+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Стимулирование творческих способностей учеников как условие развития младших школьников (из опыта работы)

Автор: Емельянова Ирина Петровна

«Активизация творческой активности на уроке,  как условие развития способностей младших школьников»

(из опыта работы)

 

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить,

 а факел, который надо зажечь » - Плутарх  

 

Учитель начальных классов

МОУ № 98 «Хрусталик» г. Вологда

Емельянова  И.П.

 

«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия», писал Виссарион Григорьевич Белинский. Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.

Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.

Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

         Необходимо   уроки   выстраивать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью.   Развивать творческие способности можно и нужно на всех уроках.

           

Неутолимая жажда нового, нестандартное восприятие окружающего мира, богатое воображение, а главное, потребность в творчестве – вот качества, присущие гению и ребенку. «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет», - заметил известный английский писатель Честертон. Следовательно, стимулирующая роль педагога начальных классов в развитии и реализации творческого потенциала школьника особенно велика. Нам необходимо так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности. Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.

Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников:

-раннее начало (рисование, лепка, конструктор);

-окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы

стимулировали - самую раннюю творческую силу;

-максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;

-большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;

-умная помощь взрослых;

-эмоциональная сторона дела.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.  «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива, - писал. Василий Александрович Сухомлинский

Среди советов (А. Дистервега), которых должен придерживаться учитель, я следую таким:

- Старайся установить план преподавания, вполне соответствующий потребностям своих учеников;

- Изучай постоянно и беспрерывно труды: общепедагогические, дидактические, методические, логические, психологические и другие, которые вообще помогают учителю достигнуть высшего развития;

- Учитель должен изучить и определить реальные возможности учащихся в зоне ближайшего (потенциального) развития и на этой основе строить дальнейшую работу на уроке:

- Планировать цель урока как взаимосвязанный комплекс задач обрзования, воспитания и развития учащихся;

- Выделять главное, существенное содержание учебного материала;

- Выбрать наилучшее сочетание методов обучения на основе их сравнительно эффективности для конкретных условий;

- Осуществлять дифференцировано-групповой подход к учащимся, дифференцируя не только объем и сложность учебного материала, но и степень помощи;

- Оптимально сочетать различные формы учебной работы;

- Обеспечивать наиболее благоприятные, гигиенические, морально--психологические и материальные условия обучения.

   Мне особенно близка в этом вопросе позиция авторов Образовательной системы  «Школа России». Данная система накопила достаточно большой опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учеников и достижения ими личностных и метапредметных результатов. Среди деятельностно-ориентированных принципов, на которых базируется система «Школа России0», выделяется креативный принцип. Поэтому, в каждом учебном курсе значительное место отводится продуктивным заданиям, творческим домашним работам. Работая по программе «Школа России», я наблюдаю, неизменный высокий интерес детей  к таким заданиям, получаю импульсы к собственным педагогическим идеям. По оценке моих учащихся лидирующие позиции в рейтинге самых интересных творческих работ  занимают:

§  рассказы  про буквы с иллюстрированием;

§  сочинение сказок по окружающему миру и литературе;

§  кроссворды, ребусы, шарады;

§  занимательные уроки по предметам;  

§  изготовление сказочных персонажей, макетов городов, домиков литературных героев;

§  создание  мини-сообщений по теме урока;

§  придумывание образов, иллюстрирующих математические понятия;

§  творческие конкурсы  по изобразительному искусству и технологии;

§  письма жителям разных зон Земли;

§  проекты по предметам;

§  сочинение стихотворных строк на заданную рифму;

§  экскурсионные уроки.

Одним из важных средств развития творческой активности младших школьников считаю литературный краеведческий материал на примерах творчества вологодских писателей и поэтов. Пробуждение мысли ребенка, его впечатления и ощущения от знакомства с творчеством писателей-земляков сохраняются на долгие годы. Ведь творчество во многом определяется именно умением выражать свои чувства и эмоции, поэтому важно постоянное обращение к эмоциональной сфере ребенка.

