

Надо было срочно изобретать новые приспособления, и так появились сначала ручные мельницы, потом ветряные и на воде. Мощная сила воды или ветра помогала крутить жернова, и зерно легко перемалывалось в муку.  И зерно, и муку надо было сохранить, чтобы оно не испортилось, чтобы хватило на весь год до следующей весны. Поэтому хранили муку и зерно в специальных помещениях-амбарах, а в амбарах были комнаты – сусеки. Помните, в сказке о Колобке, когда бабка говорит, что муки нет, не из чего испечь колобка, а дед ей отвечает: «А ты по амбару подмети, по сусекам поскреби, глядишь и наскребешь муки…»

 Ну а дальше месили тесто, формировали хлеб и сажали его в русскую печь. Русская печь была главной в избе: она и грела, она и кормила.

 Время шло, и появлялись новые технологии, которые помогают человеку выращивать и изготовлять хлеб: это и современные машины-помощники: комбайны, сеялки, трактора. Мельниц сейчас почти не осталось, и мельников нет, а на хлебозаводах теперь уже нет пекарей: всю работу за них выполняют умные машины, но надо сказать, что всеми этими машинами управляет Человек.

Воспитатель: А сейчас посмотрите на стол и давайте вспомним, как называются все эти изделия, одним словом:

Дети: хлебобулочные изделия!

Давайте поиграем: будем передавать мяч и называть каждое.

Дети: каравай, батон, ватрушка, сушка, крендель, круглый хлеб, хлеб-кирпич, круассан, печенье, бублик, блины, оладьи, пасхальный кулич, булочка, лаваш, лепешка, рулет, пирожки….

Воспитатель: Вспомним какой он Хлеб (любой):

Дети: вкусный, ароматный, мягкий, свежий, румяный, подгорелый.

Воспитатель: давайте пройдем на свои места

Воспитатель: А вот вам следующее задание:

Я называю ряд слов, из которых надо найти лишнее.

Ложка, чайник, чашка, ЛЕПЕШКА, кастрюля, поварешка.

Еще: штанишки, шапки, рукавички, рубашки, ВАТРУШКИ, варежки, сапожки.

Еще: стол, диван, кровать, комод, кресло, РУЛЕТ, табурет.

Еще: булочка, лаваш, МАТРЕШКА, лепешка, сушка, ватрушка.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А теперь такое задание: из всей спецтехники выбрать только ту, которая нужна, чтобы вырастить урожай.

Дети: комбайн, сеялка, трактор, грузовики,

Воспитатель: давайте назовем профессии?

На тракторе-тракторист

На комбайне-комбайнер

На мельнице-мельник

В пекарне-пекарь

В грузовике-шофер

В магазине-продавец

Воспитатель: Следующее задание: Давайте назовем ласково:

Батон-батончик

Хлеб- хлебушек

Ватрушка-ватрушечка

Булка-булочка

Оладьи - оладушки

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Давайте отдохнем:

Раз- подняться, подтянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: Слушайте следующее задание:

В каких русских народных сказках говорится о хлебобулочных изделиях, или о продукте, из которого их изготовляют?

Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Колосок», «Гуси-Лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк», в рассказе «Теплый хлеб».

Воспитатель: А, может, кто- то вспомнит, песенку про Блины, что мы пели на масляной неделе?

Дети:

Как на масляной неделе,

Каждый день блины мы ели,

И мальчишки, и девчонки,

Собирались на вечерки,

Песни пели и плясали,

Весну радостно встречали-2 раза

Зиму на год провожали.

Воспитатель: А потешуку про котика, который пошел на торжок и что-то там купил…

Дети:

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку,

И еще на рублик-

Купил котик бублик,

Самому ли съесть,

Либо Бореньке отнесть,

Я и сам откушу

И Бореньке отнесу.

Воспитатель: а теперь пришла пора нашим рукам потрудиться, ведь не зря говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Блины мы с вами лепили, и сушки лепили, и крендель у нас получился.

вот вам еще одно хлебобулочное изделие – Калач. Калачи бывают разной формы. Сегодня мы слепим вот такой.

Ребята, калачи пекли по большим праздникам. Калачами угощали самых дорогих гостей. Сто лет назад в Нижнем Новгороде проводили ярмарку. Много разного диковинного товару можно было увидеть. Но самым необычным был саратовский фирменный калач – огромный. На него стелили чистую ткань, и разрешали попрыгать на нем, как на батуте. Калач пружинил и не терял своей формы и вкуса. Вот такие мастера – золотые руки.

Воспитатель: придвиньте ваши корзинки, в них тесто, давайте возьмем его, потрогайте, какое оно?

Дети: мягкое, эластичное, упругое, белое….

Воспитатель: разделим его на две равные части, одну часть теста оставляем, а другую раскатываем в «столбик», готово, а сейчас -  другую также раскатываем, получились два одинаковых «столбика».  

Отдохнем:

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы,

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит: «Крошки, что останутся воробьям достанутся»

Воспитатель: теперь соединим их в одном конце и скрутим. А сейчас соединим в кольцо. Вот и готов наш калач. Можно сказать, «Без труда не вылепишь и калача». Когда он высохнет, мы его раскрасим.

