+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование элементов народной культуры в воспитательной и внеурочной деятельности младших школьников

Автор: Карпенко Таисия Александровна, Тамахина Татьяна Александровна

Использование элементов народной культуры в воспитательной и внеурочной деятельности младших школьников Ученик выступает только в роли потребителя информации. В результате, по словам профессора А.Н.Леонтьева, происходит «обнищание души при обогащении информацией». В наше время перед общеобразовательной школой, семьей ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решение в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны нашел отражение в таких важнейших документах, как Концепция модернизации российского образования и Государственная программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проработав в своей малокомплектной сельской школе п. Ягодный мы можем долго говорить о своих самых маленьких учениках, но одно мы усвоили прочно, что переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную новую планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге, что любят, а из-за чего огорчаются, плачут. Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. Уметь решать проблему, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, уметь сделать выбор между тем « что такое хорошо и что такое плохо» - вот, с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Именно в детстве формируются умы и сердца наших детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. Национальная культура складывается из традиций народа. Она должна бережно копиться и передаваться из поколения в поколение. Поэтому, выстраивая взаимодействие с учениками в воспитательной и во внеурочной деятельности, ориентируемся на задачи формирования духовно-нравственных качеств личности. Считаем, что обычное словосочетание « классный час» давно можно заменить на «час душевного общения». Каким образом, нам, педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордиться своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?! Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. В уже давно сложившейся системе воспитательных мероприятий, большую часть отводим знакомству с русскими народными и православными праздниками. В нашу жизнь вошла традиция проводить эти праздники. Так появились у нас « Пасхальный колобок», « Госпожа – широка Масленица», « Деревенские посиделки», « Рождественская елочка», « Вслед за солнышком живем» и другие. При подготовке и проведении таких мероприятий видно как загораются у детей глаза, как каждый старается вложить частичку души. Все вместе знакомимся с обычаями и традициями этих праздников. Народные традиции особенно прочны в календарном фольклоре, куда входят произведения, связанные с природой, « красными» датами, или произведения, имеющие сезонный характер. Народный календарь приучает видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков. Традиционным стало проведение календарно- обрядовых праздников « Именины Осени», « Зимушка – Зима», « В гости к Весне», « Здравствуй, Лето красное, красивое прекрасное». Младшие школьники живо вовлекаются в любую деятельность, могут самостоятельно организовать групповую игру, углубляются в историю, быт, фольклор своих предков. Так, ребята отправляются в путешествие « Вслед за солнышком живем». Оно продолжается в течение учебного года. В пути нас ждет встреча с Хозяйкой каждого времени года (Осенью, Зимой, Весной, Летом). В путешествии дети встречаются с героями народного фольклора, которые устраивают препятствия. Чтобы их преодолеть, надо выполнить различные задания. Например, сыграть с Медведем в русские народные игры, подарить свои поделки Козе-Дерезе, показать сказки избушке на курьих ножках. Помогают детям не сбиться с пути подаренная Хозяйкой времени года волшебная вещь (пасхальный колобок, Шуршик, солнышко-колоколнышко, птичка-Весничка). Отправляясь в путешествие, ребята получают уникальную возможность своими руками изготовить поделку к народному празднику, узнать о её происхождении и бытовании, знакомиться с народными играми, песнями и припевками. Дети отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, которые слышат от родителей, бабушек, дедушек. Фольклорные праздники становятся радостным событием в жизни ребят. На лицах детей можно прочитать удовлетворение и радость от встречи с «прекрасным». Изучение народной культуры не только способствует развитию личности младших школьников, их познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает вести работу по сплочению классных коллективов, уважение к окружающим людям, вовлекать в воспитательный процесс родителей. Происходит подлинное общение школьников с искусством своего народа. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться « русским духом». Я часто думаю мучительно Над фразой мудрой как века: «Чтоб было у кого учиться, Учитель, воспитай ученика». Чтоб был он сильным, умным, добрым, Чтоб Родину не смог предать, Чтоб крепкую семью он создал, За друга смог бы жизнь отдать. Чтоб верил в искренность и правду, Чтоб был душой он чист, как снег, Чтобы из искры разгорелось пламя. И разуму был предан он навек! Т.А.Тамахина, Т.А.Карпенко учителя начальных классов