Юные знатоки диких животных
Автор: Трошкина Светлана Вячеславовна
В нашем детском саду лексическая тема недели была под названием «Дикие животные». Мы с детьми решили внедриться в проектную деятельность. Так как эта тема актуальна, определили, о каких животных будем собирать сведения.
Актуальность проекта: Дошкольный возраст – это то время, когда ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством экологического образования, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В воспитании и обучении детей в своей работе мы используем много приемов и методов для решения разных задач, но наиболее перспективным мы видим метод проектной деятельности. Проект «Юные знатоки диких животных» направлен на расширение знаний детей об особенностях диких животных, их роли в жизни человека. Данный проект открывает мир животных. Он помогает установить взаимосвязь между людьми и животными. Помогает ответить на вопросы: Какое место в нашей жизни занимают дикие животные? Что мы можем дать диким животным? И на многие другие вопросы.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Тип проекта: познавательно-творческий
Сроки реализации: краткосрочный, две недели (18.03.2019-31.03.2019)
Задачи проекта:
· Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к животному миру;
· Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах;
· Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки);
· Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Этапы проекта:
· 1 этап. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме. Разработать план мероприятий по реализации проекта. Обновить предметно - развивающую среду в группах ДОУ.
· 2 этап. Выполнение проекта (Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности).
· 3 этап. Подведение итогов (Презентация в виде выставки детских работ и иллюстраций к занятиям, НОД «В гости к медведю»).
Ожидаемый результат:
· Дети знают обобщённое понятие «Дикие» животные.
· называют место обитания, питания диких животных
· запомнили название детёнышей нескольких животных.
· знают элементарные правила поведения с животными
· Повысить уровень личной самооценки детей за достигнутый результат;
· Повышение степени участия родителей в педагогическом процессе.
Познавательное развитие
|
1. 1. «Дикие животные» Цель: Обогащать представление детей о животных, отличать характерные признаки представителей диких животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т.д. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. 2. 2. «Заяц и волк – лесные жители» Цель: Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и волке. 3. 3. «Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса» Цель: Расширять первоначальные представления о лесе и его обитателях: (в лесу кроме зайца и волка обитают лиса и медведь; медведь зимой спит под снегом в берлоге, лиса бегает по лесу, охотится за зайцами). 4. 4. «Поможем зайке» Цель: Формировать умение дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличительным признакам. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы. 5. 6.«Где что можно делать?» Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. Игровая деятельность С/ролевая игра «Путешествие в лес, в гости к зверюшкам» Д/И «Кто в домике живет?» «Дикие животные» «Назови ласково» «Кому что дадим» Цель: Расширять представление детей об образе жизни животных, которые живут в лесу (чем питаются, где живут). Воспитывать интерес и любовь к ним. Развивающие настольные игры (пазлы). Цель: Научить детей различать виды животных, развивать логическое и художественное мышление, внимание, мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость. |
Художественно-эстетическое развитие
|
Рисование: 1. «Кто живет в лесу?» Цель: Учить передавать мазками следы зверей, развивать творческое воображение, сюжетно-ролевой замысел. 2. «Берлога для мишки». Цель: Закрепить знание детей о жилище зверей. Рисование диких животных по трафарету. Лепка: «Грибы для ежа» Цель: Закрепить знание детей о том, чем питаются дикие звери. Аппликация: «Бедный зайчик заболел – ничего с утра не ел». Цель: Вызвать у детей сочувствие к персонажу, желание ему помочь. Раскрашивание диких животных. · Музыка · Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных. Прослушивание записей звуков леса, шума моря, журчания воды и др. |
Речевое развитие
|
Рассматривание картины «Медведь» Цель: Помочь детям понять содержание картины. Отвечать на вопросы по содержанию картины. (Что они видят на картине? К каким животным относится медведь? Описать внешний вид, какой он?) Рассматривание сюжетной картины «Лиса с лисятами» Цель: Формировать способность к диалогической речи; умение отвечать на вопросы словом и предложениями (из 3-4 слов). Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей животных, соотносить наименования детёнышей животных в единственном и множественном числе с изображением на картинках. Рассматривание сюжетных картинок к сказке «Три медведя» Цель: Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами; упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Рассматривание сюжетной картины «Как животные готовятся к зиме» Цель: Формировать умение детей отвечать на вопросы, составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Д/И «Какая, какой, какое?» Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. Художественная литература: «Сидит белка на тележке …» «Заинька попляши…» Чтение русских народных сказок: «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Лиса и волк», «Три медведя», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Чтение рассказов: В. Бианки «Лес и мышонок»; Е. Чарушина «Волчишко», «Медведица и медвежата», «Про зайчат»; А. Пришвин «Ёж»; Б. Заходер «Ёжик»; А. Введенский «Мышка». Загадывание загадок о животных, разучивание стихов. Просмотр видео мультфильмов «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок». Подготовка к демонстрации сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя» Ситуации, общение в утренние и вечерние часы. - Как звери хвостами хвастались. - У кого домик лучше? (спор животных). - У кого какая кладовочка? - Почему с ёжиком никто в лесу дружить не хотел? - Кого в лесу слышно? - Как лиса зимой зайца потеряла? - Как бельчонок искал домик ежа? |
Физическое развитие
|
Подвижные игры: «У медведя во бору…», «Заинька выйди в сад», «Зайка серый», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Дети и волк», «Жмурки с мишкой», «Зайцы и медведь». Элементы физического воспитания: Упражнения для зверят «Лисичка крадется», «Идет медведь», «Зайчишка прыгает». Цель: Разучить игры, героями которых являются животные. Физкультминутка «Три медведя». Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку). Папа был большой-большой (поднимают руки над головой). Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди). А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают). С погремушками ходил Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь (дети имитируют игру с погремушками). |
Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
|
Консультации для родителей: «Правила безопасного поведения при встрече с дикими животными». · «Что рассказать детям о диких животных» «Играем дома» · Привлечение к оказанию помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок, мультфильмов. |
Результат проекта:
Дети получили первоначальное знакомство с природой. Узнали новое о животных, с удовольствием участвовали в изготовлении поделок, рисунков. Проектная деятельность детей с родителями показала, что совместная экологическая деятельность с детьми, может быть легкой, интересной. В результате совместной деятельности воспитателей и родителей удалось вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность по изучению природы и её обитателей, создать почву для развития будущего познавательного интереса детей. Практика показала, что взаимодействие педагога с дошкольниками в процессе развития речи при ознакомлении с окружающей природой способствовало её развитию, образности мышления, духовно-нравственному развитию детей.
Литература:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Вераксы, Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 368 с
2. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. М.: Мозаика 2015
3. С.Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 96 с.
4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности во 2 младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008. С. 224.