Воспитатель:

Рефлексия: Сегодня мы узнали, сколько людей выращивают хлеб и заботятся о том, чтобы у нас с вами каждый день на столе был свежий, вкусный, румяный, ароматный хлеб. И мы должны это помнить и никогда не забывать: «Хлеб - всему голова».

Хлеб - самое главное богатство нашей Родины-России!

Воспитатель: Как вы думаете, теперь Незнайке понятно откуда к нам хлеб пришел? 

Дети: Да

Воспитатель: Давайте, еще раз перечислим, что сначала, что потом?

Дети: зерно сажают в землю, потом оно прорастает в колосья, затем из колосьев молотят зерно, из зерна –муку, а из муки пекут хлеб.

Воспитатель: с каким хлебобулочным продуктом мы познакомились сегодня?

Дети: Сегодня мы познакомились с новым хлебобулочным изделием -Калач

Воспитатель: Что самое главное мы должны запомнить про Хлеб?

Дети: Что хлеб самое главное богатство и его надо беречь

 

 

 

 

 Конспект непосредственной образовательной деятельности

в средней группе №6 «Бельчата»

Интеграция образовательных областей:

Познавательно – речевое, познавательно-исследовательское, ознакомление с предметным окружением и социальным миром, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель:

Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи:

Образовательные:

• дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;

• познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.

Развивающие:

• расширить представление детей о том, как выращивают, пекут хлеб,

• формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;

• формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.

• знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.

Воспитывающие:

• воспитывать бережное отношение к хлебу,

• воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

• Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.

Оборудование мини-музей хлеба, хлебобулочные изделия: каравай, калач, батон, хлеб круглый, «кирпич» сухарики, печенье; хлебница, колосья, зерно, мука, каравай;

иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка и вот что он рассказал: вчера они с папой ездил к бабушке и из окна машины увидел поле, на котором росла зеленая трава, он спросил папу, что это за трава и почему ее так много, на что папа ответил: Это растет будущий хлеб! Но Незнайку такой ответ папы очень удивил: ведь он точно знает, что хлеб не растет, он видел его в магазине, на прилавке. Чтобы помочь Незнайке разобраться, предлагаю нам всем отправиться на экскурсию в Музей Хлеба.

Напоминаю, что Музей любит тишину: и взрослые и дети там внимательно слушают экскурсовода.

 Воспитатель: В стародавние времена, люди еще не знали, что такое хлеб, однажды они случайно увидели незнакомое растение. На стеблях его были тоненькие колосья, а в колосьях зерна. Зерна оказались съедобными. Сначала люди ели их сырами, потом попробовали растирать зерна и смешивать с водой. Варили эту похлебку на костре, как-то раз немного зерновой похлебки попало на горячий, раскаленный камень и запеклась - получилась горелая лепешка. Это был самый первый хлеб!

 И вот каждую весну, когда снег растает, выходил в поле хлебороб, вспахивал поле деревянным плугом, помогали ему наши четвероногие помощники-лошади.  Поле вспахано, надо сеять зерно: надевал хлебороб чистую рубаху и новые лапти и бросал зерно на вспаханную землю. Подрастают колосья, набираются силы у Земли, Солнца и Воды.  В конце лета наступает пора собирать урожай. На уборку хлеба шли семьями, мужчины косили косами, а женщины серпами, старики и дети связывали колосья в снопы. Но зерно еще надо из колоска достать и его молотили специальными молотилками.  Вот, наконец, и долгожданное зерно, но что бы оно стало мукой его еще надо обмолоть: на   большой плоский камень, насыпали, зерна, потом другим камнем эти зерна растирали в порошок.  Такие камни назывались зернотерки. Это было трудно и долго и, но терпение и труд - все перетрут!

Надо было срочно изобретать новые приспособления, и так появились сначала ручные мельницы, потом ветряные и на воде. Мощная сила воды или ветра помогала крутить жернова, и зерно легко перемалывалось в муку.  И зерно, и муку надо было сохранить, чтобы оно не испортилось, чтобы хватило на весь год до следующей весны. Поэтому хранили муку и зерно в специальных помещениях-амбарах, а в амбарах были комнаты – сусеки. Помните, в сказке о Колобке, когда бабка говорит, что муки нет, не из чего испечь колобка, а дед ей отвечает: «А ты по амбару подмети, по сусекам поскреби, глядишь и наскребешь муки…»

 Ну а дальше месили тесто, формировали хлеб и сажали его в русскую печь. Русская печь была главной в избе: она и грела, она и кормила.

 Время шло, и появлялись новые технологии, которые помогают человеку выращивать и изготовлять хлеб: это и современные машины-помощники: комбайны, сеялки, трактора. Мельниц сейчас почти не осталось, и мельников нет, а на хлебозаводах теперь уже нет пекарей: всю работу за них выполняют умные машины, но надо сказать, что всеми этими машинами управляет Человек.