         Наши традиционные экскурсии по абонементу краеведческого музея открывают для подрастающих будущих россиян много нового о своей малой родине. Через краеведение происходит активное вовлечение детей в творческий процесс практической направленности: дети принимают участие в обсуждении увиденного, рисуют то, что особенно понравилось и запомнилось, рассказывают дома о том, что  узнали, что возбудило их воображение.

          Важно, чтобы ребенок мог оценить масштабы своего творчества, визуализировать свой творческий маршрут. Для этого в классе мы устраиваем выставки творческих работ «Умники и умницы», где дети и родители могут видеть результаты своего труда, познакомиться с работами товарищей. Каждое мероприятие сопровождается фотографиями, на которых запечатлеваются яркие моменты жизни детей, а потом все выкладывается на школьном сайте и на страничке  Вконтакте. Так ребята и их родители вместе видят результаты своего творчества, которое входит в их жизнь.  В конце четверти каждый ребенок (пока вместе с родителями) проводит самоанализ на странице в портфолио «Мои творческие работы»: оценивает интерес, самостоятельность выполнения, степень трудности творческих заданий,  выбирает свою  Лучшую творческую работу четверти, помещает Диплом или Грамоту.   

Создание ситуации успеха, похвала, поощрение учащихся за их достижения - необходимые  слагаемые в развитии творческих качеств личности. Помимо словесного одобрения, мои ученики получают и конкретные знаки своих удач: Грамоты, Дипломы, Сертификаты, медальки.   Здесь особенно важна роль родителей младших школьников. На тематическом собрании в 1 классе они получают практические советы по организации выполнения ребенком творческих домашних заданий, обмениваются Вконтакте опытом творческих игр и занятий с детьми.

Механизм творческого саморазвития личности срабатывает тогда, когда учащийся ведет внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открывая в себе возможности для самосовершенствования, выходит на более высокий уровень творческой самореализации.    

Полноценное самовыражение в творчестве – залог психического здоровья ребенка. Создавая творческую атмосферу вокруг него, педагог поощряет его деятельность, делая ее источником положительных эмоций и развития творческого потенциала. Наивысшее счастье учителя – разделить с учеником радость открытия, радость творчества!

           Результатом моей работы является:

1)    Творчество ведет к расширению кругозора, к увеличению запаса знаний. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения.

2)    Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.

3)    Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим  предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

4)    При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

5)    Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится  понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками  образовательного процесса.    

Заключение

По словам Выготского Л.С., творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое… Воображение приобретает важную функцию в развитии ребенка, так как он может представить себе картину по чужому рассказу, описанию, как бы получается двойственная связь воображения и опыта.

         Наш известный вологодский писатель Василий Белов писал: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом?» Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному учителю. Но если и родители подключаются, задаются этой целью и будут стремиться к сотрудничеству, то выиграют, в конечном счете, наши дети! Ведь творчество - момент создания будущего в настоящем.

 

«Активизация творческой активности на уроке,  как условие развития способностей младших школьников»

(из опыта работы)

 

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить,

 а факел, который надо зажечь » - Плутарх  

 

Учитель начальных классов

МОУ № 98 «Хрусталик» г. Вологда

Емельянова  И.П.

 

«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия», писал Виссарион Григорьевич Белинский. Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.

Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.

Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

         Необходимо   уроки   выстраивать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью.   Развивать творческие способности можно и нужно на всех уроках.

           

Неутолимая жажда нового, нестандартное восприятие окружающего мира, богатое воображение, а главное, потребность в творчестве – вот качества, присущие гению и ребенку. «Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет», - заметил известный английский писатель Честертон. Следовательно, стимулирующая роль педагога начальных классов в развитии и реализации творческого потенциала школьника особенно велика. Нам необходимо так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности. Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.

Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников:

-раннее начало (рисование, лепка, конструктор);

-окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы

стимулировали - самую раннюю творческую силу;

-максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;

-большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;

-умная помощь взрослых;

-эмоциональная сторона дела.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.  «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива, - писал. Василий Александрович Сухомлинский

Среди советов (А. Дистервега), которых должен придерживаться учитель, я следую таким:

- Старайся установить план преподавания, вполне соответствующий потребностям своих учеников;

- Изучай постоянно и беспрерывно труды: общепедагогические, дидактические, методические, логические, психологические и другие, которые вообще помогают учителю достигнуть высшего развития;

- Учитель должен изучить и определить реальные возможности учащихся в зоне ближайшего (потенциального) развития и на этой основе строить дальнейшую работу на уроке:

- Планировать цель урока как взаимосвязанный комплекс задач обрзования, воспитания и развития учащихся;

- Выделять главное, существенное содержание учебного материала;

- Выбрать наилучшее сочетание методов обучения на основе их сравнительно эффективности для конкретных условий;

- Осуществлять дифференцировано-групповой подход к учащимся, дифференцируя не только объем и сложность учебного материала, но и степень помощи;

- Оптимально сочетать различные формы учебной работы;

- Обеспечивать наиболее благоприятные, гигиенические, морально--психологические и материальные условия обучения.

   Мне особенно близка в этом вопросе позиция авторов Образовательной системы  «Школа России». Данная система накопила достаточно большой опыт обеспечения в образовательном процессе личностного развития учеников и достижения ими личностных и метапредметных результатов. Среди деятельностно-ориентированных принципов, на которых базируется система «Школа России0», выделяется креативный принцип. Поэтому, в каждом учебном курсе значительное место отводится продуктивным заданиям, творческим домашним работам. Работая по программе «Школа России», я наблюдаю, неизменный высокий интерес детей  к таким заданиям, получаю импульсы к собственным педагогическим идеям. По оценке моих учащихся лидирующие позиции в рейтинге самых интересных творческих работ  занимают:

§  рассказы  про буквы с иллюстрированием;

§  сочинение сказок по окружающему миру и литературе;

§  кроссворды, ребусы, шарады;

§  занимательные уроки по предметам;  

§  изготовление сказочных персонажей, макетов городов, домиков литературных героев;

§  создание  мини-сообщений по теме урока;

§  придумывание образов, иллюстрирующих математические понятия;

§  творческие конкурсы  по изобразительному искусству и технологии;

§  письма жителям разных зон Земли;

§  проекты по предметам;

§  сочинение стихотворных строк на заданную рифму;

§  экскурсионные уроки.

Одним из важных средств развития творческой активности младших школьников считаю литературный краеведческий материал на примерах творчества вологодских писателей и поэтов. Пробуждение мысли ребенка, его впечатления и ощущения от знакомства с творчеством писателей-земляков сохраняются на долгие годы. Ведь творчество во многом определяется именно умением выражать свои чувства и эмоции, поэтому важно постоянное обращение к эмоциональной сфере ребенка.

         Наши традиционные экскурсии по абонементу краеведческого музея открывают для подрастающих будущих россиян много нового о своей малой родине. Через краеведение происходит активное вовлечение детей в творческий процесс практической направленности: дети принимают участие в обсуждении увиденного, рисуют то, что особенно понравилось и запомнилось, рассказывают дома о том, что  узнали, что возбудило их воображение.

          Важно, чтобы ребенок мог оценить масштабы своего творчества, визуализировать свой творческий маршрут. Для этого в классе мы устраиваем выставки творческих работ «Умники и умницы», где дети и родители могут видеть результаты своего труда, познакомиться с работами товарищей. Каждое мероприятие сопровождается фотографиями, на которых запечатлеваются яркие моменты жизни детей, а потом все выкладывается на школьном сайте и на страничке  Вконтакте. Так ребята и их родители вместе видят результаты своего творчества, которое входит в их жизнь.  В конце четверти каждый ребенок (пока вместе с родителями) проводит самоанализ на странице в портфоли