Воспитатель: А сейчас посмотрите на стол и давайте вспомним, как называются все эти изделия, одним словом:

Дети: хлебобулочные изделия!

Давайте поиграем: будем передавать мяч и называть каждое.

Дети: каравай, батон, ватрушка, сушка, крендель, круглый хлеб, хлеб-кирпич, круассан, печенье, бублик, блины, оладьи, пасхальный кулич, булочка, лаваш, лепешка, рулет, пирожки….

Воспитатель: Вспомним какой он Хлеб (любой):

Дети: вкусный, ароматный, мягкий, свежий, румяный, подгорелый.

Воспитатель: давайте пройдем на свои места

Воспитатель: А вот вам следующее задание:

Я называю ряд слов, из которых надо найти лишнее.

Ложка, чайник, чашка, ЛЕПЕШКА, кастрюля, поварешка.

Еще: штанишки, шапки, рукавички, рубашки, ВАТРУШКИ, варежки, сапожки.

Еще: стол, диван, кровать, комод, кресло, РУЛЕТ, табурет.

Еще: булочка, лаваш, МАТРЕШКА, лепешка, сушка, ватрушка.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А теперь такое задание: из всей спецтехники выбрать только ту, которая нужна, чтобы вырастить урожай.

Дети: комбайн, сеялка, трактор, грузовики,

Воспитатель: давайте назовем профессии?

На тракторе-тракторист

На комбайне-комбайнер

На мельнице-мельник

В пекарне-пекарь

В грузовике-шофер

В магазине-продавец

Воспитатель: Следующее задание: Давайте назовем ласково:

Батон-батончик

Хлеб- хлебушек

Ватрушка-ватрушечка

Булка-булочка

Оладьи - оладушки

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Давайте отдохнем:

Раз- подняться, подтянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: Слушайте следующее задание:

В каких русских народных сказках говорится о хлебобулочных изделиях, или о продукте, из которого их изготовляют?

Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Колосок», «Гуси-Лебеди», «Лисичка сестричка и серый волк», в рассказе «Теплый хлеб».

Воспитатель: А, может, кто- то вспомнит, песенку про Блины, что мы пели на масляной неделе?

Дети:

Как на масляной неделе,

Каждый день блины мы ели,

И мальчишки, и девчонки,

Собирались на вечерки,

Песни пели и плясали,

Весну радостно встречали-2 раза

Зиму на год провожали.

Воспитатель: А потешуку про котика, который пошел на торжок и что-то там купил…

Дети:

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку,

И еще на рублик-

Купил котик бублик,

Самому ли съесть,

Либо Бореньке отнесть,

Я и сам откушу

И Бореньке отнесу.

Воспитатель: а теперь пришла пора нашим рукам потрудиться, ведь не зря говорят: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Блины мы с вами лепили, и сушки лепили, и крендель у нас получился.

вот вам еще одно хлебобулочное изделие – Калач. Калачи бывают разной формы. Сегодня мы слепим вот такой.

Ребята, калачи пекли по большим праздникам. Калачами угощали самых дорогих гостей. Сто лет назад в Нижнем Новгороде проводили ярмарку. Много разного диковинного товару можно было увидеть. Но самым необычным был саратовский фирменный калач – огромный. На него стелили чистую ткань, и разрешали попрыгать на нем, как на батуте. Калач пружинил и не терял своей формы и вкуса. Вот такие мастера – золотые руки.

Воспитатель: придвиньте ваши корзинки, в них тесто, давайте возьмем его, потрогайте, какое оно?

Дети: мягкое, эластичное, упругое, белое….

Воспитатель: разделим его на две равные части, одну часть теста оставляем, а другую раскатываем в «столбик», готово, а сейчас -  другую также раскатываем, получились два одинаковых «столбика».  

Отдохнем:

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы,

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит: «Крошки, что останутся воробьям достанутся»

Воспитатель: теперь соединим их в одном конце и скрутим. А сейчас соединим в кольцо. Вот и готов наш калач. Можно сказать, «Без труда не вылепишь и калача». Когда он высохнет, мы его раскрасим.

Воспитатель:

Рефлексия: Сегодня мы узнали, сколько людей выращивают хлеб и заботятся о том, чтобы у нас с вами каждый день на столе был свежий, вкусный, румяный, ароматный хлеб. И мы должны это помнить и никогда не забывать: «Хлеб - всему голова».

Хлеб - самое главное богатство нашей Родины-России!

Воспитатель: Как вы думаете, теперь Незнайке понятно откуда к нам хлеб пришел? 

Дети: Да

Воспитатель: Давайте, еще раз перечислим, что сначала, что потом?

Дети: зерно сажают в землю, потом оно прорастает в колосья, затем из колосьев молотят зерно, из зерна –муку, а из муки пекут хлеб.

Воспитатель: с каким хлебобулочным продуктом мы познакомились сегодня?

Дети: Сегодня мы познакомились с новым хлебобулочным изделием -Калач

Воспитатель: Что самое главное мы должны запомнить про Хлеб?

Дети: Что хлеб самое главное богатство и его надо беречь